Формирование социокультурной компетенции (статья)
статья по теме

Наталья Ивановна Сметанина

 

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по иностранному языку ( моё выступление на республиканской НПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smetanina_n.i._npk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по иностранному языку

Сметанина Н.И.

учитель английского языка

МОУ ЧСОШ № 1

г. Саяногорск

Необходимость изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа – носителя данного языка сегодня воспринимается как аксиома.

Согласно государственному образовательному стандарту нового  поколения, обучающиеся должны знать: географические особенности, основные города; политический строй;

национальные традиции;

историю, литературу, культуру страны изучаемого языка;

современные аспекты жизни сверстников за рубежом;

уметь сравнивать с собственным опытом и сопоставлять с достижениями своего народа.

Практически любой урок иностранного языка имеет социокультурную направленность. Однако, наиболее полно потребности в коммуникации и самовыражении можно реализовать посредством внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является важной частью учебно-воспитательного процесса и позволяет многократно увеличить его эффективность.

Исходя из количественного охвата участников, можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы организации внеурочной деятельности.

В своей работе мы отдаём предпочтение массовым формам, т.к. они направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию обучающихся, и  организуем их по следующим направлениям:

1) учебно-познавательное:

-предметная неделя

-информационные часы

-конкурсы, олимпиады, игры

2) культурно-просветительское:

-театральные представления

3) эстетическое и игровое:

-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся

- проведение праздников

При организации внеурочной деятельности по иностранному языку, считаем важным придерживаться определённых  принципов, а именно:

* Создание соответствующей атмосферы: торжественное открытие и подведение итогов, оформление места проведения, призы всем участникам и т.д.

* Обеспечение ситуации успеха: доброжелательная атмосфера, установка на принятие каждого ребёнка, тактичное жюри, поддержка со стороны учителей и т.д.

* Соответствие возрастным особенностям.

2

Мне хотелось бы поделиться наиболее яркими массовыми формами организации  внеурочной деятельности, которые помогают активизировать

творческое развитие, эмоциональное восприятие, а также заинтересовать, увлечь, сформировать вкус, привить любовь к иностранному языку.

Ежегодно в конце 2 четверти  для учеников 3-5 классов проводится праздник, целью которого является расширить уже имеющиеся у младших школьников знания о рождественских традициях в Англии и России. Сценарий включает в себя новую страноведческую информацию (подача осуществляется с помощью компьютерной презентации), стихи, песни, интересные конкурсы. Все участники праздника традиционно  получают сладкие призы из настоящего рождественского чулка. Со  сценарием праздника «В канун Рождества», проводимом нами в 2009 году, можно ознакомиться на фестивале педагогических идей  «Открытый урок» газеты «1 сентября».

Праздник «Рождественская сказка», проводимый в 2010 году, позволил ребятам продемонстрировать своё актёрское мастерство – ученики 4-5 классов осуществили постановку сказки, сценки из реальной жизни англичан и инсценировку песни.  Кульминацией стало изготовление рождественского дерева: каждый участник обвёл свою ладонь на листе зелёной бумаги, вырезал и приклеил на большой лист таким образом, чтобы получилась ель.

Весной для учащихся 4-6 классов нами проводятся мероприятия, связанные с празднованием Пасхи, где ребята демонстрируют свои знания и получают новую информацию о религиозных традициях англоязычных стран и России.

В рамках эстетического направления нами проводятся выставки «валентинок» и пасхальных символов, изготовленных из бумаги, ниток, ткани, перьев, фантиков и даже глины. Такая форма внеурочной деятельности повышает интерес к изучению иностранного языка путём развития  внутренней мотивации; развивает творческие способности и умение выразить себя.

Использование аутентичных текстов при подготовке Интер-шоу, театрализованного праздника для учащихся 5-8 классов, способствовало развитию мышления и эмоций в рамках диалога культур. Постановки сказок на английском, французском и немецком языках потребовали умения согласовывать свои действия с другими учащимися. Процесс подготовки (выбор сценария, изготовление костюмов и декораций, репетиции) оказался не менее интересным, чем сам праздник.

В старших классах в рамках учебно-познавательного направления в нашей школе проводятся информационные часы, позволяющие расширить представления учеников о современных аспектах жизни сверстников за рубежом (работа, учеба и т.д.) и сравнить с собственным опытом.

Нашим методическим объединением проводится большое количество различных конкурсов на соревновательной основе, в частности: «Сильное звено», «Своя игра». Построены они по принципу аналогичных телевизионных программ и дают ребятам возможность проверить свои  знания по истории, географии, культуре Англии, США, Новой Зеландии,

3

Канады, Австралии, Франции. Понимая, что конкурсы могут порождать

зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство, мы стараемся проводить их  между школьниками с равными возможностями.

Литературно-музыкальная гостиная «Язык любви понятен всем» стала встречей любителей музыки и поэзии в атмосфере релаксации и доверительного общения. В программу были включены сонеты Шекспира, баллады Элвиса Пресли, нетленные хиты Биттлз, а также немецкая народная песня. Адекватное понимание классических образцов иноязычной  культуры способствует расширению информационного поля обучающихся, углублению знаний в области мировой художественной культуры и повышению интереса к чтению.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что внеурочная деятельность – это дополнительный резерв времени для успешного решения практических задач, в том числе для формирования  и развития социокультурных компетенций, без которых на сегодняшний день невозможно овладеть иностранным языком на функциональном уровне.

4

Источники информации:

  1. Асмолов А.Г. «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества», «Вопросы образования» №3, 2008 год.
  2. Белькинд Е.Л. “Организация внеклассного мероприятия”.- “Первое сентября”. Английский язык – 2005, №1.
  3. Газета «Английский язык» №17, 21, 20 за 2009 год.
  4. http://www.proshkolu.ru
  5. http://www.bestreferat.ru

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции на уроке французского языка (статья)

Это статья по теории и практике обучения французскому языку с использованием ИКТ...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...

Статья: "Нестандартный урок-как одна из основ формирования социокультурной компетенции."

В процессе проведения нестандартных  форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе ...

Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."

Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой друг...

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....