Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС
статья на тему

Шерманова Ольга Юрьевна

Сообщение на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”

Китайская мудрость.

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия.   

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противопоставляется привычному словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания.
Общим понятием для всех имеющихся теорий является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. 
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. 
Позиция ученика: за познание мира.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: 
- учитель создает проблемную ситуацию; 
- ученик принимает проблемную ситуацию; 
- вместе выявляют проблему; 
- учитель управляет поисковой деятельностью; 
- ученик осуществляет самостоятельный поиск; 
- обсуждение результатов. 

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Технология деятельностного метода – это реализация системно-деятельностного подхода.

Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, привносит в урок новое начало. 

Новый урок в технологии деятельностного метода строится на следующих дидактических принципах: деятельность, непрерывность, целостность, минимакс, психологическая комфортность, вариативность, творчество – и во многом отличается от традиционного урока.

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Основным механизмом является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

  1. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии. 

  1. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщённого, системного, целостного представления о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать.

  1. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Это позволит сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от «двойки», что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.

  1. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 

  1. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

  1. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач, самостоятельное  «открытие» ими новых способов действия.

Технология деятельностного метода предполагает построение урока с
опорой на все ведущие принципы, поэтому на своих уроках учителя ежедневно используют разноуровневые задания (принцип минимакса), систематически предлагают задачи прикладной направленности (принцип целостного представления о мире), а также задания, содержащие перебор вариантов и выбор оптимального варианта в соответствии с заданным критерием (принцип вариативности).
          Традиционный педагог уходит со сцены. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. На смену приходит педагог-исследователь, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности,  к самоопределению и саморазвитию.  

Технологи я системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. Метод хорош и тем, что он обеспечивает развитие каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, рост его творческого потенциала, создаёт основу для самовыражения.
    
В технологии деятельностного  метода  дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В системе основного общего образования предмет «География» занимает особую позицию, «охватывая многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания». Основная цель преподавания географии в контексте ФГОС заключается в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни».

Школьный курс географии в соответствии с ФГОС предполагает внедрение многих новшеств. Одним из них является введение предмета с пятого класса. Изучая возрастные психологические особенности пятиклассников, учителю необходимо будет продумать и учесть возможные варианты трудностей изучения предмета в этом возрасте. Важно не забывать, что умственная активность учащихся будет на высоком уровне, но развитие способностей возможно только в деятельности, вызывающей интерес и привлекательность. Современные учителя географии выступают не только в роли проводника к знаниям, но и помогают детям стать более самостоятельными, находить нужные пути решения любых вопросов самим. Стандарт позволяет учителям использовать различные варианты новых нестандартных подходов в обучении, а школьникам применять знания для разработки и внедрения креативных идей и решений. Учитель на уроке старается продемонстрировать учащимся применение в повседневной жизни полученных ими знаний, тем самым повышая мотивацию к познанию окружающего мира. Дети становятся  участниками образовательного процесса. Сейчас стандарт предполагает личное участие каждого ученика. Мнения, суждения, высказывания учащихся на уроке являются неотъемлемой его частью. Они учатся слушать друг друга, уважать мнение каждого, работать все вместе и получать видимые результаты.

Использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Технология деятельностного подхода как средство реализации ФГОС ООО при проектировании уроков физики и подготовке учащихся к ОГЭ

В данной презентации содержится разработка лабораторной работы "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС О...

"Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"

quot;Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"...

Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС.

Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС....

"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...