Влияние арт-терапии на эмоциональное благополучие детей с РАС
методическая разработка

Иванова Ксения Валерьевна

Включение арт-терапевтических занятий в образовательный процесс с детьми с РАС. Описание результатов проделанной работы, влияние арттерапии на эимоциональное благополучие детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya._ras.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние арт-терапии на эмоциональное благополучие детей с РАС

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, и условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей не только семьи, но и образовательных учреждений.

На ухудшение здоровья школьников влияют многие факторы.

Учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок происходит в связи с подготовкой к контрольным, к экзаменам.

Любое внутреннее напряжение негативно сказывается на самочувствии учащихся, подрывает их здоровье, а значит делает их менее счастливыми.

Из этого следует, что укрепление здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Существует понятие, что здоровье – это отсутствие болезни. Так же здоровье определяют, как состояние уравновешенности организма со средой.  Поэтому, так важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье.

Одна из задач современного образования– это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их социального и эмоционального благополучия. 

 Дети с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном образовании, и специально организованной помощи со стороны всех участников педагогического процесса.

Я работаю в школе, где обучаются дети с РАС.   Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению.

 Данное расстройство рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией.
  • Нарушение социальных взаимодействий.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам.
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители.
  • Шаблонность поведения.
  • Вербальные стереотипии.

Поэтому, такие дети нуждаются в постоянной коррекции эмоционального фона, поведенческих расстройств, помощи в социальной адаптации к жизни в обществе. Дети с ОВЗ так же, как и нормально развивающиеся их сверстники хотят быть здоровыми и чувствовать себя счастливыми.

Так как я работаю в «Региональном Центре аутизма» и каждый день наблюдаю с какими серьёзными проблемами сталкиваются ученики в силу своих особенностей. И так как я являюсь неотъемлемым звеном в педагогической системе школы, я решила в силу своих возможностей помочь детям в преодолении их проблем.

С 2019 г в рамках реализации собственной темы по самообразованию я включила в свою работу творческие занятия с использованием техник арт-терапии.

 Арт-терапия – это наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге.

Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Во все времена и у всех народов в качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр, ритуалы и многое другое.  Для многих людей творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

На основе изученных мной литературных источников о применении методов арт-терапии в образовательных учреждениях можно сделать следующие выводы:
  - Арт-терапия представляет такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью.
  - Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся,

- Приемы арт-терапии могут быть использованы в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся

-  В работе с детьми в общеобразовательных школах многие специалисты используются методы арт-терапии с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.

В своей работе я применяю в основном методы изотропии, в частности, рисуночную терапию (дополняя игрой, сказкой, музыкой). При использовании изотерапии предлагаются и разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Влияние изотерапии на формирование здоровья ученика определяется тем, что:

   -  рисунок и другие продукты деятельности ученика позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы;

   -  уже сам процесс рисования, изготовления поделок, выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и сам ребёнок в этом процессе «ведущий» при рисовании, лепке и др. У учащегося происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания, пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера;

   -    рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга;

   - возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу учащегося положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора

Когда я только приступила к занятиям у ряда учащихся наблюдался повышенный уровень тревожности, сниженный уровень нервно-психической устойчивости сниженный эмоциональный тонус, частые признаки переутомлении, сниженный уровень настроения.

С 2019 г регулярно проводились занятия и уже сейчас можно отметить следующие положительные моменты:

Если в начале наших занятий постоянно требовалась стимуляция детей, приходилось направлять их чтобы вовлечь в творческую деятельность, то сейчас в этом нет необходимости. Ребята с удовольствием начинают интересоваться и в их глазах я вижу азарт, как только я начинаю приготавливать материал для занятия.

Если раньше, ребята старались максимально приблизиться к результату работы, сравнивая его с шаблоном или с работой своих одноклассников. То сейчас, это ушло на второй план. Все больше и больше они приближаются к собственной вариации продукта, при этом получая удовлетворение от самого процесса. После каждого занятия у нас идет рефлексия. И я стараюсь максимально расспросить ученика о его впечатлении от работы, что он испытывал во время процесса, чтобы ему хотелось изменить или оставить так как есть. Тем самым побуждаю обратиться к оценке внутреннего состояния, умению определить и оценить свои чувства. Этот навык в дальнейшем, учит самоконтролю и помогает снять нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.  

Микроклимат в классе изменился и стал более здоровым. Это связано с тем, что ученики стали положительно, более дружелюбно относиться к своим одноклассникам.  Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступило место инициативности, творчеству. Через творчество ребята получали новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».

Таким образом, дополнительно формируется положительная самооценка школьника и его позитивное отношение к окружающему миру.

При групповой работе   -  поменялся характер взаимоотношений между одноклассниками:

исчезло безразличие появилась теплота, человечность;
- сплоченность класса резко возросла,  дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- выросла  самокритичность, ученики  более точно стали оценивать свои возможности, лучше себя контролировать;
- учащиеся стали приобретать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Вывод: 

Занятия с учениками показали, что включение арт-терапевтических техник дают положительный эффект в работе обучающимися c РАС

- Обеспечивают эффективное эмоциональное реагирование

- Облегчает процесс коммуникации детей с ограниченными возможностями.

- Дает возможность невербального контакта

 -  Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

- Создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

- Существенно повышает личностную ценность,

 - Содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Все это ведет к благоприятному эмоциональному фону, улучшению здоровья, а значит и положительно влияет на настроение. Творчество помогает чувствовать себя счастливым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков.

Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации дет...

Влияние элементов арт-терапии на развитие чувства ритма и психоэмоциональное благополучие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена специфике применения арттерапевтических методиках при работе с детьми с ОВЗ, в ней раскрываются методы и приемы формирования музыкальной культуры у детей, развития личности....

Педагогическая поддержка как условие эмоционального благополучия детей

Каждый родитель приходя, в школу желает услышать от нас педагогов что-то новое интересное про своих чад. Конечно им важно, чтобы их ребенок всегда комфортно ощущал себя в школе и дома....

Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

Выступление на тему "Эмоциональное благополучие детей"

Проблема психологического благополучия в современном мире приобретает не просто актуальность, а особую остроту. Это озвучено Всемирной организацией здравоохранения, причем озвучено в контексте эмоцион...