Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"
статья

Доможакова Валентина Викторовна

Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

В.В. Доможакова

(г. Абакан, Россия)

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Все мы живем в огромном современном поликультурном пространстве. Диалог цивилизации, культур, традиций стал особенно актуальным в связи с  процессами глобализации во всех областях человеческой жизни и деятельности. Но установить понимание удается далеко не всегда, даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, и собеседники свободно разговаривают на одном языке. Одна из основных причин, прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции. Её наличие исключительно важно, а сама проблема её формирования активно разрабатывается в современной методике. По моему мнению, одним из способов формирования и развития социокультурной компетенции в учебный процесс является интеграция внеурочной деятельности. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.

Н.Г. Муравьева предлагает следующее определение социокультурной компетенции: «это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [6, с. 28].

В области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных стандартах среднего основного и полного образования по иностранному языку, где социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной [3].

Готовность жить и общаться в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.

Главной задачей в организации, как учебного процесса, так и внеурочной деятельности, на наш взгляд, является выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведческого материала, без чего невозможен социокультурный подход в обучении немецкому языку. Для этого в своей работе постоянно применяю методические материалы немецких издательств «Hueber», «Langenscheidt», «Klett», материалы Goethe-Institut, журналов «Juma», «Deutschland», «Der Weg», «Vitamin De», «Deutsch Kreativ». Всё это помогает в работе по использованию социокультурного компонента в преподавании немецкого языка и наполнению новым социокультурным содержанием УМК «Deutsch» И.Л. Бим.

Включение детей во внеурочную деятельность с помощью ролевых игр, даёт возможность познакомиться с менталитетом немцев и развивает положительную мотивацию изучения немецкого языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.

Реализация социокультурного подхода осуществляется при проведении традиционных немецких праздников: День урожая (Erntedankfest), День святого Николая (Nikolaustag), Рождество (Weihnachten), День святого Валентина (Verliebstag), Пасха (Ostern) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику.

Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни. На внеурочных занятиях с учащимися мы смотрим фильмы о городах Германии и Австрии (Берлин, Гёттинген, Мюнхен, Бонн, Кёльн, Гамбург, Гейдельберг, Любек, Веймар, Вена, Зальцбург), о немецких праздниках (Рождество, Пасха, Троица, Карнавал).

Но самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является, прежде всего, пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. В этом плане огромную роль играют международные молодежные и школьные обмены. Информационные визиты учителей, партнерство между школами, создание общих проектов, мероприятий в период обучения в средней школе учит ребят языкам, общению с иностранцами, дает бесценный опыт, который окажет влияние на будущее в жизни учеников школы. Молодежные обмены предоставляют возможность увидеть мир, узнать и научиться уважать традиции других стран, выучить иностранный язык, познакомиться с множеством людей из различных точек нашей планеты и получить колоссальный опыт!

МБОУ «СОШ №26» г. Абакана вот уже 4 год успешно проводит школьный обмен с гимназией г. Эберсберга (ФРГ). Абаканские школьники в летние каникулы в 2012 г. побывали в г. Мюнхен  и в течение 10 дней проживали в немецких семьях, а немецкие партнеры по обмену приезжали в июле 2013 г. в Абакан с ответным визитом и проживали в русских семьях. Встреча партнеров является для обеих сторон большим событием и помогает нам решать важные задачи в преподавании немецкого языка в нашей школе и преподавании русского языка в немецкой гимназии. Школьный обмен вызывает большой интерес, как у учащихся, так и их родителей, значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка, практически формирует и углубляет коммуникативные навыки и умения учащихся благодаря “погружению” в языковую, образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в Германии. Наши ребята в течение недели посещали занятия в гимназии г. Эберсберг, культурные достопримечательности других немецких городов (Дрезен, Лейпциг, Мюнхен, Берлин), что значительно расширило культурный кругозор учащихся и углубило их знания немецкого языка. Общение с партнерами и их родителями также позволяет сравнивать образ жизни, поведение и манеру общения в другой стране и способствуют воспитанию толерантности и уважению к другому стилю жизни. Учащиеся также ведут свою переписку по Интернету с новыми друзьями и общаются по Skype  на немецком языке. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас и обогащают знания необходимыми речевыми образцами для элементарного общения друг с другом.

Благодаря школьному обмену развивается открытость по отношению к многообразию культур и толерантность. Диалог культур – это способ осознания своей культуры, которая лишь при наличии другой культуры обретает индивидуальность и самобытность. Поэтому очень важным является развитие у учащихся межкультурной компетенции.

Еще одной формой организации внеурочной деятельности является театральная студия «Bienchen», главной задачей которой является расширить творческий потенциал ребёнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. Создание театральной студии на базе школы и эффективная её работа крайне необходимы в условиях современного воспитания, так как это путь ребёнка в общечеловеческую культуру, это моделирование жизненного опыта людей. Тем более творческая работа, перевоплощение в необычные образы совершенно необходимы в работе и с трудными детьми, и с одарёнными.

