Выступление по теме "Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка" на семинаре учителей иностранного языка общеобразовательных учреждений города Курска.
материал по английскому языку по теме

Ольга Николаевна Алферова

В сообщении  рассматривается проблема самореализации личности обучающегося на уроках английского языка  в школе, предлагаются способы для развития творческой самостоятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха «образование длиною в жизнь». Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, способные к сотрудничеству люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому педагогам необходимо развивать такие качества обучающихся как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность. Необходимо воспитывать стремление к самопознанию, самореализации, самообразованию на протяжении всей жизни .

Самореализация   – это реализация потенциала личности. По теории американского психолога  А. Маслоу, самореализация относится к наивысшей потребности человека. Т.е. самореализация – это высшее желание человека реализовывать свои таланты и способности.

Проблема самореализации личности – ключевая проблема педагогики сегодня. Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и является важной сферой его самовыражения. Школа – то место, где ребёнок проводит большую часть времени.  Поэтому школе отводится главная роль в воспитании стремления детей к самообразованию, реализации творческих способностей. По мнению психологов, внутренней причиной неудач в учёбе является отсутствие возможности для самореализации детей. Отсутствие самореализации и приводит к формированию комплекса неудачника.

Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков по дисциплине. Формирование УУД – это и залог профилактики школьных затруднений.

В широком значении «УУД» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД -    это совокупность действий обучающихся, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Формирование УУД является основой способности обучающегося к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку необходимо учитывать, что  обучающему следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу английский язык?», «Зачем я выполняю то или иное задание на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю изученное на уроке?», «Чему я научился на уроке?», «Что ещё мне следует сделать?». Язык необходимо осваивать осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое.

Задача учителя – организовать обучение так, чтобы  ребёнок смог раскрыть свои таланты и способности. Творческая работа - это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, которая создаёт условия для самореализации. Самовыражение, самораскрытие личности ребёнка не всегда вполне сознаваемый акт, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное на что способен.

 Если раньше роль учителя заключалась в организации и планировке урока, где ученик был пассивным наблюдателем, то сейчас учитель – менеджер урока. Его функция – организовать процесс так, чтобы ученик имел возможность самостоятельно добывать знания. ЮНЕСКО определил новые ориентиры образования в мире: «Школа – это кладовая сокровищ. За наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы сокровищами. Учитель не должен насильно впихивать ему «драгоценности» в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько «драгоценностей» на уроке он наберёт, сколько он может их унести и сам оценивает, сколько богатства он приобрёл.»

Процесс изучения английского языка способствует формированию творческой самостоятельности. В рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания, упражнения, которые требуют от обучающихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи. Самостоятельная работа - не самоцель.  Она является средством борьбы за прочные и глубокие знания обучающихся. Самостоятельная работа - средство формирования у школьников  активности и самостоятельности как черт личности развития их умственных способностей.

Для саморазвития, самореализации  детей могут использоваться нестандартные уроки: урок- путешествие, урок – праздник, урок –концерт, урок – театр, видео – урок, урок – проект, урок – экскурсия, урок – интервью, а также разные формы творческой работы на уроке: метод проектов, игры, творческие самостоятельные, домашние работы, проблемные ситуации, исследовательская деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка

Слайд 2

Пирамида А. Маслоу

Слайд 3

Формирование УУД – основа способности обучающегося к дальнейшему саморазвитию

Слайд 4

Творческая работа

Слайд 5

« Школа – это кладовая сокровищ…»

Слайд 6

Нестандартные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития Шайдуллиной Фандии Камиловны, учителя татарского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка»» Нижнекамского муниципального

Индивидуальный план профессионального развитияШайдуллиной Фандии Камиловны,учителя татарского языка и литературымуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«СОШ № 33 с углубленным и...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"

Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"...

Доклад на районном семинаре учителей иностранных языков на тему «Типичные ошибки при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку»

Типичные ошибка при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку и меры, приминяемые на уроках английского языка для  их предотвращения....

Выступление на семинаре учителей иностранного языка

Данное выступление раскрывает методы подготовки учащихся к олимпиадам и ВПР...

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)...