ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ
материал (5 класс)
«Создание современного образовательного пространства через популяризацию российской науки и инновационных технологий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание современного образовательного пространства через популяризацию российской науки и инновационных технологий»
«…Человечество победит раньше или
позже и слепоту, и глухоту, и
слабоумие.
Но гораздо раньше оно победит их в
социальном и педагогическом плане, чем
в плане медицинском и биологическом.»
(Л. С. Выготский)
2021год Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2020 № 812 объявлен Годом науки и технологий и направлен на дальнейшее развитие науки и технологий в Российской Федерации.
В.В. Путин отметил, что «ценность труда людей в этих сферах и их вклад в развитие страны заслуживают особого общественного и государственного признания», так как наука является основной движущей силой прогресса, важнейшим ресурсом развития национальной экономики, медицины, образования и социальной сферы» СЛАЙД 1.
В 2021-2022 учебно-оздоровительном голу педагоги Центра работают над методической темой: «Создание современного образовательного пространства через популяризацию российской науки и инновационных технологий» СЛАЙД 2.
Образовательное пространство – это та самая развивающая среда, которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса.
Функции образовательного пространства СЛАЙД 3
- Образовательная функция.
Данная функция предусматривает получение учащимися необходимых знаний, а также умений и навыков их применения в повседневной жизни.
- Воспитывающая функция.
Процесс образования напрямую связан с воспитанием. Невозможно представить образованную личность, которая не воспитана, то есть не имеет необходимых знаний и навыков поведения в обществе, не обладает качествами воспитанной личности.
- Развивающая функция.
Процесс обучения сам по себе является развивающим. Эффективность развития учащегося в первую очередь зависит от его взаимодействия с педагогом. Для того, чтобы знания и умения усваивались ребенком полноценно, необходимо всестороннее влияние на его личностное развитие.
- Формирующая функция.
Данная функция направлена на формирование у учащихся навыков анализа и оценивания собственного поведения, своего внешнего вида, речи и т.д. Все эти навыки помогают ребенку вести диалог, принимать участие в беседах, высказывать и отстаивать свое мнение, приводить аргументы.
- Функция социализации.
- Каждый человек лицо социальное, невозможно полноценное существование вне социума. Именно поэтому так важно научить и приобщить ребенка к жизни в обществе. Большое значение для введения в общество имеет культура. Культура воспитывает, формирует общую картину мира, прививает правила и нормы поведения в обществе, помогает понять и осознать свое положение в социуме.
Таким образом, функции образовательного пространства направлены на формирование и развитие полноценной, всесторонне развитой личности, которая обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Образовательное пространство призвано создавать необходимые благоприятные условия, которые способствуют полноценному развитию личности.
НО образовательное пространство становится развивающим, если…
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Образовательно-воспитательный процесс формирования подобной личности предполагает некий инновационный характер.
Что же такое «Инновационная деятельность»?
-это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Какие знания, умения, способности необходимы педагогу (воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно -образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Каждого современного педагога затрагивает вопрос о повышении мотивации учащихся к учебной деятельности, развитии познавательной активности, и, как следствие, повышении динамики качества обучения.
Как же преобразовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы учащиеся получали удовольствие от самой учебной деятельности и её результата? На помощь нам, педагогам, в этом вопросе приходит возможность использования инновационных технологий.
Инновационная деятельность педагога, которая заключается в использовании современных педагогических технологий, меняет его методический подход в системе образования и несёт свои положительные результаты.
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют образовательно-воспитательную систему учреждения для детей - сирот.
В своей работе МЫ используем такие Современные педагогические технологии:
- Технология развития критического мышления.
- Игровые технологии
- Информационные и коммуникационные технологии
- Технология проектной деятельности
- Технология «Обучение в сотрудничестве»
- И многие другие.
Все эти технологии взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему, направленную на повышение мотивации, развитию у учащихся познавательной активности, творчества, креативности, умению работать с информацией, повышению самооценки.
Хотелось бы остановиться на некоторых из них
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление складывается из умения работать с информацией и использовать ее в реальной ситуации; научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы. Это очень важно в век информационных технологий.
С целью развития критического мышления наших воспитанников, мне интересно использование метода -«кроссенс», который способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. СЛАЙД 4
Это современный метод, разработан в 2002 году Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом.
Слово "кроссенс" созвучно со словом кроссворд. Но кроссворд –это пересечение слов, а кроссенс означает "пересечение смыслов" или простыми словами- это ассоциативная головоломка.
Чем меня заинтересовал метод кроссенс?
- Новизной.
- Технология работает на развитие мотивации обучающихся. А это главная задача.
(Без нее процесс обучения невозможен.)
