Методическая разработка урока по предмету «Тактильная стимуляция» для 8 класса «Особый ребёнок» по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений.»
методическая разработка

Бондаренко Татьяна Игоревна

Представленная методическая разработка урока по предмету "Тактильная стисуляция" может быть полезна педагогам, занимающимся с детьми с ТМНР, которые до недавнего времени считались "необучаемыми".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по предмету «Тактильная стимуляция»

для 8 класса «Особый ребёнок»

по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений»                                                               

 Бондаренко Т.И.,

 учитель надомного обучения  ГБОУ школы №25                                                                                               Петроградского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов и педагогов-психологов, работающих с обучающимися с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с целью обогащения тактильного опыта обучающихся и формирования у них элементарных представлений о частях тела.  

В методической разработке раскрывается методика проведения урока по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений» для ученицы 8 класса «Особый ребёнок», находящейся на индивидуальном обучении.  

Учащаяся имеет тяжелые множественные нарушения развития (тяжелые двигательные нарушения, слепота, отсутствие активной речи). Привычное положение – лежа на правой половине спины, в вынужденной позе, голова запрокинута. Положение тела не контролирует, самостоятельно позу изменить не может. Активные движения руками в виде произвольного тремора за счет перенапряжения. Ладони обычно закрыты, но позволяет их раскрыть (за исключением большого пальца, он отводится от ладони только на 2-3 сантиметра).  Прислушивается к ощущениям при прикосновении к рукам и другим частям тела, принимает пассивные движения.

Для формирования элементарных представлений о частях тела и обогащения сенсорного опыта учащейся целесообразно использовать прикосновения к разным частям тела, пассивные движения, смену позиционирования, пассивные прикосновения к разным по форме и фактуре объектам. Сюжетная канва знакомой сказки способствует большей   предсказуемости происходящего для ученицы и, следовательно, спокойному и сосредоточенному состоянию во время занятия.

Тема: «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений».                                                                              

Цель: формирование элементарных представлений о схеме тела, функциях рук.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:                                                                                                    

Образовательные:                                                                                                                        

  • формировать элементарные представления о схеме тела;
  • формировать элементарные представления о функциях рук.                        

Коррекционно-развивающие:                                                                                               

  • продолжать формировать дифференцированное восприятие своего тела;                                                                                                                                      
  • расширять и обогащать сенсорный опыт путём взаимодействия с различными материалами и предметами;

Воспитательные:                                                                                                                   

  • воспитывать заинтересованность в совместных действиях;
  • способствовать развитию интереса к знакомству с окружающим.

Оборудование и материалы: коляска, подушка, плед, салфетка; коммуникативные кнопки (2), аудиовоспроизводящее устройство; колокольчик, мука, вода, тесто для лепки, пластиковый шарик, игрушки (заяц, медведь, лиса).

Планируемые результаты:

  • сосредотачивается на тактильных ощущениях от прикосновений к разным частям тела;
  • принимает пассивные движения руками и прикосновения к предметам;
  • посильно расслабляет и подстраивает кисть для совместного с педагогом обследования материалов и предметов с разной текстурой поверхности.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

I. Организационная часть. Приветствие.

Здоровается, прикасаясь к плечу ученицы, помогает ей ответить с помощью коммуникативной кнопки. Предлагает позвонить в колокольчик.

- Прозвенел звонок-начинаем урок.

Позиционирует ученицу у себя на коленях[1] в позе лежа на животе,

Предлагает поиграть в сказку «Колобок».

Реагирует на приветствие, прислушивается к ощущениям.

Нажимает на кнопку (сопряженно).

Звонит (сопряженно), слушает.

Слушает прислушивается к ощущениям, принимает изменение позы.

II. Основная часть.

Начинает рассказывать сказку, дает потрогать муку, воду, вытирает руки ученицы салфеткой.

Дает потрогать тесто для лепки. Скатывает «колобок» из теста (сопряженно с ученицей).

«Печет» колобок – теперь это – пластиковый мячик. Помогает ученице обследовать его доступным ей способом. Кладет его «остужаться».

Динамическая пауза

Предлагает ученице посидеть, отдохнуть и послушать песенку Колобка (позиционирует её у себя на коленях в позе полусидя и слегка покачивает в ритме песни).

              -----------------------

Предлагает вернуться в прежнюю позу и продолжает рассказывать сказку, помогая ученице познакомиться со встреченными Колобком животными: зайцем, медведем и лисой. Обращает внимание ученицы на то, что колобок – жесткий, а животные – мягкие.

Напевая песенку колобка «Я колобок …» демонстрирует его движение прокатыванием мячика по рукам, ногам и спине ученицы (называя части тела).

Принимает изменения позы, подстраивается под действия взрослого, расслабляется. Слушает песенку.

               

----------------------

Спокойно принимает изменение позы. Прислушивается к ощущениям. Расслабляет, адаптирует, насколько может, кисти рук, обследуя предлагаемые игрушки.

 

Слушает учителя, прислушивается к ощущениям, без резкого повышения тонуса тела принимает прикосновения к телу.

III. Заключительная часть. Подведение итогов и прощание.

Напоминает, что было на уроке, еще раз дает потрогать мячик-колобок.

Отмечает моменты активности ученицы. Хвалит. Предлагает послушать песенку еще раз и лечь в коляску.

Перекладывает ученицу в коляску.

Звонит в колокольчик. Сообщает об окончании урока, прощается, помогает ученице нажать на коммуникативную кнопку.

Слушает, прислушивается к ощущениям, посильно расслабляет и адаптирует руку, чтобы потрогать колобок.

Слушает, выражает реакцию на похвалу.

Слушает, прислушивается к ощущениям, принимает сопряженные действия с коммуникативной кнопкой.

Литература: 

  1. Захарова И. Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика. Издательство: Теревинф, 2018 г.
  2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей/ С.Е. Гайдукевич и др. - Минск, УО "БГПУ им. М. Танка", 2008
  3. Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.
  4. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
  5. Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с. 
  6. Тёньес Т., материалы к семинару «Базальная стимуляция в педагогике и терапии» в СПБ БОО «Перспективы», 2017.
  7. Fröhlich, Andreas (2003): Basale Stimulation. Das Konzept, 4. Auflage, Düsseldorf: Verlag Selbstbestimmtes Leben.


[1] Учитель простыми словами предупреждает ученицу обо всем, что будет происходить, действует в темпе удобном ученице, сохраняет физический контакт с ученицей в течение всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету чтения в 6 классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" по сказу П.П Бажова

Методичяеская разработка урока чтения в 6 классе содержит описание этапов работы с текстом сказа П.П.Бажова, обогащением словарного запаса глухих учащихся, расширение кругозора и развитие интереса к ч...

1. Методическая разработка по предмету "Сольфеджио" (0 курс, дети 6-7 лет). Тема: Мелодия на одном звуке, на соседних звуках.

Предлагаемые материалы являются результатом многолетней практики преподавания курса сольфеджио в вокально-театральной студии "Пять плюс". В процессе создания и разработки были учтены все возрастные ос...

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)

Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для  ученика 2сп-4   класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...

Методическая разработка по предмету «Технология» для 5 класса основной общеобразовательной школы.

Методическая разработка по предмету «Технология» для 5 класса основной общеобразовательной школы.Автор: Емельянцева Ирина Борисовна,Учитель технологии МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянка...