Психолого-педагогическая работа по предмету «ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
методическая разработка

Лутто Юлия Георгиевна

Материал методического объединения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психолого-педагогическая работа по предмету «ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

Нарушение сенсорно-перцептивной деятельности, двигательные

расстройства у детей с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными нарушениями в развитии, ограничивают восприятие сенсорной информации. Для целей образовательной деятельности с учащимися указанной категории выделить несколько групп детей:

Первая группа - дети с гипочувствительностью. Они пассивно воспринимают окружающий мир, не реагируя на различные виды раздражителей. При гипочувствительности дети могут стремиться к получению ощущений в той области, где чувствительность понижена.

Вторая группа - дети с гиперчувствительностью. Они не переносят прикосновения, не могут взаимодействовать с предметами и различными материалами (вода, песок и пр.).

Третья группа - дети, которые при сохранном слухе, зрении, органов

ротовой полости не воспринимают поступающие раздражители.

Четвертая группа — дети, которые дифференцируют различные раздражители на уровне эмоциональных и двигательных реакций.

Учитывая разнородность восприятия сенсорной информации, необходимо создание предпосылок для развития руки, поскольку манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об окружающем мире. Однако такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения кистью, владения приемами удержания предметов и их обследования.

Осуществляя сенсомоторное развитие ребенка, важно знать и учитывать его особенности и сложности. Сенсорный опыт приобретается и обогащается детьми в процессе ориентировочно-поисковой деятельности. Ребенок может познать окружающий мир, только совершая поисковые способы ориентировки, т. е. методом проб и ошибок, который потом сменяется зрительной, слуховой, осязательно-тактильной, вкусовой и обонятельной ориентировкой.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные        реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные)

соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

В Программе предлагается следующий алгоритм развития тактильного восприятия в ходе обучения по предмету «Тактильная стимуляция»:

  • развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его

реакции на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);

  • развитие тактильной стимуляции при соприкосновениях с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационных ощущений;
  • развитие умений узнавать и различать тактильно различные материалы и предметы.

Педагогические ориентиры:

  • приучать обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
  • стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • формировать интерес ребенка к собственному телу, предпосылки к телесному ориентированию;
  • развивать с помощью специальных упражнений адекватную чувствительность тела обучающегося, уменьшая его гипо- или гиперчувствительность;
  • знакомить обучающегося с элементарными способами обследования фактуры предметов;
  • знакомить обучающихся со способами распознавания и идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое - гладкое - пушистое, холодное - горячее, мягкое - твердое, мокрое - сухое);
  • формировать у обучающихся интегративные ощущения (зрительнотактильные, слуходвигательные);
  • побуждать каждого обучающегося к выражению тактильных предпочтений с помощью пантомимических средств.

Содержание

Игры и игровые упражнения на стимуляцию чувствительности тела

прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных

контактов:

  • ощупывание и массирование рук и ног;
  • поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговаривание потешек, детских четверостиший (как «Коза рогатая», «Сорока-ворона»);
  • поглаживание с небольшим давлением с проговаривание потешек, детских четверостиший;
  • разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);

массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой;

  • массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

Совместные упражнения взрослого с обучающимся, направленные на стимуляцию чувствительности тела с использованием предметов округлой формы (воздушный шарик, теннисный (мохнатый), резиновый, пластмассовый (гладкий) мячики, массажные мячи и валики и др.):

игры и упражнения в «сухом» бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках, и др.);

  • укладывание обучающегося различные по тактильным ощущениям поверхности с целью стимулирования тактильных ощущений телом - мягкие, пушистые, гладкие и жесткие поверхности в теплой комнате (поверхности разной текстуры в сочетании со звуковым стимулом: шероховатое одеяло, хрустящая бумага, коврик или лоскутное одеяло из различных по фактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками», застежками и пр.);
  • опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук;

игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья, щеткой-сметкой с волокнами и др.;

игры и упражнение с использование приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам, ногам;

  • ритмичное похлопывание с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

Упражнения на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на движение вибрации. Вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков. Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки);

Упражнения на стимулирование сенсорных ощущений обучающихся в ходе взаимодействия с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к разным частям тела, погружение рук и др.; игры и упражнения с водой (теплая и холодная).

Совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ:

  • влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого (вафельное и махровое полотенца и т. д.);
  • игры и упражнения с использованием крема, лосьона, масла по показанию врача (приемы: растирание, поглаживание, похлопывание и.др.);
  • упражнения на развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный (прикосновение к ребенку теплыми и холодными руками, тряпочками, игрушками, типа «Мякиши» и др.);
  • заворачивание в одеяло, одевание ребенка, прикосновение грелкой, льдом, направленной теплой и холодной воздушной струей фена и др.;
  • прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, пальцы, мячи) для тактильных ощущений обучающегося; менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч и пр.).

Упражнения на удержание предмета и исследование его ртом обучающегося: сосать, облизывать, пробовать на вкус, удерживать предмет и исследовать его глазами (с перемещением/без перемещения).

Стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими, визуальными, температурными), сопровождающими действия с прослеживающим взглядом

и т.п.

Кинезиотерапевтические упражнения на активизацию мышечных реакций обучающегося:

  • стимуляция стоп с помощью материалов разной фактуры;
  • украшения ног и рук ребенка яркими и/или звенящими браслетиками,
  • стимуляции губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.;
  • массаж щек ребенка (приемы логопедического массажа). Телесноориентированные упражнения, направленные на развитие
  • телесного контакта ребенка и взрослого: брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами, например, «Коза рогатая..», «Сорока-ворона...», «Шла большая черепаха..» и т.п., прикасаясь к ребенку руками и различными приятными на ощупь предметами и материалами и т.п.

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции

  • Использование фена
  • Втирание
  • крема
  • Примерка шапок, перчаток, носков
  • Обведение контура тела массажным мячиком
  • Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге
  • Растирание поверхности тела тканями различной текстуры
  • Рисование на спине тактильными ладошками
  • Поглаживание различных частей тела с их называнием
  • Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками
  • Ощупывание тела ребёнка его руками
  • Опутывание тела ребёнка ленточками
  • Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры
  • Обрызгивание жидкостью различных температур
  • Контакт с игрушками различных температур
  • Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
  • Заворачивание ребёнка в плотную ткань
  • Прослушивание себя через стетоскоп
  • Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья
  • Оставление цветных отпечатков
  • Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры
  • Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша
  • Удержание вибрирующих игрушек
  • Манипулирование предметами одной или двумя руками
  • Толкание предметов руками, ногами ребёнка
  • Рассматривание себя в зеркале, на фотографии
  • Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка
  • Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке
  • Покачивание на большом мяче
  • Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТМНР осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности по уходу за ребёнком. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении с детьми с ТМНР, связанной с осуществлением мероприятий по обслуживанию.

Литература :

Рабочая программа по тактильной стимуляции  Т.А.Алексеева , Л.Б.Баряева , Л.И.Кайкина: под редакцией Н.Н. Яковлевой –Спб: ЦДК проф.Баряевой 2015

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты работы со студентами-первокурсниками в системе СПО

Творческая работа, написана на основании  опыта работы классным  руководителем в группах первого курса колледжа....

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)

Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для  ученика 2сп-4   класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Методическая разработка урока по предмету «Тактильная стимуляция» для 8 класса «Особый ребёнок» по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений.»

Представленная методическая разработка урока по предмету "Тактильная стисуляция" может быть полезна педагогам, занимающимся с детьми с ТМНР, которые до недавнего времени считались "необ...