Повышение эффективности учебного процесса через стимулирование развития познавательных функций у обучающихся с ОВЗ надомной формы обучения
методическая разработка

Милохина Оксана Александровна

Представление результатов профессиональной деятельности по использованию методов активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ и повышение эффективности учебного процесса через стимулирование развития познавательных функций

у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_milohina_o_a.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Повышение эффективности учебного процесса через стимулирование развития познавательных функций у обучающихся с ОВЗ надомной формы обучения.

Педагог-психолог

Милохина Оксана Александровна

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Формы умственной отсталости (олигофрения и деменция)

Олигофрения (от греч. oligos — малый + phren — ум) (малоумие)

Структура психики ребенка с умственной отсталостью сложна:

Нарушение познавательной деятельности приводит к нарушению развития всех психических функций: нарушению познания, эмоций, воли, поведения и личность в целом.

Почему их так сложно обучать? Дети с умственной отсталостью  не испытывают потребности в познании, как нормальные дети. Известный исследователь Эдуард Сеген говорил, что олигофрен ничего не знает, не может и не хочет.

Классификация форм олигофрении (М. С. Певзнер)

Эта классификация удобна для определения методов коррекционно-воспитательной работы

1) неосложненная  олигофрения (уравновешенность нервных процессов)

2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики

3) олигофрения, осложненная нарушениями различных анализаторов (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи)

4) олигофрения с психопатоподобными формами поведения

5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью

Схема соматотопической проекции в коре головного мозга (по Пенфилду)

Уайлдер Пенфилд канадский нейрохирург занимался хирургическим лечением эпилепсии. Он во время операции на открытом мозге проводил электрическую стимуляцию его разных отделов, что позволило точно локализовать эпилептический очаг. Во время операции больные находились в сознании и описывали свои ощущения, которые затем анализировались. Пенфилд использовал информацию и создал функциональную карту поверхности коры мозга. Так появились знаменитые схемы, которые называют «человеком Пенфилда» или «Гомункулус Пенфильда».

Он показал, что в коре головного мозга имеется представительство разных мышц, органов и функциональных систем. Каждая система имеет в коре мозга свою территорию. Особенно большую территорию занимает представительство рук и лица. Поэтому, любая стимуляция ладоней, кистей, лица приводит к возбуждению больших участков коры головного мозга. Эффективно делать тонизирующий массаж лица, умываться холодной водой, разминать точки на лице – это замечательно бодрит.

Вот поэтому мы развиваем мелкую моторику и через моторику стимулируем развитие мозга.

Проекция внутренних органов на разных частях тела организма.

Информация о состоянии внутренних органов и систем выводится на лицо, уши, глаза, язык, ладони рук и ступни ног. Т.е. она многократно дублируется для человека. Для чего? В нас уже природой заложена система самооздоровления.

  • Проекция внутренних органов на ладонях рук, на пальцах (на кончиках пальцев находится проекция мозга).
  • Проекция внутренних органов на стопах ног (полезно ходить по камушкам, траве, песку, сенсорные дорожки для детей)
  • Проекция внутренних органов на лице человека
  • Проекция внутренних органов на ушах, языке, губах, радужке глаз.

Методы активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ

  • Массаж и самомассаж (лица, ушей, ладоней, стоп)
  • Интеллектуальный массаж профессора Ауглина
  • Су-джок терапия
  • Гимнастика мозга Г. Деннисон, И. Деннисон
  • Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк
  • Асинхронная гимнастика
  • Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга (Л.Д.Столяренко)
  • Гимнастика космонавтов  В. Фохтина
  • Дыхательные упражнения
  • Биоэнергопластика
  • Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович

Массаж и самомассаж ушей, лица, ладоней и стоп

Интеллектуальный массаж профессора Ауглина

Швейцарский детский психолог, профессор Фриц Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, при котором положительные изменения в интеллектуальном развития появляются под влиянием массажа ушей и точек на лице (внешних импульсов) на кору головного мозга.

Массаж делали детям с минимальной мозговой дисфункцией. Уже после трех недель у 98% детей было отмечено повышение активности мозга, появились разносторонние интересы.

Су-джок терапия

Су-Джок: Су – кисть, Джок – стопа. Су-джок терапии базируется на традиционной акупунктуре – является хорошей системой оздоровления.

Повышает физическую и умственную работоспособность, стимулируют речевые области в коре головного мозга, способствует общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Гимнастика мозга

Гимнастика Мозга была разработана в 1970-х годах американским доктором

Полом Деннисоном для неуспевающих в обучении детей.

Это система быстрых, простых, специфичных движений, которые активизируют деятельность ума и тела. Суть гимнастики мозга –  движение активизирует умственные способности.

Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, которые были в группе «неспособных к обучению». В 1987 г. в Советском Союзе  результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Кинезиологические упражнения А.Л.Сиротюк

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Асинхронная гимнастика (гармонизация полушарий)

Разработана на основе кинезиологии. Упражнения задействуют  оба полушария: правое (образное –интуиция, фантазия) и левое (логическое)

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим.

Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга (по описанию Л.Д.Столяренко)

Предлагаемая гимнастика направлена на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга.

Гимнастика космонавтов В.Фохтина

Новая форма двигательной активности, которую сейчас используют космонавты и в космосе, и на Земле, впервые опубликована В. Фохтиным в 1991 году. Это упражнения без спортивного инвентаря, но они обладают профилактическим и лечебным действием. Секрет этого феномена заключается в том, что все ее упражнения выполняются на уровне предельного мышечного напряжения. Главное условие упражнений — самосопротивление.

Дыхательная гимнастика

Дыхательных техник очень много. Необходимо помнить всегда: что ВДОХ-это активизация, ВЫДОХ – это расслабление.

Чтобы активизировать ребенка, вдох должен быть длинным

Чтобы успокоить, расслабить – выдох должен быть длинным

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович

Этот метод еще называется нейропсихологическая коррекция, поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень (который является основой для развития ВПФ)

Выполняются двигательные, дыхательные, глазодвигательные, упражнения, которые активизируют развитие праксиса, гнозиса, памяти, процессов саморегуляции для дальнейшего овладения чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляцией психических процессов.

Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бес-конечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими  одновременно.

Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

Шляпа мышления начать слушать сосредоточенно.

Большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторяйте упражнение не менее трёх раз.

Позитивные точки

Можно выполнять стоя и сидя.

Положите большой и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

Подержите (не давить, слегка касаться) пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

Асинхронная гимнастика

1) одновременно движение кистей вверх, стоп вниз и наоборот. 20-25 раз;
2) правые кисть и стопа- вверх, а левые - вниз, и наоборот. 20-25 раз;
3) правая кисть идет навстречу правой стопе, в то же время левая кисть и левая стопа - врозь. 20-25 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка

Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Интерактивные методы обучения как оптимальный вариант повышения эффективности учебного процесса.

План:Введение.Общее понятие о методах интерактивного обучения.Позиция учащегося и педагога в образовательном процессе.Правила организации интерактивного обучения.Особенности использования интера...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование ИКТ

содержит обобщение опыта и теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии...

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...