Психолого-педагогические аспекты работы со студентами-первокурсниками в системе СПО
статья на тему

Иванова Елена Юрьевна

Творческая работа, написана на основании  опыта работы классным  руководителем в группах первого курса колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskie_aspekty.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»


Иванова Елена Юрьевна

преподаватель математики

Психолого-педагогические аспекты
работы со студентами-первокурсниками
в системе СПО


Содержание

Причины изменения подхода к образованию на современном этапе        

Личностно-деятельный подход к образованию, как основа современного образовательного процесса        

Профессиональное образование – ступень в общей системе образования        

Возрастная периодизация и возрастные особенности  студентов-первокурсников        

Мотивация, обучаемость, специфические особенности  студентов-первокурсников        

Специфика, особенности студентов-первокурсников  среднего учебного заведения        

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности первокурсников        

Пути        

Роль систематического контроля в работе с первокурсниками        

Особенности преподавания математики        

Преимущество сдвоенных уроков        

Организация самостоятельной работы на уроке        

Роль консультаций в работе со студентами        

Литература        


Причины изменения подхода к образованию
на современном этапе

Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к осознанию особой социальной роли образования и повышению его престижа как для общества в целом так и для каждого человека в отдельности.

Сегодня, как никогда прежде, образование призвано обеспечить человеку гибкость, способность к быстрой адаптации в новых условиях жизни и профессиональной деятельности.

Современный человек оказывается в сложном, быстро меняющемся, хаотичном мире. Повышается его самостоятельность, ответственность за свою судьбу, возникает необходимость постоянного самоопределения в различных ситуациях социальной и профессиональной жизни. Таким образом меняется роль и место образования в обществе, его социальный смысл, характер, цели и задачи, содержание, отношения участников образовательного процесса, переосмысливается само понятие образования.

Образованного человека сегодня отличают такие качества, как гибкость, развитое мышление, способность быстро реагировать на быстро изменяющиеся социальные и экономические потребности общества.

Толерантность, терпимость, готовность к постоянному самообразованию, социальное, психическое и физическое здоровье, способность выдержать темп и насыщенность современной общественной жизни, духовная развитость  - вот те необходимые черты, которые на современном этапе должны характеризовать хорошего специалиста.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил такие тенденции в образовании конца ХХ века:

Осознание каждого уровня образования, как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности между школой и следующими ступенями образования, а так же между учебным заведением и будущей профессиональной деятельностью.

Переход от принципиально информационного обучения к активным методам и формам обучения, включение элементов проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы.

Необходимость организации обучения, как коллективной совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студентов.

Не учитывать современную ситуацию и тенденции в образовании означает некачественно, нерезультативно осуществлять свою  педагогическую деятельность.

В центре любой деятельности - субъект – тот, кто совершает эту деятельность и объект – то, на что эта деятельность направлена, а так же продукт - трансформированный, измененный продукт деятельности.

Отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовном характере, что определяет своеобразие всех ее компонентов.

Субъект – педагог

Объект – формирование и развитие личности обучающегося

Средства – методы и средства обучения и воспитания и сама личность

Продукт – духовные ценности: образованность, воспитанность личности

Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями ее объекта и продукта. Объект педагогической деятельности может быть назван таковым весьма условно. Педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью студента, который является субъектом и своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению, и без обращения к ее внутренним силам и потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.

Личностно-деятельный подход к образованию,
как основа современного образовательного процесса

Имея в виду сформулированные тенденции образования, актуальность приобрел т.н. личностно-деятельный подход к образовательному процессу, который предполагает максимальное использование возможностей личности как педагога так и обучающегося.

Личностно-деятельный подход, как основа организации современного образовательного процесса предполагает:

– Что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует и направляет весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Цель каждого урока при реализации личностно-деятельного подхода формулируется с позиции каждого конкретного ученика и всей группы в целом.

– Что в процессе преподавания максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности учащихся.

Личностно-деятельный подход означает пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений и навыков, предполагает организацию учебной деятельности с ориентацией на постановку и решение конкретных задач самим учеником.

