Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"
статья
Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В. Доможакова
(г. Абакан, Россия)
РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Все мы живем в огромном современном поликультурном пространстве. Диалог цивилизации, культур, традиций стал особенно актуальным в связи с процессами глобализации во всех областях человеческой жизни и деятельности. Но установить понимание удается далеко не всегда, даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, и собеседники свободно разговаривают на одном языке. Одна из основных причин, прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции. Её наличие исключительно важно, а сама проблема её формирования активно разрабатывается в современной методике. По моему мнению, одним из способов формирования и развития социокультурной компетенции в учебный процесс является интеграция внеурочной деятельности. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.
Н.Г. Муравьева предлагает следующее определение социокультурной компетенции: «это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [6, с. 28].
В области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных стандартах среднего основного и полного образования по иностранному языку, где социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной [3].
Готовность жить и общаться в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.
Главной задачей в организации, как учебного процесса, так и внеурочной деятельности, на наш взгляд, является выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведческого материала, без чего невозможен социокультурный подход в обучении немецкому языку. Для этого в своей работе постоянно применяю методические материалы немецких издательств «Hueber», «Langenscheidt», «Klett», материалы Goethe-Institut, журналов «Juma», «Deutschland», «Der Weg», «Vitamin De», «Deutsch Kreativ». Всё это помогает в работе по использованию социокультурного компонента в преподавании немецкого языка и наполнению новым социокультурным содержанием УМК «Deutsch» И.Л. Бим.
Включение детей во внеурочную деятельность с помощью ролевых игр, даёт возможность познакомиться с менталитетом немцев и развивает положительную мотивацию изучения немецкого языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.
Реализация социокультурного подхода осуществляется при проведении традиционных немецких праздников: День урожая (Erntedankfest), День святого Николая (Nikolaustag), Рождество (Weihnachten), День святого Валентина (Verliebstag), Пасха (Ostern) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику.
Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни. На внеурочных занятиях с учащимися мы смотрим фильмы о городах Германии и Австрии (Берлин, Гёттинген, Мюнхен, Бонн, Кёльн, Гамбург, Гейдельберг, Любек, Веймар, Вена, Зальцбург), о немецких праздниках (Рождество, Пасха, Троица, Карнавал).
Но самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является, прежде всего, пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. В этом плане огромную роль играют международные молодежные и школьные обмены. Информационные визиты учителей, партнерство между школами, создание общих проектов, мероприятий в период обучения в средней школе учит ребят языкам, общению с иностранцами, дает бесценный опыт, который окажет влияние на будущее в жизни учеников школы. Молодежные обмены предоставляют возможность увидеть мир, узнать и научиться уважать традиции других стран, выучить иностранный язык, познакомиться с множеством людей из различных точек нашей планеты и получить колоссальный опыт!
МБОУ «СОШ №26» г. Абакана вот уже 4 год успешно проводит школьный обмен с гимназией г. Эберсберга (ФРГ). Абаканские школьники в летние каникулы в 2012 г. побывали в г. Мюнхен и в течение 10 дней проживали в немецких семьях, а немецкие партнеры по обмену приезжали в июле 2013 г. в Абакан с ответным визитом и проживали в русских семьях. Встреча партнеров является для обеих сторон большим событием и помогает нам решать важные задачи в преподавании немецкого языка в нашей школе и преподавании русского языка в немецкой гимназии. Школьный обмен вызывает большой интерес, как у учащихся, так и их родителей, значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка, практически формирует и углубляет коммуникативные навыки и умения учащихся благодаря “погружению” в языковую, образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в Германии. Наши ребята в течение недели посещали занятия в гимназии г. Эберсберг, культурные достопримечательности других немецких городов (Дрезен, Лейпциг, Мюнхен, Берлин), что значительно расширило культурный кругозор учащихся и углубило их знания немецкого языка. Общение с партнерами и их родителями также позволяет сравнивать образ жизни, поведение и манеру общения в другой стране и способствуют воспитанию толерантности и уважению к другому стилю жизни. Учащиеся также ведут свою переписку по Интернету с новыми друзьями и общаются по Skype на немецком языке. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас и обогащают знания необходимыми речевыми образцами для элементарного общения друг с другом.
Благодаря школьному обмену развивается открытость по отношению к многообразию культур и толерантность. Диалог культур – это способ осознания своей культуры, которая лишь при наличии другой культуры обретает индивидуальность и самобытность. Поэтому очень важным является развитие у учащихся межкультурной компетенции.
Еще одной формой организации внеурочной деятельности является театральная студия «Bienchen», главной задачей которой является расширить творческий потенциал ребёнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. Создание театральной студии на базе школы и эффективная её работа крайне необходимы в условиях современного воспитания, так как это путь ребёнка в общечеловеческую культуру, это моделирование жизненного опыта людей. Тем более творческая работа, перевоплощение в необычные образы совершенно необходимы в работе и с трудными детьми, и с одарёнными.
