Статья "Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка"
статья

 Галина  Бадьмаевна Чурова

В сообщении  рассматривается проблема самореализации личности обучающегося на уроках английского языка  в школе, предлагаются способы для развития творческой самостоятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха «образование длиною в жизнь». Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, способные к сотрудничеству люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому педагогам необходимо развивать такие качества обучающихся как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность. Необходимо воспитывать стремление к самопознанию, самореализации, самообразованию на протяжении всей жизни .

Самореализация   – это реализация потенциала личности. По теории американского психолога  А. Маслоу, самореализация относится к наивысшей потребности человека. Т.е. самореализация – это высшее желание человека реализовывать свои таланты и способности.

Проблема самореализации личности – ключевая проблема педагогики сегодня. Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и является важной сферой его самовыражения. Школа – то место, где ребёнок проводит большую часть времени.  Поэтому школе отводится главная роль в воспитании стремления детей к самообразованию, реализации творческих способностей. По мнению психологов, внутренней причиной неудач в учёбе является отсутствие возможности для самореализации детей. Отсутствие самореализации и приводит к формированию комплекса неудачника.

Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков по дисциплине. Формирование УУД – это и залог профилактики школьных затруднений.

В широком значении «УУД» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД -    это совокупность действий обучающихся, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Формирование УУД является основой способности обучающегося к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку необходимо учитывать, что  обучающему следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу английский язык?», «Зачем я выполняю то или иное задание на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю изученное на уроке?», «Чему я научился на уроке?», «Что ещё мне следует сделать?». Язык необходимо осваивать осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое.

Задача учителя – организовать обучение так, чтобы  ребёнок смог раскрыть свои таланты и способности. Творческая работа - это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, которая создаёт условия для самореализации. Самовыражение, самораскрытие личности ребёнка не всегда вполне сознаваемый акт, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное на что способен.

 Если раньше роль учителя заключалась в организации и планировке урока, где ученик был пассивным наблюдателем, то сейчас учитель – менеджер урока. Его функция – организовать процесс так, чтобы ученик имел возможность самостоятельно добывать знания. ЮНЕСКО определил новые ориентиры образования в мире: «Школа – это кладовая сокровищ. За наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы сокровищами. Учитель не должен насильно впихивать ему «драгоценности» в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько «драгоценностей» на уроке он наберёт, сколько он может их унести и сам оценивает, сколько богатства он приобрёл.»

Процесс изучения английского языка способствует формированию творческой самостоятельности. В рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания, упражнения, которые требуют от обучающихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи. Самостоятельная работа - не самоцель.  Она является средством борьбы за прочные и глубокие знания обучающихся. Самостоятельная работа - средство формирования у школьников  активности и самостоятельности как черт личности развития их умственных способностей.

Для саморазвития, самореализации  детей могут использоваться нестандартные уроки: урок- путешествие, урок – праздник, урок –концерт, урок – театр, видео – урок, урок – проект, урок – экскурсия, урок – интервью, а также разные формы творческой работы на уроке: метод проектов, игры, творческие самостоятельные, домашние работы, проблемные ситуации, исследовательская деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка с УМК "Английский в фокусе"

«Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Spotlight» *...

Выступление по теме "Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка" на семинаре учителей иностранного языка общеобразовательных учреждений города Курска.

В сообщении  рассматривается проблема самореализации личности обучающегося на уроках английского языка  в школе, предлагаются способы для развития творческой самостоятельности детей....