Личностно-деятельный подход с позиции обучающегося предполагает создание условий личностного роста, формирование активности ученика, его готовности к учебной деятельности, предполагает единство внешних и внутренних мотивов, стремление к сотрудничеству с другими обучающимися. Личностно – деятельный подход означает, что прежде всего в обучении ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной и социально активной саморазвивающейся личности. Обучение преломляется через личность обучающегося, через его мотивы, цели, интересы, перспективы и т.д. Личность находится в центре обучения и образования.

Учение с позиции психологии рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития.

Учение с педагогической позиции рассматривается в таком контексте, где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта.

При реализации личностно-деятельного подхода нельзя переоценить роль педагога, который осуществляет педагогический процесс, осуществляет передачу знаний молодому поколению. Характеристики деятельности учителя, которые способствуют возникновению познавательных интересов у учащихся:
1) стимуляцию познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала обеспечивает новизна содержания учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, практическая значимость содержания знаний 2) стимуляции познавательных интересов за счет организации деятельности способствует многообразие форм самостоятельной работы, овладение новыми формами деятельности, проблемность, творческие и практические работы. 3) активизации познавательных интересов способствует эмоциональность самого учителя, доверие к возможностям ученика, поощрения.

Профессиональное образование – ступень
в общей системе образования

Образование, как система, должно характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью. Комфортное продолжение образования должно обеспечиваться решением психолого-педагогических проблем на каждой образовательной ступени.

В социально-педагогической системе непрерывного образования среднее профессиональное образование, вместе с общим, начальным и высшим профессиональным образованием, обеспечивает поступательное развитие потребностей человека. Реализуя идеи поступательного развития образовательных потребностей человека, среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения.

Целью образования должна стать  социально сформированная личность. Понятие социально сформированной личности включает в себя:

– интеллектуальную зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение проблемы, критичность мышления);

– социальную зрелость (готовность к сотрудничеству, толерантность, ответственность, самостоятельность).

Эти признаки социально сформированной личности детализируются в таких компонентах готовности к взрослой жизни, как готовность к самостоятельной познавательной деятельности, непрерывности образования, готовность к сознательному выбору профессии и осознания своего собственного выбора, готовность к разумной организации здоровья, готовность к общественной жизни.

Вхождение в новую для подростка роль студента значительно затруднено слабой готовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новой системой возможностей, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения подобных отношений в школе.

Путь профессиональной подготовки диктует очень быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть школьником, а к его окончанию - студентом. Это все предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально личностное развитие студента.

Все более актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения молодых людей, получающих профессиональное образование.

Возрастная периодизация и возрастные особенности
студентов-первокурсников

Современное состояние общества характеризуется интенсивностью изменений онтогенетического развития человека: растягивается период детства, увеличивается период обучения, как допрофессионального, так и профессионального. Меняющиеся требования к возрастной периодизации, влекут за собой изменение возрастных границ и представлений о стабильных и переходных периодах развития. Если вопросы периодизации детства давно и успешно разработаны в психологии, то кризис перехода к взрослости, связанный с готовностью людей к активной жизни в профессиональной, семейной среде, готовность к саморазвитию и определению самостоятельно собственных целей, нуждается в тщательной проработке.

Все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы характеризуются общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека.

Во всем мире обучающихся называют в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они учатся (школьники, гимназисты, реалисты, студенты). Внутри этих наименований в соответствии с возрастом и степенью обучения различаются уже более дробные обозначения. Это так называемая культурно - историческая дифференциация, лежащая в основе социокультурной возрастной периодизации субъектного бытия обучающегося.

Студенты-первокурсники, как правило, это учащиеся 15—17 лет.

Для тематики данной работы интерес представляют такие возрастные периоды, как ранняя юность или старший школьный возраст (15-18 лет) и студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость 17-18 – 22-23 года).

Каждый возрастной период в жизни человека определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей.

