Использование кейс-метода в преподавании обществознания.
учебно-методический материал

Логинова Наталья Валерьевна

Кейс-методика и обществознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кейс-технологии.60 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования кейс-метода в преподавании обществознания.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение с использование кейс-метода. Кейс-метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках, полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс-технологии представляют собой множество методов и приёмов обучения, образовательных технологий, основанных на решении задач, конкретных проблем. Их соотносят с интерактивным методам обучения, они предоставляют взаимодействовать всем учащимся, включая и учителя. Название технологии произошло от английского case - чемодан, портфель, и от латинского casus - запутанный, странный случай.

Использование кейс- технологий имеет ряд достоинств. В данном случае акцент обучения переносится на самостоятельную выработку знаний, а не на овладение готовым знанием (что соответствует новым ФГОС). Учащиеся получают социально значимый опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей – коммуникативная компетенция, умение работать в команде.

По своей форме кейс - это единый информационный комплекс и обычно он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Источниками кейса могут быть различные сферы жизни общества: образования, экономика, политика. Они могут быть представлены как:

- печатный кейс (тексты, документы, графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации);

- мультимедиа - кейс (презентации, слайд-шоу, ЦОР, ЭОР);

- видео кейс (фильмы, аудио и видео материалы).

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

При использовании кейс - технологий деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Перед началом кейс- урока необходимо ознакомить учащихся с алгоритмом работы. Он может выглядеть примерно так:

• записать цель, над которой предстоит работать группе;

• выписать вопросы, сформулированные для данной темы;

• по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);

• сформулировать обобщенное групповое мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели;

• представить результаты работы. Это может быть резюме в виде выводов на одной странице (текст, графики, таблицы), выступление модератора пределах 10 минут, при этом предварительно на доске (плакате) записываются основные результаты работы.

Кроме этого, необходимо научить работать в группе примерно по следующему алгоритму:

• 1. шаг. Распределение ролей в группе:

- «координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения;

- «секретарь», фиксирующий результаты работы группы;

- «спикер», представляющий итог работы всей группы.

• 2. шаг. Обсуждение вводной информации, содержащейся в кейсе.

• 3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.

• 4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).

• 5. шаг. Выработка решений проблемы.

• 6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.

• 7. шаг. Подготовка сообщения о выработанных гипотезах.

• 8. шаг. Краткий доклад о результатах работы.

Подобный подход к организации урока вызывает у школьников большой интерес, активность и дает возможность добиться формирования умений универсальных учебных действий именно через познавательную деятельность. Конечно, применение данной технологии не исключает наличие рисков, которые могут не позволить достичь поставленных целей. Риски, с которыми мы столкнулись в практической деятельности:

- Недостаточная подготовленность учащихся к новым формам работы и новым требованиям. В этом случае старались создать ситуацию успеха, поработать индивидуально.

- Сложившийся у учащихся стереотип, что учитель сам дает вариант решения проблемы. Чтобы преодолеть такую ситуацию, максимально алгоритмизировали действия ребят, включали в процесс анализа имеющихся материалов кейса, знакомили с критериями оценок за виды работы и результаты.

- Часто ребята, особенно 5-8 классов, еще не в состоянии самостоятельно сформулировать проблему, заложенную в материалах кейса. Необходимо было пояснять, что может являться противоречием в той или иной ситуации, показать разные формы фиксации проблем. При настойчивом и систематическом научении, как правило, такие навыки появлялись.

- Информационная составляющая кейса всегда очень субъективна, потому что отражает уровень развития самого учителя. Поэтому необходимо подвергать рефлексии собственную деятельность, заниматься самообразованием, более глубоко изучать данную технологию, знакомиться с опытом коллег, обмениваться мнениями.

Особое значение в изучении обществознания отводится видео-кейсам. Видео-кейс представляет собой современную технологию обучения, при которой обучающиеся активно взаимодействуют, активно участвуют в моделируемой ситуации, данные кейсы разрабатываются на основе необходимых для решения проблемы нормативных актов.

Таким образом, кейс - метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС и является ярким примером реализации деятельностного метода при изучении истории и обществознания.

1. Метод ситуационного упражнения (задачи)

 Заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи

1. в тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика- её анализ

2. для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.  

Данные задания    способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций

Метод разбора деловой корреспонденции.

  Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

   Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

Какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Метод ситуационного анализа.

   Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).          Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Кейс . Урок обществознания в 6-м классе. Тема: «Общение»

Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:

«Коробка печенья».

Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка.

Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.

Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.

Вопросы:

1.  Какие чувства испытывала девочка во время спора?

2.  Чего она хотела на самом деле?

3.  Какие чувства испытывал мальчик во время спора?

4.  Чего он хотел на самом деле?

5.  Какова причина конфликта?

6.  Как мать решила конфликт детей?

7.  Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить интересы детей?

8.  Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

 Метод игрового проектирования

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Работа над проектом по обществознанию

Урок- «Бизнес- старт»

Учитель предлагает каждой команде "открыть" в своем населенном пункте собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ , МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ , МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ , МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ , МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ , ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Структура бизнес-  плана предлагается ребятам. При создании бизнес- плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют, найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый потенциал города, есть ли специалисты для их производства.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся- создание юридического документа, совершенствование  навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие) . В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы по кейс- технологии.  

Метод, интегрированный в кейс- технологию

Характеристика его роли в кейс- технологии

Моделирование

Построение модели ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создания описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Игровой метод

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения

Как видно из таблицы, разные  методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Использование кейс-метода в обучении английского языка

Введение……………………………….…………………………………………..1Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.1.1....

Разработка урока с использованием кейс-метода "Вышивка лентами"

Урок по рукоделию с применением инновационных технологий. Кейс-метод позволяет активизировать работу обучающихся, сокращает время на подготовку, помогает лучшему восприятию материала....

Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.

Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания....

Методические рекомендации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ

Методические рекомендации  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ Составители:Коробова Е. Е.Бокарева О. В.Новикова С.Н.Ахмад Н.С.Карачевская Е.Г....

Использование кейс-метода в преподавании английского языка на среднем и продвинутом уровнях

Данная работа посвящается Case Method. Основными принципами данной методики является многоплановый, всеобъемлющий, глобальный подход к изучаемой проблеме или явлению, а также привлечение знаний и прие...