Метод проектов как условие повышения учебной мотивации обучающихся с академическими трудностями
статья
Анализ опыта работы с детьми с академическими трудностями через метод проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как условие повышения учебной мотивации обучающихся с академическими трудностями
Особенностью деятельности нашей школы (МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева) является наличие в контингенте учащихся детей-инвалидов, детей с ОВЗ. 19 из них учатся в общеобразовательных классах, 25 – в классах для обучающихся по адаптированным программам. Кроме того есть группа школьников с академическими трудностями в обучении (89 школьников, 18%).
Работа с такими детьми строится по определённому алгоритму:
- проведение и анализ результатов входного контроля;
- выявление группы ДАТ на основе результатов успеваемости в предыдущем учебном году и входного контроля знаний;
- психолого-педагогическая диагностика причин академических трудностей;
- разработка программ коррекции процесса обучения ДАТ;
- реализация данных программ;
- анализ результатов работы с данной группой школьников (каждую четверть), внесение необходимых изменений.
Совместная деятельность педагога-психолога, классных руководителей, учителей-предметников позволила выявить основные причины неуспешности обучения ДАТ:
- нарушения восприятия,
- нарушения внимания,
- моторные нарушения (гипер- или гипоактивность),
- трудности в обучении, обусловленные особенностями памяти,
- педагогическая запущенность.
Соответственно это приводит к нарушениям устной и письменной речи, чтения, логического мышления и т.п. Что в свою очередь служит причиной низкого познавательного интереса у учащихся, несформированности элементарных организационных навыков, отсутствия адекватной самооценки. Такие ученики требуют индивидуального подхода, педагогического сопровождения их образовательной деятельности.
Наряду с традиционными формами организации работы со слабоуспевающими детьми (дифференцированный подход, система коррекционных занятий, применение специальных видов работ) для создания ситуации успеха мы применяем возможности метода проектов. В результате у ребят повышается интерес к учебной деятельности, развиваются навыки работы в группе, формируются навыки самообразования и самоконтроля.
Безусловно, процесс выполнения проекта для детей с академическими трудностями имеет свои особенности. Во-первых, это малый объём и значительное время выполнения. Во-вторых, применение специальных пошаговых инструктивных карточек. В-третьих, свобода выбора представления готового продукта: описание и характеристика объектов и явлений, модель, справочник, мультимедийный продукт и т.п. При этом ребёнок может отказаться от публичной защиты, заменив её на собеседование с педагогом, курировавшим проект.
Для слабоуспевающих учащихся 8 – 11 классов предлагаются учебные проекты, позволяющие разобраться в трудной для них теме, применить теоретические знания на практике. Например:
ФИ | Класс | Тема проекта | Предмет |
Дмитрий Е. | 11 | Глагол как самая живая часть речи | Русский язык |
Андрей Ж. | 10 | Геометрические формы в искусстве | Математика |
Владислав Р. | 9 | Значение знаков препинания в тексте | Русский язык |
Дмитрий Л. | 9 | Мои друзья | Английский язык |
Владимир К. | 8 | Имена прилагательные в топонимах нашей местности | Русский язык |
Жанна Л. | 8 | Природные рекорды России | География |
Алексей Ш. | 8 | Физика в быту | Физика |
Следует отметить, что первоначально данная деятельность шла с большим трудом, ребята не проявляли особого интереса к данному виду учебной деятельности. К концу же учебного года некоторые ученики сами просили помощи учителей в выборе необходимой темы и даже публично представляли свой продукт (21% проектантов).
В классах, обучающихся по ФГОС, метод проектов применяется не только в урочной деятельности, но и является обязательным элементом портфолио ученика, которое служит составной частью ВСОКО. Каждый ученик 3-6 классов в течение учебного года выполняет учебно-исследовательский проект, семиклассники – учебно-социальный проект. В апреле в школе проходит Фестиваль проектов, на который приглашаются учащиеся, их родители и педагоги. Примеры проектов, выполненных детьми с академическими трудностями в прошедшем учебном году:
ФИ | Класс | Тема проекта | Предмет |
Юлия З. | 3 | Математические пословицы | Математика |
Сергей А. | 3 | Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно | Русский язык |
Владимир И. | 4 | Пиноккио и Буратино | Литературное чтение |
Александр А. | 4 | Разговор о нуле | Математика |
Виталий К. | 5 | Весёлая география | География |
Артём К. | 5 | Вычислительные средства прошлых лет | Информатика |
Диана П. | 6 | Решение старинных задач | Математика |
Артём С. | 6 | Замки средневековой Европы | История |
В текущем учебном году семиклассники начали работу над предметными проектами, предполагающими социально значимый продукт:
ФИ | Класс | Тема проекта | Предмет |
Диана П. | 7 | Её Величество бумага! | ИЗО |
Вадим Г. | 7 | История возникновения денег | История |
Николай Р. | 7 | Мы выбираем игры на открытом воздухе! | Физическая культура |
Кристина И. | 7 | Пусть музыка звучит | Музыка |
Таким образом, опыт работы нашей школе в формате метода проектов позволяет говорить, как минимум, о повышении интереса к учению у детей с академическими трудностями. Дальнейшая наша деятельность направлена на развитие большей учебной самостоятельности ДАТ, формирование у них устойчивых навыков самооценки и, как результат, повышения качества образования в ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372536-1387813530.jpg)
Использование творческих заданий как средство повышения учебной мотивации обучающихся 7 классов на уроках информатики
Исследовательская работа по изучению учебной мотивации к предмету информатика учащихся 7-х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-92941-1576762946.jpg)
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-888170-1486050172.png)
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/04/picture-990484-1620124227.jpg)
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....
Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1397177-1648486687.png)
Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».
Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-276794-1378657408.jpg)
Родительское собрание «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Данный материал разработан для родителей учащихся 5-9 классов...