Методическая разработка урока по предмету «Тактильная стимуляция» для 8 класса «Особый ребёнок» по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений.»
методическая разработка
Представленная методическая разработка урока по предмету "Тактильная стисуляция" может быть полезна педагогам, занимающимся с детьми с ТМНР, которые до недавнего времени считались "необучаемыми".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету «Тактильная стимуляция»
для 8 класса «Особый ребёнок»
по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений»
Бондаренко Т.И.,
учитель надомного обучения ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов и педагогов-психологов, работающих с обучающимися с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с целью обогащения тактильного опыта обучающихся и формирования у них элементарных представлений о частях тела.
В методической разработке раскрывается методика проведения урока по теме «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений» для ученицы 8 класса «Особый ребёнок», находящейся на индивидуальном обучении.
Учащаяся имеет тяжелые множественные нарушения развития (тяжелые двигательные нарушения, слепота, отсутствие активной речи). Привычное положение – лежа на правой половине спины, в вынужденной позе, голова запрокинута. Положение тела не контролирует, самостоятельно позу изменить не может. Активные движения руками в виде произвольного тремора за счет перенапряжения. Ладони обычно закрыты, но позволяет их раскрыть (за исключением большого пальца, он отводится от ладони только на 2-3 сантиметра). Прислушивается к ощущениям при прикосновении к рукам и другим частям тела, принимает пассивные движения.
Для формирования элементарных представлений о частях тела и обогащения сенсорного опыта учащейся целесообразно использовать прикосновения к разным частям тела, пассивные движения, смену позиционирования, пассивные прикосновения к разным по форме и фактуре объектам. Сюжетная канва знакомой сказки способствует большей предсказуемости происходящего для ученицы и, следовательно, спокойному и сосредоточенному состоянию во время занятия.
Тема: «Сказка «Колобок». Восприятие последовательности прикосновений».
Цель: формирование элементарных представлений о схеме тела, функциях рук.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о схеме тела;
- формировать элементарные представления о функциях рук.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать формировать дифференцированное восприятие своего тела;
- расширять и обогащать сенсорный опыт путём взаимодействия с различными материалами и предметами;
Воспитательные:
- воспитывать заинтересованность в совместных действиях;
- способствовать развитию интереса к знакомству с окружающим.
Оборудование и материалы: коляска, подушка, плед, салфетка; коммуникативные кнопки (2), аудиовоспроизводящее устройство; колокольчик, мука, вода, тесто для лепки, пластиковый шарик, игрушки (заяц, медведь, лиса).
Планируемые результаты:
- сосредотачивается на тактильных ощущениях от прикосновений к разным частям тела;
- принимает пассивные движения руками и прикосновения к предметам;
- посильно расслабляет и подстраивает кисть для совместного с педагогом обследования материалов и предметов с разной текстурой поверхности.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
I. Организационная часть. Приветствие. | |
Здоровается, прикасаясь к плечу ученицы, помогает ей ответить с помощью коммуникативной кнопки. Предлагает позвонить в колокольчик. - Прозвенел звонок-начинаем урок. Позиционирует ученицу у себя на коленях[1] в позе лежа на животе, Предлагает поиграть в сказку «Колобок». | Реагирует на приветствие, прислушивается к ощущениям. Нажимает на кнопку (сопряженно). Звонит (сопряженно), слушает. Слушает прислушивается к ощущениям, принимает изменение позы. |
II. Основная часть. | |
Начинает рассказывать сказку, дает потрогать муку, воду, вытирает руки ученицы салфеткой. Дает потрогать тесто для лепки. Скатывает «колобок» из теста (сопряженно с ученицей). «Печет» колобок – теперь это – пластиковый мячик. Помогает ученице обследовать его доступным ей способом. Кладет его «остужаться». Динамическая пауза Предлагает ученице посидеть, отдохнуть и послушать песенку Колобка (позиционирует её у себя на коленях в позе полусидя и слегка покачивает в ритме песни). ----------------------- Предлагает вернуться в прежнюю позу и продолжает рассказывать сказку, помогая ученице познакомиться со встреченными Колобком животными: зайцем, медведем и лисой. Обращает внимание ученицы на то, что колобок – жесткий, а животные – мягкие. Напевая песенку колобка «Я колобок …» демонстрирует его движение прокатыванием мячика по рукам, ногам и спине ученицы (называя части тела). | Принимает изменения позы, подстраивается под действия взрослого, расслабляется. Слушает песенку.
---------------------- Спокойно принимает изменение позы. Прислушивается к ощущениям. Расслабляет, адаптирует, насколько может, кисти рук, обследуя предлагаемые игрушки.
Слушает учителя, прислушивается к ощущениям, без резкого повышения тонуса тела принимает прикосновения к телу. |
III. Заключительная часть. Подведение итогов и прощание. | |
Напоминает, что было на уроке, еще раз дает потрогать мячик-колобок. Отмечает моменты активности ученицы. Хвалит. Предлагает послушать песенку еще раз и лечь в коляску. Перекладывает ученицу в коляску. Звонит в колокольчик. Сообщает об окончании урока, прощается, помогает ученице нажать на коммуникативную кнопку. | Слушает, прислушивается к ощущениям, посильно расслабляет и адаптирует руку, чтобы потрогать колобок. Слушает, выражает реакцию на похвалу. Слушает, прислушивается к ощущениям, принимает сопряженные действия с коммуникативной кнопкой. |
Литература:
- Захарова И. Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика. Издательство: Теревинф, 2018 г.
- Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей/ С.Е. Гайдукевич и др. - Минск, УО "БГПУ им. М. Танка", 2008
- Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
- Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с.
- Тёньес Т., материалы к семинару «Базальная стимуляция в педагогике и терапии» в СПБ БОО «Перспективы», 2017.
- Fröhlich, Andreas (2003): Basale Stimulation. Das Konzept, 4. Auflage, Düsseldorf: Verlag Selbstbestimmtes Leben.
[1] Учитель простыми словами предупреждает ученицу обо всем, что будет происходить, действует в темпе удобном ученице, сохраняет физический контакт с ученицей в течение всего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по предмету чтения в 6 классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" по сказу П.П Бажова
Методичяеская разработка урока чтения в 6 классе содержит описание этапов работы с текстом сказа П.П.Бажова, обогащением словарного запаса глухих учащихся, расширение кругозора и развитие интереса к ч...
1. Методическая разработка по предмету "Сольфеджио" (0 курс, дети 6-7 лет). Тема: Мелодия на одном звуке, на соседних звуках.
Предлагаемые материалы являются результатом многолетней практики преподавания курса сольфеджио в вокально-театральной студии "Пять плюс". В процессе создания и разработки были учтены все возрастные ос...
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)
Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для ученика 2сп-4 класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...
Методическая разработка по предмету «Технология» для 5 класса основной общеобразовательной школы.
Методическая разработка по предмету «Технология» для 5 класса основной общеобразовательной школы.Автор: Емельянцева Ирина Борисовна,Учитель технологии МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка...
Методическая разработка по предмету Изобразительное искусство 5 класс
Цветоведение 5 класс...