Метод проектов как условие повышения учебной мотивации обучающихся с академическими трудностями
статья
Анализ опыта работы с детьми с академическими трудностями через метод проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_uslovie.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как условие повышения учебной мотивации обучающихся с академическими трудностями
Особенностью деятельности нашей школы (МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева) является наличие в контингенте учащихся детей-инвалидов, детей с ОВЗ. 19 из них учатся в общеобразовательных классах, 25 – в классах для обучающихся по адаптированным программам. Кроме того есть группа школьников с академическими трудностями в обучении (89 школьников, 18%).
Работа с такими детьми строится по определённому алгоритму:
- проведение и анализ результатов входного контроля;
- выявление группы ДАТ на основе результатов успеваемости в предыдущем учебном году и входного контроля знаний;
- психолого-педагогическая диагностика причин академических трудностей;
- разработка программ коррекции процесса обучения ДАТ;
- реализация данных программ;
- анализ результатов работы с данной группой школьников (каждую четверть), внесение необходимых изменений.
Совместная деятельность педагога-психолога, классных руководителей, учителей-предметников позволила выявить основные причины неуспешности обучения ДАТ:
- нарушения восприятия,
- нарушения внимания,
- моторные нарушения (гипер- или гипоактивность),
- трудности в обучении, обусловленные особенностями памяти,
- педагогическая запущенность.
Соответственно это приводит к нарушениям устной и письменной речи, чтения, логического мышления и т.п. Что в свою очередь служит причиной низкого познавательного интереса у учащихся, несформированности элементарных организационных навыков, отсутствия адекватной самооценки. Такие ученики требуют индивидуального подхода, педагогического сопровождения их образовательной деятельности.
Наряду с традиционными формами организации работы со слабоуспевающими детьми (дифференцированный подход, система коррекционных занятий, применение специальных видов работ) для создания ситуации успеха мы применяем возможности метода проектов. В результате у ребят повышается интерес к учебной деятельности, развиваются навыки работы в группе, формируются навыки самообразования и самоконтроля.
Безусловно, процесс выполнения проекта для детей с академическими трудностями имеет свои особенности. Во-первых, это малый объём и значительное время выполнения. Во-вторых, применение специальных пошаговых инструктивных карточек. В-третьих, свобода выбора представления готового продукта: описание и характеристика объектов и явлений, модель, справочник, мультимедийный продукт и т.п. При этом ребёнок может отказаться от публичной защиты, заменив её на собеседование с педагогом, курировавшим проект.
Для слабоуспевающих учащихся 8 – 11 классов предлагаются учебные проекты, позволяющие разобраться в трудной для них теме, применить теоретические знания на практике. Например:
ФИ | Класс | Тема проекта | Предмет |
Дмитрий Е. | 11 | Глагол как самая живая часть речи | Русский язык |
Андрей Ж. | 10 | Геометрические формы в искусстве | Математика |
Владислав Р. | 9 | Значение знаков препинания в тексте | Русский язык |
Дмитрий Л. | 9 | Мои друзья | Английский язык |
Владимир К. | 8 | Имена прилагательные в топонимах нашей местности | Русский язык |
Жанна Л. | 8 | Природные рекорды России | География |
Алексей Ш. | 8 | Физика в быту | Физика |
Следует отметить, что первоначально данная деятельность шла с большим трудом, ребята не проявляли особого интереса к данному виду учебной деятельности. К концу же учебного года некоторые ученики сами просили помощи учителей в выборе необходимой темы и даже публично представляли свой продукт (21% проектантов).
В классах, обучающихся по ФГОС, метод проектов применяется не только в урочной деятельности, но и является обязательным элементом портфолио ученика, которое служит составной частью ВСОКО. Каждый ученик 3-6 классов в течение учебного года выполняет учебно-исследовательский проект, семиклассники – учебно-социальный проект. В апреле в школе проходит Фестиваль проектов, на который приглашаются учащиеся, их родители и педагоги. Примеры проектов, выполненных детьми с академическими трудностями в прошедшем учебном году:
ФИ | Класс | Тема проекта | Предмет |
Юлия З. | 3 | Математические пословицы | Математика |
Сергей А. | 3 | Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно | Русский язык |
Владимир И. | 4 | Пиноккио и Буратино | Литературное чтение |
Александр А. | 4 | Разговор о нуле | Математика |
Виталий К. | 5 | Весёлая география | География |
Артём К. | 5 | Вычислительные средства прошлых лет | Информатика |
Диана П. | 6 | Решение старинных задач | Математика |
Артём С. | 6 | Замки средневековой Европы | История |
В текущем учебном году семиклассники начали работу над предметными проектами, предполагающими социально значимый продукт:
ФИ | Класс | Тема проекта | Предмет |
Диана П. | 7 | Её Величество бумага! | ИЗО |
Вадим Г. | 7 | История возникновения денег | История |
Николай Р. | 7 | Мы выбираем игры на открытом воздухе! | Физическая культура |
Кристина И. | 7 | Пусть музыка звучит | Музыка |
Таким образом, опыт работы нашей школе в формате метода проектов позволяет говорить, как минимум, о повышении интереса к учению у детей с академическими трудностями. Дальнейшая наша деятельность направлена на развитие большей учебной самостоятельности ДАТ, формирование у них устойчивых навыков самооценки и, как результат, повышения качества образования в ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование творческих заданий как средство повышения учебной мотивации обучающихся 7 классов на уроках информатики
Исследовательская работа по изучению учебной мотивации к предмету информатика учащихся 7-х классов....
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....
Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...
Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».
Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...
Родительское собрание «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Данный материал разработан для родителей учащихся 5-9 классов...