В том, что включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс – потребность современного образования, мы убедились на собственном опыте. Более трёх лет назад на базе «СОШ №26» г. Абакана при активной поддержке администрации школы была создана театральная студия «Пчелки». А начиналось все очень скромно: на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности учителей немецкого языка Толкачевой Натальи Николаевны и Доможаковой Валентины Викторовны присутствовали элементы театрализации, из которых и «выросла» студия. В студии за три года состоялось четыре замечательнейших премьеры, которые получили огромный отклик как у учащихся, так и у родителей. Многие учителя активно помогают руководителю и ребятам, поддерживают необычные идеи, рождающиеся в студии. Необходимо сказать, что путь, который для себя выбрали ребята и их руководитель Доможакова В.В. достаточно сложный: сценарии для постановок пишут участники студии самостоятельно. Никогда не используются уже готовые сценарии. Такой подход учит ребят нестандартно, а порой совершенно неожиданно решать творческие задачи. Премьера спектакля на немецком языке «Tröpfchen» в мае 2014 года потрясла зрителей, а участникам дала возможность серьёзной плодотворной работы (в течение всего учебного года), возможность красивых перевоплощений, возможность показать весь свой творческий потенциал каждого ребенка.
Немецкая театральная студия включает в себя три коллектива учащихся:
- Детский немецкий театр «Kleine Bienchen» (учащиеся 1-5классов);
- “ Студия DEUTSCHmitSPAß” (6-10кл.).
Создание немецкой театральной студии явилось результатом внедрения и использования в повседневной работе методики проектов на уроках немецкого языка. Внеурочные занятия дают детальное представление об особенностях языка, жизни, быте, традициях, истории, музыке, живописи, праздниках, обрядах, словом о том, что включает в себя понятие культура. Учащиеся по-настоящему погружаются в культуру страны изучаемого языка. В театре происходит обучение в действии, в деятельности, креативное обучение, которое доставляет детям удовольствие, развивает, поддерживает мотивацию к изучению немецкого языка. Работа над инсценировками активизирует, закрепляет и обогащает словарный запас, содействует эстетическому воспитанию, развивает художественный вкус и музыкальность. Совместный выбор репертуара, отработка текстов и песен, сольное и хоровое пение укрепляют межличностные отношения, сплачивают коллектив, позволяют выявить одаренных детей, а самым слабым учащимся – самовыразиться.
Театральная студия участвует в различного рода международных проектах. В 2013 году театральный коллектив «Kleine Bienchen» стал дипломантом IV Всероссийского фестиваля школьных кукольных театров на немецком языке. В этом году маленькие актеры приняли участие в театральном фестивале, проводимого рамках мероприятий Дней языков «В фокусе – Австрия», организованного кафедрой романно-германской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации и были награждены почетными грамотами за оригинальность сценария. Стоить отметить, что ценным является не только результат (спектакль, песня, рисунок, декорация и т. д.), но и сам процесс работы, предполагающий занятость во внеурочное время, создавая тем самым условия для творчества, поиска, взаимодействия учащихся и родителей. Деятельность, в которую вовлечены учащиеся, обращена к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере их личности, предоставляя каждому ученику возможность для самовыражения.
Также в целях повышения мотивации к изучению немецкого языка в апреле 2014 г. успешно был начат проект «Klassenbriefpartnerschaft» (Абакан-Эберсберг-Минусинск). При активном сотрудничестве учителей немецкого языка - членов МОО «Союз учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края» и учителей гимназии г. Эберсберга, учащиеся получили уникальную возможность найти друзей по переписке, общаться и в дальнейшем совершенствовать свои знания немецкого языка.
Таким образом, внеурочная работа по немецкому языку играет существенную роль в развитии личности учащихся. У ребят наблюдается повышение мотивации к изучению предмета, интерес к стране изучаемого языка.
Использованная литература:
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
2. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку. // Иностранные языки в школе. – 2001. - №4, С. 39-40
3. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе. // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 2.- С. 24-25
4. Государственные образовательные стандарты среднего (полного) и высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
6. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов /Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во "Весть”, ШГПУ, 2002. - С.40-43.
7. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2000 - №4. - С.14-19
8. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике. Вестник Тюменского государственного университета.- 2011.- №9.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.utmn.ru/docs/5282.pdf
9. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. // Иностранные языки в школе. – 2001.- № 4.- С. 15-16
10. Постановка «Tröpfchen» немецкой театральной студии «Маленькие пчелки». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=1TGA_cyDiME&feature=youtu.be
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/04/picture-11731.jpg)
Формирование социокультурной компетенции (статья)
Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по иностранному языку ( моё выступление на республиканской НПК)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/04/picture-11731.jpg)
Формирование социокультурной компетенции (презентация)
Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по иностранному языку (из опыта работы ШМО)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-233878-1696393365.jpg)
Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку
Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/04/picture-577006-1643986391.jpg)
Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"
В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-874906-1485014592.jpg)
Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья
Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников
В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-105682-1430041663.jpg)
Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....