Использование кейс-метода в обучении английского языка
методическая разработка (9 класс) на тему

 

Введение……………………………….…………………………………………..1

Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.

1.1.     Использование кейс-метода в образовании ………………………………4

1.2 Деловая игра как форма реализации кейс-метода ………………..7

 Глава II. Научно-экспериментальная деятельность в МОУ  СОШ№32………………………………………………………………………..10

2.1 Применение кейс-метода на уроках английского языка и при выполнении домашнего задания. ………………………………………………………………..10

Выводы……………………………………………………………………………..12

Литература………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании и способствуют основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

Имея непосредственное отношение к указанным приоритетам в области лингвистики, данная научная  работа исследует  использование новых кейсовых технологий  на уроках  английского языка и при выполнении  домашнего задания, чем обусловлена, на наш взгляд, актуальность темы.

Объектом исследования являются новые технологии  в процессе изучения иностранных языков

 Предметом исследования данной работы является новые кейсовые технологии на уроках  английского языка и при выполнении  домашнего задания.

 Целью данной работы является исследование использования новых кейсовых  технологий  на уроках  английского языка .

В рамках настоящего исследования предполагается решение следующих задач:

1. Дать общую характеристику истории развития использования новых кейсовых технологий  в образовании .

          2.  Рассмотреть сущность кейсовых технологий в обучении английскому языку

3.Теоретически обосновать использования кейс-метода в учебном процессе.

4.Изучить влияние кейс-метода на мотивацию обучения.

            Методы  исследования:  критический  анализ,  научно  фиксируемое

наблюдение,  беседа.

         Методологической основой для решения поставленных задач явились:

      Современная концепция личностно ориентированного образования;

      Учение о мотивации учебной деятельности.

      Концепция информатизации образования Российской Федерации.

      Государственный образовательный стандарт.

          Научная  новизна  исследования  состоит  в  том,  что  кейсовые технологии  способствует  усилению   учебной   мотивации   изучения   ИЯ   и совершенствованию знаний учащихся.

      Апробация результатов производилась в МОУ СШ №32 г.Ставрополя.     Внедрение результатов исследования осуществляется через выступления на научно-практической конференции 2010  г.  и  на  практических  занятиях  по английскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Дистанционное обучение – это современная технология обучения, которая обязана своим возникновением развитию информационных технологий и компьютерной техники. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, отсюда всеповышающийся интерес к дистанционному университетскому обучению и к самым различным его формам. Несмотря на новизну, дистанционное обучение сохраняет компоненты, характерные для дневной формы обучения. Среди них можно выделить следующие: цели обучения, содержание обучения, обеспечение эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, активизация деятельности учащихся, дифференциация, формирование мотивации. При этом необходимо подчеркнуть, что цели и содержание образования остаются неизменными при любой форме обучения. Иначе говоря, дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение, но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся между собой будут иными.

Говоря об использовании современных информационных и коммуникативных технологий в обучении английскому языку, необходимо помнить об обучении четырем видам речевой деятельности – аудированию, говорению, чтению, письму. Эффективность современного дистанционного иноязычного образования в условиях внедрения новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий может быть существенно улучшена с помощью интеграции кейсов в курс дистанционного обучения.

Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод уже не вызывает сегодня полемики в вузах: все отмечают его высокую эффективность. Подчеркнём, кейс-метод подтвердил свою высокую эффективность и результативность в проведении дистанционных занятий. Этот метод – та же инновация с точки зрения методологии, что и дистанционное обучение с точки зрения технологии; кроме того, они отлично дополняют друг друга по нескольким причинам:

Во-первых, говоря о дистанционном обучении, подчеркиваем его студентоцентричность.

Во-вторых, гибкость дистанционного обучения позволяет всем субъектам учебного процесса работать в курсе в любое время ив любом месте (единственное условие - доступ к Интернету).

В-третьих, педагогическая модель, лежащая в основе, как дистанционного обучения, так и кейс-метода, - это конструктивизм.

В-четвёртых, опыт показывает, что линейная схема обучения противопоказана для дистанционной формы. И именно нелинейности (активного обучения) придерживается кейс-метод.

Принимая во внимание особенности целевой аудитории, перед преподавателем-инструктором ставится цель разработать систему обучения со следующими характеристиками:

§обучение открыто для разнообразных учебных интересов (не привязывает студента к конкретной учебной схеме), поэтому идеально подходит гипертекстовая структура материала курса;

§студент должен сам решить, в каком темпе и насколько глубоко он хочет ознакомиться со сферой знаний, а затем изучать учебный материал на основе кейсовых упражнений и/или элементов ролевой игры и попрактиковаться в применении знаний (конструктивное обучение);

§в ходе обработки учебного материала и подготовки заданий необходимо брать во внимание функцию студента в компании.

