Педагогическая поддержка как условие эмоционального благополучия детей
материал (9 класс) по теме
Каждый родитель приходя, в школу желает услышать от нас педагогов что-то новое интересное про своих чад. Конечно им важно, чтобы их ребенок всегда комфортно ощущал себя в школе и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая поддержка как условие эмоционального благополучия детей | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка как условие эмоционального благополучия детей
(доклад на родительском собрании)
Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь
1. «Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.
Цель педагогической поддержки – становление в сознании наших детей представления о том, что для обретения независимости необходимо решать собственные проблемы, понимая, почему они происходят.
В стабильные периоды развития мы взрослые обучаем детей в ведущем для каждого возраста виде деятельности. В периоды кризиса ребенок начинает обучаться сам, самостоятельно осуществляя путем проб и ошибок те или иные действия.
Для родителей и педагогов эти периоды трудны, поскольку привычные воспитательные меры не достигают цели. Ребенок словно бы ускользает от взрослых или отвечает им неожиданной грубостью.
Ситуация одинакова трудна и для взрослого, и для ребенка, так как ребенок, используя новые способности, еще не может предвидеть результатов своих действий. Взрослый пытается пресечь это поведение, что не только бесполезно, но и вредно для ребенка.
Что делают родители? Их действия, как правило, двояки.
Первый вариант — усиление прежних мер, ужесточение;
второй вариант — поиск новых способов при неуспехе старых форм взаимодействия, что требует изменения и самого взрослого.
Первая реакция взрослого — сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого. Но именно такая реакция становится условием трудновоспитуемости поскольку в ней проявляется неспособность взрослых к проявлению гибкости в своих взаимодействиях. К сожалению, многие родители выбирают этот вариант, что приводит к потере контакта с ребенком, вынужденным использовать симптомы кризисного поведения и в дальнейшей жизни: в виде психологических защит они помогают ему выжить.
Второй вариант развития ситуации — взрослый начинает искать новые способы взаимодействия с ребенком. Если ему удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспитуемости» уходят.
Перед родителями стоит задача способствовать самостоятельности, не допуская бесконтрольной вседозволенности. На предыдущем этапе функции контроля были со стороны взрослого: он отвечал за ребенка, а контроль был внешним. Выходом из кризиса будет тот момент, когда ребенок присвоит функцию контроля над своим новообразованием себе (т.е. научится сам управлять им). Но ребенок должен понять и внутренний мотив родительского поведения: взрослый не только может делать то, что хочет, но еще и отвечает за свои действия. Ответственность — другая сторона поведения родителей, основанная на прогнозировании последствий.
Способность предвидения связана с рефлексией (процессом самопознания личностью своих внутренних состояний, осмыслением того, какими средствами и почему он произвел то или иное действие), формой проявления которой являются дискуссия, споры, критика, способность к анализу и доказательности (объяснение ребенком причин своего неповиновения взрослым).
В ситуации пробных действий, когда ребенку придется действовать самому, на свой страх и риск, он рано или поздно столкнется с необходимостью отвечать за собственные действия, т.е. с ответственностью. Только в этом случае ему откроется в полноте содержание свободного взрослого действия.
Запомните! Лишь реальное переживание ответственности и свободы (а не следование добрым советам взрослых) могут продвинуть ребенка по пути подлинного взросления. Незаметный контроль
Попустительство тоже вызывает отрицательную реакцию, но не потому, что ребенок не может представить последствий своей свободы, а потому, что он лишается возможности оценочной реакции взрослого. Это ведет или к неврозам, или — к инфантилизации.
Возникает вопрос об использовании запретов и разрешений во взаимодействиях с детьми. Запреты необходимы, так как они, во-первых, дают возможность выделить само действие (запретный плод привлекает внимание), а во-вторых, устанавливают границы самостоятельности, т.е. дают возможность определить, за что ребенок может отвечать.
Например, если ребенок требует разрешить ему позднее ложиться или подольше смотреть передачу по телевидению, целесообразно предложить ему как взрослому самому спланировать свои дела так, чтобы ни их количество, ни качество не пострадали, а новый режим жизни не повлиял на его самочувствие и работоспособность. Но, приняв решение, он должен нести ответственность за него.
Выводы: -Это развивает его активность и самостоятельность.
-Стратегия поведения взрослых должна меняться в зависимости от возрастных требований ребенка.
Ни в коем случае нельзя отказывать ему в помощи, понимании и эмоциональной поддержке. Девиз родителей «Принять, понять, помочь!» — наилучший способ поведения. При этом важно останавливать негативные проявления ребенка, ущемляющие права и интересы других членов семьи и разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация поможет ребенку гармонизировать его внутренний мир.
