Ортопедический режим детей ОВЗ
статья
Объём ежедневной двигательной активности детей должен быть не менее 2 часов. Вес портфеля или рюкзачка для ребёнка не должен превышать 10% массы тела его владельца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ortopedicheskiy_rezhim.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ
Общий ортопедический режим
Объём ежедневной двигательной активности детей должен быть не менее 2 часов. Вес портфеля или рюкзачка для ребёнка не должен превышать 10% массы тела его владельца.
Адекватная поза ребёнка во время занятий за столом (партой)
Длина сидения стула должна соответствовать длине бёдер ребёнка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней, а высота спинки – соотноситься с длиной спины и заканчиваться не ниже уровня плеча. При сидении голеностопный, коленный и тазобедренный суставы должны образовывать прямой угол, а нагрузка должна распределяться равномерно на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула.
Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребёнка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине его кисти. Кисти и предплечья должны лежать на поверхности стола ровно и симметрично, а локти и плечи – находиться на одном уровне. Голова может быть чуть наклонена вперёд. Расстояние от глаз до плоскости (стола, книги, тетради) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30", а книга при чтении – 15".
Проведение занятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, требует учета их двигательных возможностей и соблюдения специальных рекомендаций. Перед началом занятий необходимо проанализировать медицинские карты детей с рекомендациями врачей: невропатолога, ортопеда и врача ЛФК.
Как родителям, так и педагогам следует соблюдать для ребёнка с ДЦП охранительный режим двигательной нагрузки:
- время максимальной двигательной нагрузки и нахождения в одной позе не превышает 20 минут;
- рекомендуемая посадка: ноги – разогнуты, стопы – на опоре, голова и спина – прямые; не допускается посадка с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами (такая поза приводит к развитию сгибательных контрактур);
- стопы ребенка при расположении за специальной детской партой фиксируются у опоры; не допускается длительное сгибание локтевых и коленных суставов;
- для фиксации правильной осанки и адекватного положения рук и ног используются специальные валики, подушки, кожаные ремешки.
- предупреждать симптом "висящей стопы" при сидении;
- используется специальная жесткая ортопедическая обувь для фиксации голеностопного сустава;
Находясь рядом с ребёнком с ДЦП, родители и педагоги должны наблюдать за состоянием его мышечного тонуса, частотой гиперкинезов и в случае быстрого утомления предлагать задания порционно, в несколько серий, с нагрузкой на различные группы мышц.
При организации групповых занятий с детьми с ДЦП следует продумать оборудование доступной среды в классе и в кабинете:
- отсутствие бордюров и порожков и широкие проходы между партами;
- наличие поручней вдоль стен на доступном для детей уровне;
- специальные парты и стульчики с кожаными ремешками, валиками и подушками;
- возможность удобного расположения за партой и общим столом при выполнении коллективных заданий в случае использования ходунков и инвалидного кресла;
- возможность свободного и безопасного перемещения в кабинете с опорой на руку взрослого или другого ребенка, на ходунках и в инвалидном кресле;
- для предупреждения двигательной неловкости (разбрасывания, рассыпания, разливания, сложностей захвата предметов) использование специального оборудования и фиксация наглядности и изобразительного материала и канцелярских атрибутов на парте (например, маркеры и карандаши на пружинке или ниточке; толстые рукоятки ручки, кисти, карандашей и маркеров, удобные для захвата; приклеенные к парте лотки для песка и блюдца для воды, красок или клея с высокими краями).
Для кормления, одевания, игры и занятий каждому ребенку с ДЦП должны быть определены наиболее адекватные позы и положения. Адекватными позами Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2002) называют те, в которых наилучшим образом нормализуется мышечный тонус и уменьшаются непроизвольные движения. Данные позы и положения конечностей составляют основу индивидуального ортопедического режима. Эти позы могут меняться по мере взросления ребенка с ДЦП и изменений в его самочувствии.
Одним из обязательных условий проведения исследования было создание экспериментатором положительного эмоционального контакта, сотрудничества и доверительных отношений с детьми и родителями. Другим важным условием проведения эксперимента являлось соблюдение ортопедического режима при обследовании младших дошкольников с двигательными нарушениями. Перед началом диагностической работы мы проанализировали медицинские карты детей с рекомендациями врачей: невропатолога, ортопеда и врача ЛФК.
При выполнении диагностических заданий мы наблюдаем за состоянием мышечного тонуса ребенка с ДЦП, частотой гиперкинезов и в случае быстрого утомления и ухудшения двигательных возможностей предлагали задания порционно, в несколько серий или приостанавливали обследование. Для фиксации правильной осанки и снижения давления на позвоночник прикреплялись к спинке стула специальные валики или фиксировали ребенка шарфом или поясом. Во время обследования мы избегаем те порочные позы и положения, которые могли привести к повышению мышечного тонуса и учащению гиперкинезов у детей:
- приведение, перекрест и внутренняя ротация ног;
- разгибание рук с одновременным сжиманием кистей в кулаки;
- приведение к ладони большого пальца;
- посадка с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для детей и родителей. ЗОЖ. Режим дня.
Материал для совместной работы младших школьников и их родителей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский) для специальности 31.02.05. - стоматология ортопедическая
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.05. - стоматология ортопедическая, базовая подготовка среднег...
КОС ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) основной профессиональной образовательной программы для специальности 31.02.05. - стоматология ортопедическая
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности для специальности 31.0...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. и ОУдб.03.Английский язык. Специальности 34.02.01. Сестринское дело 1-4 курс и 31.02.05.Стоматология ортопедическая 1-3 курс
Методические рекомендации для обучающихся....
Мастер - класс для родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических ковриков «Орто» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и педагога-психолога (презентация)
Мастер - класс для педагогов и родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических ковриков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагога-психологас детьми...
КТП Стоматология ортопедическая
Календарно-тематическое планированиеб специальность "Стоматология ортопедическая", 3 курс...