Первый критерий, который преподаватель должен развить у сво­их студентов - это их самонаправленность. На протяжении обучения студент проходит следующие стадии: зависимый - заинтересованный - вовлеченный – самонаправленный.

Нельзя не отметить видоизменение роли преподавателя. В идеале при дистанционном обучении преподаватель-инструктор - фасилитатор, вовлекающий студентов в работу, модератор дискуссий и ресурс в процессе обучения, советующий, дающий оценку, анализирующий работу студентов.

К дидактическим принципам кейса можно отнести следующие: индивидуальный и дифференцированный подход, предоставление свободы в обучении, обеспеченность студентов достаточным количеством материалов, возможность обратится к преподавателю в любое время, формирование навыка умения работать с информацией. Совершенно очевидно, что принципы дистанционного обучения и кейс-метода во многом перекликаются.Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из реальной практики, журналов, газет и других изданий.

Профессионалы кейс-метода, утверждают, что каждый кейс-материал должен иметь индивидуальную, свойственную только ему структуру или, если быть точными, систему структур. Грамотно составленный кейс должен характеризоваться четко выраженными временной, сюжетной и разъяснительной структурами.

По своей сути он наиболее близок методам игровым и проблемному обучению, а также, по нашему мнению, может интегрировать в себе проектную деятельность, целенаправленный поиск информации в сети Интернет и в других источниках.

Кейс-метод не легко «вмонтировать» в учебный процесс. Здесь необходимы не только общесоциальные перемены, но и значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения.

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС_МЕТОДА

 

В современной школе  используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является метод – кейсов, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании английского языка .

За последние годы кейсы довольно широко распространились в практике обучения. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.

Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Оно позволяет проверять гипотезы о факторах, определяющих ситуацию, о важнейших или второстепенных аспектах проблем, об эффективности предлагаемых решений и.т.д. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видению причинно-следственных связей, путей развертывания будущего, скрытой динамики и т.д. Фраза «Представьте себе, что….» совершенно незаменима при использовании мысленного экспериментирования [2, C56].

В методике преподавания информатики этот метод только начинает использоваться, поэтому работы, посвященные его применению в этой области частных дидактик, являются актуальными. Кейс метод часто используется совместно с деловой игрой.

Кейс - это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач [4]. Деловая игра - способ определения оптимального решения задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников. Применяется при необходимости смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную ситуацию [6].

Кейс-метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения. На наш взгляд, возможные варианты такого сочетания следующие [3, C12 - 13]:

1.   деловая игра включается в описание кейса, решение которого

предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации;

2.   в деловую игру обязательно включена ситуация или даже несколько ситуаций. В процессе её¸ разыгрывания возникает необходимость формирования описания ситуации, т.е., по сути дела, создания кейс-метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловую игру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игре.

Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, и то, что такое сочетание требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на учеников[5].

Актуальность данной темы натолкнула нас на мысль создания деловых игр с использованием кейс – метода.

В течение короткого времени было создано две игры  для учащихся 7 классов «Секретарь» по теме «Свойства информации»  и « Сбор сведений» по теме «Информационная модель объекта».

Мы кратко опишем эти игры.

Игра: «Секретарь»

«Директор кондитерской фирмы «Форне» задерживается в командировке.  Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров предприятий пищевой промышленности на тему «Оценка нашей продукции СМИ». Все материалы лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией»

Детям нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать название.

Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет секретарем. Остальные учащиеся группа поддержки.

Учащимся раздаётся комплект источников информации. Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации.

Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы.

Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие документы и почему надо отобрать для доклада директора.

Затем ученику – секретарю нужно защитить решение своей группы и предоставить эту информацию на иностранном языке и информационных носителях..

Игра: «Сбор сведений»

«Сейчас у нас в школе проходит сбор сведений  об успеваемости школьников, сбор сведений для школьного медицинского кабинета, сбор сведений для классного руководителя. Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе».

Учащиеся должны ориентироваться в теме «Информационная модель объекта» и заблаговременно собрать сведения о своих одноклассниках и предоставить эту информацию на иностранном языке и информационных носителях.

Детям нужно разделиться на три группы.

На уроке должны присутствовать  эксперты – это завуч школы, медсестра, классный руководитель.

Каждая группа будет отвечать за составление определённой информационной модели. Информационные модели должны быть представлены в табличной форме. Учитель раздаёт комплекты материалов:

Приложение 1 – это обращение директора с просьбой помочь. А Приложение 2 – это примерные информационные модели, на которые можно ориентироваться при составление своих собственных моделей.

