Мои инновации в обучении и образовании
методическая разработка
Мои инновации в обучении и образовании
Скачать:
Предварительный просмотр:
22.03.2021 г. Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования «Мои инновации в обучении и образовании (из опыта работы педагогов)»
«Применение инновационных технологий на занятиях в детском хореографическом коллективе» (из опыта работы педагога дополнительного образования Виноградовой Н.В.)
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Инновационные технологии в дополнительном образовании позволяют:
- более полно раскрыть возможности педагога и способности учащихся;
- сделать образовательный процесс более творческим, развивающим инициативу учащихся и направленным на саморазвитие и самообразование личности, более гуманным и личностно-ориентированным.
Основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Соответственно необходимо стремиться оперативно изучать, разрабатывать и рационально внедрять новые технологии, методики, приемы и формы обучения творчеству, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных задач.
Главная задача, которую я ставлю перед собой в хореографическом коллективе «Ромашка» – воспитание человека культуры, с развитым чувством красоты, правильной танцевальной осанкой, воспитание трудолюбия и уверенности в своих силах.
Сегодня я расскажу о технологиях, используемых в работе с учащимися. Они относятся к инновационным, так как зарекомендовали себя эффективностью и результативностью.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированный подход – способ организации обучения, в процессе которого я учитываю личные возможности учащихся и создаю необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
В центре образовательного процесса - учащийся, поэтому цель и принцип проведения каждого занятия я соизмеряю с интересами, возможностями своих воспитанников, а иногда и психологическими проблемами, которые стараюсь уважительно корректировать.
Каждое занятие начинается с эмоционального настроя. Я всегда пытаюсь создать творческую, рабочую атмосферу, вести занятие так, чтобы у детей развился интерес к данному занятию и хореографии в целом.
Обучение танцу - это рутинный трудоёмкий процесс для ребёнка, поэтому иногда приходится одновременно быть и педагогом, и воспитателем, и родителем. Для меня очень важно дать понять детям, что мы трудимся с ними над одним общим делом, у нас одни цели, желания и перспективы.
Данный подход позволяет почувствовать каждому ребёнку свою значимость и необходимость, что положительным образом сказывается на их заинтересованности к занятиям, результативности и сохранности контингента.
При постановке хореографического номера я всегда учитываю творческую индивидуальность учащегося: важно, чтобы характер и образ героя был схож с темпераментом ребёнка. Тогда он будет выглядеть органично на сцене, понимать, что он танцует.
Работая с солистом, я выстраиваю определённый порядок следования одного движения за другим с учётом профессиональных и физических данных конкретного ребёнка, продуманно чередую и распределяю нагрузку.
Технология обучения в сотрудничестве
Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Даная технология на занятиях хореографией является эффективной методикой, основана на содружестве, сотворчестве участников педагогического процесса.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе в группе, а не просто что-то выполнять вместе. Расскажу, как происходит данная работа в хореографическом коллективе «Ромашка».
Каждая постановочная работа начинается с обсуждения того, что предстоит танцевать, какие эмоции необходимо передать зрителю, каков характер героя, какие образы и костюмы необходимы. Далее начинается отработка элементов танца. Учащиеся делятся на группы, малые группы, пары, трио в зависимости от потребности отработки необходимого материала.
Чтобы дети смогли стать более раскрепощёнными, не стеснялись в выражениях своих эмоций, мыслей и действий использую танцевальную импровизацию. Она помогает раскрыть творческую натуру ребёнка, развивает образное мышление, фантазию, актёрские данные. Основную роль здесь играют душевное настроение и вдохновение. Учащиеся обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации: одним импровизация даётся легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники увлеклись ощущением сиюминутности процесса творчества. Успех импровизации зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому данные задания даю во второй половине занятия.
Приведу несколько примеров импровизации.
Упражнение «Зеркало». Учащиеся делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них – ведущий, другой – ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение так точно, как это возможно. Цель – достигнуть такой согласованности движения, чтобы наблюдатель не мог различить, кто ведёт, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить своё внимание на том, чтобы двигаться чётко, чтобы ведомый сохранял связь, а задача ведомого – чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут учащиеся меняются ролями и повторяют упражнение.
Упражнение «Энергичная парочка». Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении: держась правыми руками, положив руки друг другу на плечи или на талию, взявшись двумя руками, лицом или спиной друг к другу. Затем можно меняться в парах и менять задание. При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Цель: стимулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания.
Данная технология основана на принципах: мы все взаимозависимы, есть личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы, мы - участники совместной учебно-познавательной деятельности в группе, мы даём общую оценку работы группы. То есть, мы совместно вырабатываем цели, содержание занятия, анализируем и оцениваем свою работу, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Кроме того, использование данной технологии позволяет мне воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, умение радоваться за достижения своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей. А это, в свою очередь, способствует сплочению творческого коллектива.
Игровые технологии
В работе с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста я применяю игровые технологии. Дети раскрываются: проявляется самостоятельность, решительность, сообразительность. Они получают признание сверстников, глубже ощущают окружающий мир, значение слов, проявляют все свои лучшие качества. Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игра помогает многим детям преодолеть излишнюю скромность, стеснительность, а чувство сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придаёт им уверенность в себе. В этом возрасте дети очень любят фантазировать и с удовольствием вовлекаются во все игры. Их действия под музыку свободны, легки, непосредственны и они без особого труда используют танцевальную импровизацию. 6слайд вкл.
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одна из приоритетных и осознанных задач каждого педагога, что находит отражение в образовательных программах объединения.
Данный подход позволяет отобрать методики, которые исключают перегрузку нервной системы, физической нагрузки и ускоряют творческое развитие личности.
Главным условием здоровьесберегающих технологий является чёткая организация занятий, дисциплина, основанная на точном соблюдении объяснений и рекомендаций педагога, которые сочетаются с предоставлением детям самостоятельности в действиях при выполнении заданий.
В хореографическом коллективе «Ромашка» всё начинается с соблюдения правил посещения занятий, дисциплины, требования придерживаться формы для занятий, прически, всё это благоприятно сказывается на здоровье учащихся. Бесспорно, что не все дети обладают отличными физическими данными, не у всех есть определённые способности: выворотность, гибкость, хорошее чувство ритма, поэтому для педагога важно быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению к учащимся независимо от их способностей, поведения или характера.
Занятия я выстраиваю, придерживаясь следующих основных здоровьесберегающих правил:
Дыхательная гимнастика
Работая с детьми, я столкнулась с проблемой неправильного дыхания. Когда ребёнок задерживает дыхание, в организм не поступает кислород, клетки и ткани питаются недостаточно, а значит, не хватает сил на сам танец, с каждой секундой двигаться становится всё сложнее. В свои занятия я включила дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения помогут освоить правильное дыхание, и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.
Подводя итоги выступления, хочу отметить, что инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определённую дидактическую систему. Она направлена на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, образовательные потребности учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
"Инновации в обучении иностранных языков"
В презентации кратко описаны способы успешного изучения иностранного языка...
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос
Доклад представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...
Педагогичекие традиции и инновации-залог совершенствования системы образования
Статья на тему: "Педагогические традиции и инновации - залог совершенствования системы образования"...
«Педагогические инновации в обучении английскому языку в рамках ФГОС».
laquo;Педагогические инновации в обучении английскому языку в рамках ФГОС»....
Традиции и инновации в системе дополнительного образования
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским...
"Инновации в обучении: методы стимулирования интереса к технологии у школьников"
quot;Инновации в обучении: методы стимулирования интереса к технологии у школьников" Осепян А.К,, зам. директора по УВР, учитель технологии и индивидуального проекта К...