2. Рост количества детей с особенностями развития является одним из главных факторов личностной дезадаптации ребенка, проявляемой в быстрой утомляемости, навязчивых состояниях, страхах, нарушениях поведения, агрессивности, конфликтности и т.д. Все эти симптомы — признаки нездоровья. Само понятие здоровья в формулировке Всемирной организации здравоохранения рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие.
В самом общем виде структуру личности можно представить как «слоеный пирог».
Как видно, нарушение верхнего, социального уровня внешне проявляется в дезадаптации, а внутренний своими корнями уходит в глубинные слои, одним из которых является психический компонент, его состояние обуславливает психическое здоровье человека.
Основные критерии психического здоровья:
* соответствие образов и реакций характера внешним условиям;
* адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной и познавательной сфер; + адаптивность в микросоциуме;
* способность самоуправления поведением, разумного планирования и активного достижения целей.
Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли. Эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации — расстройствам невротическим, психосоматическим, поведенческим, интеллектуальным. Неадекватность самовосприятия приводит к внешним и внутренним конфликтам различного содержания.
Психолого-педагогическая стратегия помощи детям школьного возраста и их родителям приведена в таблице 2.
Как видно из таблицы, результатом конфликтов между насущными потребностями и мерой их удовлетворения является возникновение проблем, связанных с самоутверждением, самоопределением, самооценкой и самопризнанием.
Самоутверждение — ощущение и переживание своего «Я» как автономного, независимого, целостного и равноправного в окружающем социуме.
Самоопределение — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации.
Самооценка — оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, формируется под влиянием соотношения между притязаниями и реальными возможностями, т.е. между модальностями «хочу» и «могу».
Самопризнание — чувство симпатии к себе, согласия со своим внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой ты есть, пусть даже с недостатками. Наиболее тесно самопризнание связано с одобрением себя, своих планов и желаний. Уровень самопризнания зависит от ответственности личности за свои действия.
Если человек не способен четко, в соответствии с возрастом самоопределиться, то проблема осознания смыслов собственной жизни и своих ценностных ориентации для него практически неразрешима.
Симптомы проблемы | Суть проблемы | Содержание внутреннего конфликта | Цели «Родительской школы» | |
«Класс родительского мастерства» (дети и родители) | «Клуб семейного общения» (родители) | |||
Утомляемость, отвлекаемость, низкая концентрация внимания, раздражительность, вспыльчивость, истощаемость, вялость, малая выносливость | В самоутверждении | Между возможностями и потребностями («могу» и «надо»), когда потребность со стороны родителей не соответствует возможностям ребенка | Развитие знаний, умений, навыков, формирование симпатий к себе и привязанности к родным | Педагогическое просвещение родителей, развитие способностей принятия ребенка |
Большое (более 4) количество страхов, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, вопросы о правильности своего действия, поведения | В самоопределении | Между способностью защитить себя, сохранением своего «Я» от внутренних и внешних угроз | Развитие интеллекта, физической силы, саморегуляции, умения «держать удар» | Снижение тревожности, гиперсоциальности, гиперопеки, освоение техник позитивной коммуникации |
Навязчивые страхи (фобии), мысли, дей-ствия, постоянные колебания настрое-ния, мнительность | В самооценке | Между нравственно-этическими (моральными) нормами и входящих в противоречие с ними желаниями и чувст-вами ребенка | Отреагирование чувств, их вербализация, терапия успеха, релаксация | Снижение их агрессивности, освоение критериев и возможностей развития и понимания своего ребенка |
Расстройства настроения, капризность, эгоцентризм, фиксация внимания окружающих на сво-ем состоянии | В самопризнании | Между субъективно завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения | Установление равновесия между чувствами и разумом, релаксация | Развитие чувств принятия ребенка, внимания и доверия ему, преодоление противоречия в своих требованиях |
Памятка родителям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков.
Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации дет...
Особенности формирования УУД на уроках английского языка в классах педагогической поддержки в условиях реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Презертация теоретического материала и практические упражнения...
Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...
Влияние арт-терапии на эмоциональное благополучие детей с РАС
Включение арт-терапевтических занятий в образовательный процесс с детьми с РАС. Описание результатов проделанной работы, влияние арттерапии на эимоциональное благополучие детей с РАС....
Выступление на тему "Эмоциональное благополучие детей"
Проблема психологического благополучия в современном мире приобретает не просто актуальность, а особую остроту. Это озвучено Всемирной организацией здравоохранения, причем озвучено в контексте эмоцион...
Родительское собрание "Эмоциональное благополучие детей. Что надо знать родителям о суициде"
Профилактическая работа...