Доклад к семинару по теме: «Типы уроков»
материал

Казарова Людмила Александровна

В современное время следует в преподавании разделять традиционный и современный уроки:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_ood_s_prodolzheniem.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Доклад к семинару по теме: «Типы уроков»

Разработал:   Л.А.Казарова

преподаватель

Горнозаводск

2019

 Выступление на МО ООД

В современное время следует в преподавании разделять традиционный и современный уроки:

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно – иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские  методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

 На таких уроках создаются больше возможностей для решения познавательных для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности обучающегося.

На таких уроках создаются больше возможностей для решения познавательных задач, высказывание предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного различия личности.

 Разновидностями урока в формировании новых знаний являются уроки

Формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

Все уроки делят по типу на: 1. Урок изучения нового материала.

Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов –как методические варианты уроков:

Урок – лекция

Урок – беседа

Урок с использованием учебного кинофильма

Урок теоретических или практических самостоятельных работ исследовательского типа

Урок смешанный ( сочетание различных видов урока на одном уроке).

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.

    Урок  самостоятельных работ

   Урок – лабораторная работа

    Урок практических работ

     Урок – экскурсия

     Семинар

3. Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:

.Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

. письменная проверка

.зачёт

.зачётные практические и лабораторные работы

. контрольная (самостоятельная) работа

.смешанный урок ( сочетание трёх первых видов)

5. Комбинированные уроки:

На них решаются несколько дидактических задач

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование знаний и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объём нового материала, много времени отводится на повторение, контроль.

Интегрированное обучение подразумевает всё – таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой – либо интегральной проблемы.

Изучение материала небольшими блоками не ведёт к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свёртывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В

Данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности обучающихся.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

               Типы, формы и структура интегрированных уроков:

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

*  урок – лекция;

*  урок – путешествие;

*  урок – экспедиция;

*  урок – исследование;

*  урок- инсценировка;

*  учебная конференция;

*  урок – экскурсия;

*  мультимедиа – урок;

*  проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения  итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний – организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; рас- крыть типичные черты и т.д.
  • Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно -  следственные  связи;  примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
  • Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.

Тип урока: применение знаний на практике.

  Основные формы уроков данного типа:

  •  Ролевые и деловые игры;
  • * практикумы;
  • Путешествие;
  • Экспедиция и т.д.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, актуализация базовых знаний и оперирования знаниями , умениями и навыками при решении практических задач, составление отчёта о выполнении работы. На уроке обучающиеся, основываясь на ранее приобретённых знаниях, занимаются практической деятельностью.

Сначала проверяются базовые знания, необходимые для  выполнения практического задания, разбирается теоретический материал, после этого обучающиеся включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Опираясь на собранный материал на экскурсиях, обучающиеся составляют проекты реализации, изучаю вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению продукции. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью.

   Задачи:

  •  Образовательные : научить применять полученные знания на практике; закрепить умения и навыки работы, научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы
  • Развивающие: совершенствовать умения работать с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения, умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческую способность; развивать коммуникативные навыки работы в группах, развивать интерес к окружающей жизни.
  • Воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение обучающихся в разнообразные виды коллективной  работы благоприятно сказывается на формирование гуманных качеств личности.

На этих уроках, мобилизуя творческие знания, обучающиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность, у них формируется научные взгляды, целостное  мировоззрение.

       Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

  • Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
  • Урок-практикум;
  • Урок- сочинение;
  • Урок- диалог;
  • Урок-деловая или ролевая;
  • Комбинированный урок;
  • Путешествие;
  • Экспедиция и т.д.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, реконструктивно- вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков.

Сначала обучающиеся занимаются воспроизводящей деятельностью, затем выполняют задания, требующие владения обобщёнными умениям и элементами переноса знаний в новые ситуации. На этом этапе удобно применять дифференцированно групповую форму обучения, далее можно предложить решение творческих задач.

Цель данного типа урока – выработка определённых умений и навыков, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить, дать представление; выработать умение; научить владению приёмами; углубить знания.
  • Развивающие; научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

*воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность,   способствовать воспитанию экологического сознания, создать объективную основу для воспитания любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного материала и дидактического материала, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью преподаватель пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Обучающиеся выполняя задания с учётом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели усвоения материала. Конструкция урока позволяет включать обучающихся в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени.

Урок обладает большим воспитательным потенциалом. Который реализуется не только за счёт эффективного использования учебного материала, но за счёт организации общения и коллективной работы, в процессе которой обучающиеся проявляют заботу друг  о друге, оказывают помощь и поддержку. Взаимный контроль способствует развитию самоконтроля.

На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. Опираясь на предшествующие знания, обучающиеся развивают их, учатся применять их в различных ситуациях, идёт процесс осмысливания знаний, выработка умений и навыков.

На этих уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.

Учитель заранее спланировав работу обучающихся, осуществляет контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Этот урок имеет большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • Повторительно-обобщающий урок; диспут ; игра( КВН, Счастливый случай, Поле чудес; конкурс, викторина)
  • Театрализованный урок (урок суд);
  • Урок- совершенствование;
  • Заключительная конференция;
  • Заключительная экскурсия; урок – консультация; обзорная лекция;
  • Урок –анализ контрольных работ; урок беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов организованной постановки цели,  оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов формулированию выводов, разъяснение выполнения домашнего задания.

Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие  уроки удобно проводить при изучении крупных тем программы или в конце семестра, к ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

*образовательные: выявить качество и уровень  знаний и умений, полученных на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

*развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний используются различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач; с беседой включаются небольшие сообщения, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи. Эффективность урока зависит от того, насколько широко используется на нём различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности. Преподаватель готовит задачи творческого характера, позволяющие по- новому взглянуть на ранее изученное.

Развивающая функция реализуется успешнее, чем шире используются межпредметные связи позволяющие переносить, свёртывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы обучающихся  могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.

Воспитательные задачи решаются через организацию коллективной деятельности обучающихся.

   Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока: урок – зачёт; урок викторина; конкурсы; смотр знаний, защита творческих работ, проектов; творческий отчёт; контрольная работа собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений-осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

 Задачи:

*образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.

*воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

*развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки  работы в коллективе.

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний , умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям.

Урок устного контроля знаний.

Структура:   организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний, умений и навыков, обобщение и систематизации знаний, оценки деятельности.

Уроки строятся на сочетании различных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга. Преподаватель вносит свои коррективы в оценку знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность обучающихся по выполнению контрольных заданий.

Уроки строятся на индивидуальной форме.  На уроках обучающиеся выполняют единые задания индивидуально.

 

Преподаватель – Л.А.Казарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"

Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"...

доклад к семинару "Конструирование технологической карты урока"

в докладе говорится об основных этапах конструирования технологической карты урока...

Доклад на педсовет На тему: построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности

Доклад на педсовет На тему: построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности...

Статья и презентация к докладу на семинаре на тему "Ситуационное обучение на уроках ОБЖ"

Безопасность является одной из базовых потребностей каждого человека, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Поэтому одним из существенных условий становления и развития и развития ...

Расширенный план выступления на конференции по теме «Типы уроков по ФГОС». Структура урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений (рефлексии).

1.Понятие рефлексии. Это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение субъекта на самого себя, на результаты своих действий и на их осмысление.Reflexio- от латинского «обращение назад»...

Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"

Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а...

Доклад на семинаре на тему: "Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната"

Доклад  на семинаре для воспитателей на тему: «Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя»...