Родительское собрание "Эмоциональное благополучие детей. Что надо знать родителям о суициде"
методическая разработка

Бузыкина Надежда Николаевна

Профилактическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Эмоциональное благополучие детей или что надо знать родителям о суициде»

Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.

Задачи:

Расширить знания родителей о причинах детского и подросткового суицида.

Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

Форма–проведения: семинар - практикум

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы поговорить на одну из важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей. Но в начале нашей встречи, я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение.

Упражнение «Живой дом»

Выполняется под релаксационную музыку.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека.

Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи

Окна – будущее, человек на кого возлагаются надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

Ну как, получили информацию от своего подсознания?

Эмоциональное благополучие наших детей, как вы думаете, существует ли данная проблема?

Хочу привести вам данные проведенной психологической диагностики психоэмоционального состояния учащихся

  • Положительное эмоциональное состояние испытывают 32,6% учащихся
  • Эмоциональное состояние в норме у 51,1% учащихся
  • Отрицательное эмоциональное состояние у 16,2% учащихся

Действительно это проблема существует, т.к. дети не умеют конструктивно решать конфликтные ситуации конструктивно, существует проблема  отцов и детей, первая любовь и разочарования связанные с ней, самоутверждение в социуме, переживание детьми семейных конфликтов…

Хорошо, что большинстве случаев в подобных ситуациях рядом с детьми оказываются любящие, заботливые родители, учителя, друзья, которые поймут и поддержать. Но бывают и исключения, так что ребенок не находит выхода и поддержки, ему хочется убежать от проблемы или решить ее быстро и кардинально, один из таких вариантов поведения детей и подростков «умышленное лишение себя жизни, как иллюзия  выхода из проблемы»

Это следующие проблемы, которые могут показаться ребёнку неразрешимыми.

(о причинах совершения несовершеннолетними суицидальных попыток)

  • Непонимание родителей
  • Учеба, школьные проблемы
  • Одиночество
  • Психические заболевания и расстройства личности (стресс, депрессия)
  • Мода и подражание

 Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.  Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда  же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить,  трудновоспитуемые и  социально запущенные. Как достигается такой результат?

Упражнение «Чистый лист». 

Представим себе, что это душа ребенка (педагог-психолог демонстрирует  чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).

  • Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (отрывает часть бумаги).
  • Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то  же самое.
  • Когда ребенка не понимают окружающие – еще кусочек души прочь!
  • Когда он перестает верить в себя -…
  • Когда он становится, никому не нужен (как он считает)…что происходит с его душой?..

А что в итоге?  (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).  

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

        Мы проводим много времени на работе, кажется, главное для нас ребёнка накормить, одеть, создать определённые блага, а времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается, в детской душе у нас нет. Или делаем это на бегу, второпях. И ребёнок, чтобы не расстраивать нас на вопрос «Как дела?» - отвечает «Нормально». А что такое НОРМАЛЬНО? Нормально для кого? Для нас? Для него сейчас? Для его будущего?

А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какие чувства и переживания, испытывает мой ребенок? Как складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями? Какие проблемы  волнуют моего ребенка?

Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание, закончите предложенные вам предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.

  1. Мой ребенок радуется, когда...
  2. Мой ребенок огорчается, когда...
  3. Мой ребенок злится, когда...
  4. Мой ребенок печалится, когда…
  5. Моему ребенку нравится, когда...
  6. Моему ребенку сложно, когда…
  7. Моему ребенку плохо, когда...
  8. Моему ребенку не нравится, когда...
  9. Когда моему ребенку плохо он…
  10. Мой ребенок мечтает о…

Теперь возьмите анкеты ваших детей (раздаются детские анкеты) и сравните со своими ответами. Степень совпадения говорит о том, насколько хорошо вы - родители знаете своих детей. И вы видите, что ответы частично совпали, а где-то нет. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Как поступить, что изменить, чтобы вашему ребёнку было комфортно.

Отложите дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым – его нужно семь раз в течение дня погладить по головке, обнять, похлопать по плечу, ободрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ». Вспомните, когда вам плохо, чего вам больше всего хочется? А когда вы были маленькими, и вам было плохо, как вам хотелось найти утешение?

И запомните, пожалуйста!!!

1.    Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
2.    Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3.    Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4.    Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5.    Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
6.    Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7.    Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8.    Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
9.    Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
10.  Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
11.  Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Что может удержать ребенка от суицидальных проявлений:

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
  • Помогите определить источник психического дискомфорта.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
  • Помогите подростку осознать его личностные ресурсы.
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите
  • определить перспективу на будущее.
  • Создайте комфортную обстановку в семье, чтобы ребенок чувствовал себя нужным.
  • Организовывайте в семье совместные праздники, труд, культурный отдых и др.
  • Общайтесь с друзьями своего ребенка, организовывайте дома встречи с друзьями вашего ребенка.
  • Научитесь понимать и принимать своего ребенка таким, какой он есть.

И в завершении нашей встречи позвольте вам продемонстрировать одну притчу.

Притча «Разумное воспитание»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец.

- Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод.

Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.

И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что надо знать родителям о речи ребенка

Из материала Вы узнаете о этапах формирования речи; о том какие трудности могут встретиться на пути формирования речи; О том в каких случаях помощь логопеда необходима....

Что надо знать родителям о психологии младшего школьника?

Ребенок младшего школьного возраста  отличается любопытством и любознательностью, остротой и свежестью восприятия окружающей среды, но сам процесс восприятия неотделим для него от практической де...

Родительское собрание на тему: «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»

Родительское собрание на тему:«Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложит...

Детско-родительская игра "Чтоб пятёрки получать, звуки, буквы надо знать"

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми необходимо представлять коллектив как единое целое,  как большую семью, которая сплачивает и интересно живёт, если организованна совметсна...

Конспект нетрадиционного родительского собрания «Все дети любят рисовать и родители тоже", «Дизайн – студия «Акварель».

Конспект нетрадиционного родительского собрания "Все дети любят рисовать и родители тоже" предназначено для руководителей изостудий, педагогов, воспитателей, родителей и детей, обучающихся в...

Родительское собрание на тему: «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»

Родительское собрание на тему:«Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом ...

Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете»

Цель:  Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формирования...