В том, что включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс – потребность современного образования, мы убедились на собственном опыте. Более трёх лет назад на базе «СОШ №26» г. Абакана при активной поддержке администрации школы была создана театральная студия «Пчелки». А начиналось все очень скромно: на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности учителей немецкого языка Толкачевой Натальи Николаевны и Доможаковой Валентины Викторовны присутствовали элементы театрализации, из которых и «выросла» студия. В студии за три года состоялось четыре замечательнейших премьеры, которые получили огромный отклик как у учащихся, так и у родителей. Многие учителя активно помогают руководителю и ребятам, поддерживают необычные идеи, рождающиеся в студии. Необходимо сказать, что путь, который для себя выбрали ребята и их руководитель Доможакова В.В. достаточно сложный: сценарии для постановок пишут участники студии самостоятельно. Никогда не используются уже готовые сценарии. Такой подход учит ребят нестандартно, а порой совершенно неожиданно решать творческие задачи. Премьера спектакля на немецком языке «Tröpfchen» в мае 2014 года потрясла зрителей, а участникам дала возможность серьёзной плодотворной работы (в течение всего учебного года), возможность красивых перевоплощений, возможность показать весь свой творческий потенциал каждого ребенка.

Немецкая театральная студия включает в себя три коллектива учащихся:

- Детский немецкий театр «Kleine Bienchen» (учащиеся 1-5классов);

 - “ Студия DEUTSCHmitSPAß” (6-10кл.).

Создание немецкой театральной студии явилось результатом внедрения и использования в повседневной работе методики проектов на уроках немецкого языка. Внеурочные занятия дают детальное представление об особенностях языка, жизни, быте, традициях, истории, музыке, живописи, праздниках, обрядах, словом о том, что включает в себя понятие культура. Учащиеся по-настоящему погружаются в культуру страны изучаемого языка. В театре происходит обучение в действии, в деятельности, креативное обучение, которое доставляет детям удовольствие, развивает, поддерживает мотивацию к изучению немецкого языка. Работа над инсценировками активизирует, закрепляет и обогащает словарный запас, содействует эстетическому воспитанию, развивает художественный вкус и музыкальность. Совместный выбор репертуара, отработка текстов и песен, сольное и хоровое пение укрепляют межличностные отношения, сплачивают коллектив, позволяют выявить одаренных детей, а самым слабым учащимся – самовыразиться.

Театральная студия участвует в различного рода международных проектах. В 2013 году театральный коллектив «Kleine Bienchen» стал дипломантом IV Всероссийского фестиваля школьных кукольных театров на немецком языке. В этом году маленькие актеры приняли участие в театральном фестивале, проводимого рамках мероприятий Дней языков «В фокусе – Австрия», организованного кафедрой романно-германской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации и были награждены почетными грамотами за оригинальность сценария. Стоить отметить, что ценным является не только результат (спектакль, песня, рисунок, декорация и т. д.), но и сам процесс работы, предполагающий занятость во внеурочное время, создавая тем самым условия для творчества, поиска, взаимодействия учащихся и родителей. Деятельность, в которую вовлечены учащиеся, обращена к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере их личности, предоставляя каждому ученику возможность для самовыражения.

Также в целях повышения мотивации к изучению немецкого языка в апреле 2014 г. успешно был начат проект «Klassenbriefpartnerschaft» (Абакан-Эберсберг-Минусинск). При активном сотрудничестве учителей немецкого языка - членов МОО «Союз учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края» и учителей гимназии г. Эберсберга, учащиеся получили уникальную возможность найти друзей по переписке, общаться и в дальнейшем совершенствовать свои знания немецкого языка.

Таким образом, внеурочная работа по немецкому языку играет существенную роль в развитии личности учащихся. У ребят наблюдается повышение мотивации к изучению предмета, интерес к стране изучаемого языка.


Использованная литература:

1. Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.

2. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку. // Иностранные языки в школе. – 2001. - №4, С. 39-40

3. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе. // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 2.- С. 24-25

4. Государственные образовательные стандарты среднего (полного) и высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.edu.ru.  

5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.

6. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов /Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во "Весть”, ШГПУ, 2002. - С.40-43.

7. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2000 - №4. - С.14-19

8. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике. Вестник Тюменского государственного университета.- 2011.- №9.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.utmn.ru/docs/5282.pdf 

9. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. // Иностранные языки в школе. – 2001.- №  4.- С. 15-16

10. Постановка «Tröpfchen» немецкой театральной студии «Маленькие пчелки». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.youtube.com/watch?v=1TGA_cyDiME&feature=youtu.be


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции (статья)

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по иностранному языку ( моё выступление на республиканской НПК)...

Формирование социокультурной компетенции (презентация)

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по иностранному языку (из опыта работы ШМО)...

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"

В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников

В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...

Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....