Каждой команде нужно собрать сведения и об успеваемости учеников, и для медицинского кабинета и для классного руководителя.

Затем каждой команде нужно доказать правильность содержания информации в таблице. Далее эксперты выберут те информационные модели, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Научно-экспериментальная деятельность в МОУ  СОШ№32

§2.1.  Применение кейс-метода на уроках английского языка и при выполнении домашнего задания.

Последнее время в России  разрабатывают интегрированные курсы "Прикладная информатика и английский язык" для учащихся разных классов общеобразовательных школ используя кейс-метод.

Цели данных курсов следующие: совершенствование знаний, умений и навыков учащихся, используя компьютерные технологии как средство интенсификации и оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся; развитие навыков самостоятельной работы и творческого потенциала учащихся.

Задачи: отрабатывать грамматический и лексический учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, игр, таблиц и схем (графический редактор Paint и другие приложения); учить выполнять проектные работы (Microsoft Power Point; научить писать и правильно оформлять письма другу (текстовый процессор Microsoft Word); учить красиво и грамотно оформлять тексты на английском языке для кабинета английского языка (текстовый процессор Microsoft Word); учить работать самостоятельно и в коллективе; расширять знания учащихся по темам за счет использования ПК.

Нами за период сентябрь - март 2009/2010 учебного года были выполнены следующие работы в соответствии с государственной программой.

1. Вид экрана. Меню. Палитра. Повторение лексического материала. Создание этикетки на тетрадь по английскому языку с автопортретами учащихся.

2. Простая таблица в WORD. Заполнение ячеек. Заливка. Добавление и удаление строк и столбцов. Формат ячеек. Рисование границ таблицы.Создание кроссворда.

Повторение грамматического материала (Past Simple).Создание грамматической игры "Irregular Verbs Lotto".Тема: "School Life".Создание кроссворда на базе изученного лексического материала.

3. Создание открытки с использованием информации из сети INTERNET. Вставка рисунка. Отражение и поворот. Использование приложения WordArt.Создание поздравления в Power Point.

Повторение темы British Holidays.Научить составлять поздравления.Создание Christmas Card (рамка, рисунок, текст английского рождественского стихотворения).

4. Использование рамки "надпись" для оформления плана квартиры и местности. Установление ширины и высоты ячейки таблицы.

Тема "The Place I Live In"Употребление новой лексики, использование предлогов.Нарисовать план своей квартиры (комнаты). Тема "Town Life."Нарисовать и описать дорогу из дома в школу.

5. Создание мультимедийной презентации в программе "Power Point". Настройка анимации, переход слайда. Настройка презентации.

Тема "Town Life. London"Описание достопримечательностей Лондона. Рассказ о Лондоне, сопровождаемый презентацией на компьютере.

6. Составление грамматической схемы с использованием меню "Автофигуры". Present Perfect Tense.

7. Мероприятие «Я выбираю жизнь», где каждый учащийся имел конкретную роль и выражал свое мнение по поводу употребления наркотиков и сигарет.  В начале подготовки мероприятия учащиеся получили специальное задание самостоятельно найти информацию о проблемах молодёжи в разных странах и должны были представить на английском языке.

В Приложениях приводятся примеры исполнения  заданий .

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Из всего выше написанного можно сделать вывод, что кейс - метод лучше всего использовать совместно с деловой игрой, так как  кейс-метод учит навыкам выработки стратегии поведения, а деловая игра вырабатывает навыки тактики поведения.

В результате научно-экспереминтальной  работы улучшилась успеваемость учащихся, возрос интерес к предметам английский язык и информатика, усилилась мотивация изучения данных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. [Текст] – М.: МЭСИ, 1999.

2.   Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ Под редакцией Г.Н. Прозументовой[Текст]Томск 2003

3.   Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. [Текст] / Маркетинг, №1,  1999г.

4.   http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm[Электрон. ресурс]

5.   http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm[Электрон. ресурс]

6.   http://www.casemethod.ru[Электрон. ресурс]

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Разработка урока с использованием кейс-метода "Вышивка лентами"

Урок по рукоделию с применением инновационных технологий. Кейс-метод позволяет активизировать работу обучающихся, сокращает время на подготовку, помогает лучшему восприятию материала....

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы

В статье говорится об использовании кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы...

Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы

Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения. Не является исключением и литература. Актуальным является обращение к...

Методическое объединение "Использование кейс-метода в обучении"

Кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить оди...


 

Комментарии

для методической работы учителей английского языка

Очень полезная статья. Спасибо. Но вы пишите, что в приложении есть примеры использования заданий, а их нет. Хотелось бы посмотреть.