Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
материал

Медкова Анна Константиновна

В разработке представлен доклад для МО по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_5_klass.docx13.44 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

учителя математики

Медковой Анны Константиновны

(2016г.)

Тема: «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся».

Данная тема привлекла меня тем, что она очень актуальна в современной педагогике и соответствует ФГОС ООО 2 поколения. Наиболее правильное определение сущности проблемного обучения можно дать, рассматривая его с точки зрения умственного развития. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования.

Эта проблема широко рассматривается в психолого-педагогической методической литературе. Так М. И. Махмутов пишет, что создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения.

Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия. Для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение их в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Я работаю по данному вопросу первый год, изучила различную психолого-педагогическую литературу (Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения, Григорович Л.А. Педагогика и психология, Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей среднего школьного возраста и пр.) и описание опыта учителей математики других школ.

В разработке своих уроков использую элементы проблемного обучения Исходя из личных наблюдений, результативность и активность на уроках повышаются, дети с интересном включаются в работу над проблемными ситуациями, находят выход из них.

В дальнейшем буду продолжать работу по данному вопросу, включая проблемные ситуации в разработку уроков математики в 6 классе. Тема «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся» может использоваться учителями математики и студентами-практикантами педагогических специальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности  обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Мастер-класс "Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Мастер-класс включает следующие разделы:- актуальность;- краткую характеристику некоторых онлайн-сервисов;- примеры работы с онлайн-сервисами на различных этапах урока;- заключение....

Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы, которые он применяет в своей работе....