- Возможностью ее применения (можно применить на любом этапе урока или занятия: в начале урока или занятия при определении цели и задач, при объяснении новой темы, при закреплении полученных знаний, при организации групповой работы, на разных типах уроков (занятий): как освоения новых знаний, так и повторения или обобщения.
Задача учащихся– объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Применение кроссенс способствует:
- развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;
- проявлению креативности;
- развитию коммуникативных и регулятивных умений;
- формированию навыков работы с информацией;
- повышению интереса к предмету
«Многое можно видеть, читать, можно кое-что вообразить, но, чтобы сделать – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники»
А.М.Горький:
Конечно,особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).СЛАЙД 5
В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебно- воспитательном процессе, является мультимедиа.
Многие объекты изучения нельзя показать иначе, как только на компьютере. Много материала приходится подбирать в Интернете. Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль: опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, воспитанники учатся сравнивать, классифицировать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
СЛАЙД 6
Именно мультимедийная презентация даёт возможность представить наглядно тот материал, который невозможно продемонстрировать другими способами, создать положительную атмосферу, активизировать познавательную деятельность воспитанников.
Учащиеся почти всегда пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания учащимся материала.
Также одной из применяемых инновационных технологий является Технология проектной деятельности Слайд 7
Целью технологий проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Используя проектные технологии в работе с детьми нашего контингента, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения детьми, должны быть созданы условия для успешного выполнения проекта.
На данный момент, в нашем отряде ведется проектная деятельность.
Тема проекта «Изобретатели и их изобретения». Тема посвящена году науки и технологий.
Актуальность темы обусловлена большой значимостью вопроса, так как затрагивает не просто исторические знания, а непосредственно знания, связанные с величайшими достижениями Родины.
Цель проекта: познакомить воспитанников с великими изобретателями и их изобретениями.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемые результаты:
- Взаимодействие педагогов и воспитанников в сборе информации по теме проекта.
- Вызвать интерес и восхищение у детей.
- Развить представление о великих изобретателях и их изобретениях.
- Развить наблюдательность, воображение и творческие способности воспитанников.
Этапы работы над проектом
1 этап. Организационный: знакомство детей с темой, постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
2 этап. Планирование работы: разработка плана деятельности, распределение обязанностей, создание развивающей среды:
-подбор наглядно-дидактического материала;
СЛАЙД 8-чтение литературы по теме проекта; работа с энциклопедиями по данной теме;
-оформление информационного уголка
3 этап. Реализация проекта: организация совместной деятельности.
-написание и презентация рефератов детьми ; СЛАЙД 9
-видеопрезентация и викторина «Великие изобретатели», «Российские изобретения, покорившие мир» СЛАЙД 10
-интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Отвечая на вопросы, ребята проявили свою эрудицию, логическое мышление, умение принимать решение в нестандартной ситуации в условиях ограниченного колличества времени.СЛАЙД 11
Продолжаем работу над 4 этапом нашего проекта: «Презентация»
-подготовка папки «Изобретатели и их изобретения», включающие в себя краткий рассказ об истории изобретений;
- создание альбома с детскими рисунками «Что будет если…»
- создание выставки "Техника будущего" и презентация объектов, изобретенных самими детьми (легострой).
Конечно, работать в режиме инноваций сложно. Нам приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, философию воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы -это необходимо. В процессе работы, мы часто повторяем слова: работа педагога с детьми-сиротами – это не просто работа, это миссия. От нашего мастерства и профессионализма зависит не только жизнь наших воспитанников сегодня, но и, то какими они будут в дальнейшей жизни. Считаю, что только уверенный, состоявшийся как профессионал и личность, педагог действительно может выдержать огромное эмоциональное, психологическое напряжение нашей работы.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как воспитанника, так и педагога.
«Чтобы достичь успеха, нужно обладать тремя качествами: терпением монаха, храбростью воина и воображением ребенка». Шарад Вивек Сагар (социальный предприниматель, создатель «Dexterity Global» - образовательной платформы для нового поколения социальных инноваторов)
Спасибо за внимание Слайд 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на семинар "Одарённые дети"
В этом выступлении освещены основные теоретические аспекты вопроса одарённости. Даны практические советы по выявлению одарённого ребёнка....
доклад на семинаре
« Воспитание гражданина, патриота, наследника трудовой и боевой славы»...
«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...
доклад к семинару завучей по теме "Школа нового поколения: опыт образовательной эффективности"
В докладе отражены основные направления инновационной работы в гимназии №3 города Дербента. Сделан акцент на введении ФГОС в основной школе, инновацинных формах внеурочной деятельности в гимназии....
Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки.Доклад к семинару "Покровские чтения"
Ежегодно в Праздник Покрова 14 октября на базе нашей Бессоновской школы проходит межрайонный семинар по духовно-нравственному воспитанию "Покровские чтения".Организатором является учитель православной...
Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"
Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...
Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"
Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...
- Мне нравится (1)