Д. Б. Эльконин называет три основных фактора, показателя, обуславливающих как само развитие так и его периоды:

определенная социальная ситуация развития или конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

основной или ведущий тип деятельности;

основные психические новообразования.

По характеру изменения ведущих типов деятельности ребенка в разных социальных ситуациях его развития Эльконин определил и возрастные периоды психического развития и шесть ведущих типов деятельности.

Для школьника-подростка (старшего) в качестве ведущей выступает общественно-полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой происходит и интимно-личное общение со сверстниками и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью. Она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Его главная ценность- система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому « идеалу», устремленность в будущее.

С одной стороны подросток противопоставляет себя миру взрослых, с другой – их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого способствуют следующие моменты: 1) неизменность общественного положения – он был и остается ребенком; 2) полная материальная зависимость от родителей; 3) отсутствие умения действовать самостоятельно.

Исследования показывают, что происходящие в этот период физиологические процессы, повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность, а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Выбор дальнейшего пути получения образования встает перед старшим подростком, и, чаще всего за, него эту проблему решают взрослые или обстоятельства жизни, и, лишь иногда, они сами, да и то либо случайно, либо по подражанию. Исключение составляют учащиеся, обладающие какими- либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами. Подлинное же самоопределение т.е. самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже. Наблюдения показывают, что большая часть студентов – первокурсников при выборе пути дальнейшего образования руководствовались такими аргументами, как престижность данного учебного заведения, наличие знакомых, уже обучающихся в данном учебном заведении, нежелание продолжать обучение в школе.

Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Зачастую в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) мы встречаемся с еще не закончившимся, затянувшимся процессом полового созревания, и черты поведения, свойственные подростку, проявляются у старших школьников.

В психологическом развитии юношей и девушек происходят серьезные изменения: меняется деятельность их мышления, памяти, внимания, область их интересов, волевых устремлений, чувств и эмоций, мышление становится более систематическим и критическим. Происходит и совершенствование памяти : не только увеличивается объем памяти, но и в значительной степени меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания, у старшего школьника наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.

Учащиеся успешно решают сложные вопросы как теоретического, так и практического характера.

Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростка.

В сфере физической – ряд крупных перемен, которые приводят к большой утомляемости, а неравномерность в развитии сердца и сосудов ведут к усилению кровяного давления, что зачастую находит проявление в подавленном настроении и необоснованной тревоге о состоянии здоровья.

Необходимо в рамках этой работы использовать понятие студенчества, т.к. сложившаяся традиция вынуждает именовать учащихся колледжа студентами, хотя на первых годах обучения ни возрастные, ни социально-психологические особенности учащихся не соответствуют принятой социально-психологической характеристике студенчества, используемой в педагогической и психологической литературе.

Студенчество – особая социальная категория, общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования.

В социально-психологическом аспекте студенчество, по сравнению с другими социальными группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, высоким уровнем познавательной мотивации.

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что это этап развития в жизни человека, связанный с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родного дома.

Существенным показателем студенчества, как субъекта учебной деятельности, служит его умение выполнять все виды и формы учебной деятельности.

Мотивация, обучаемость, специфические особенности
студентов-первокурсников

Важными факторами успешного педагогического процесса являются такие аспекты личности, как обучаемость и мотивация учебной деятельности.

МОТИВАЦИЯ – это совокупность всех факторов, определяющих побуждение к учению и решению учебных задач.

В центре мотивационной сферы учения – система разнообразных мотивов

– по отношению к самой деятельности учения: а) внутренние – интерес к самому процессу учения, стремление к получению новой информации, потребность в саморазвитии; б) внешние – потребность в общественном признании, в получении необходимых для общества специальностей, потребность в достижении успеха, в достижении социального и материального благополучия, осуществление карьеры и т.д.

– по степени осознанности : осознаваемые и неосознаваемые

– по тому, насколько студент готов принять и открыть для себя и других мотивы своего учения : понимаемые, называемые, истинные и действующие.

Деятельность учения каждого студента чаще всего поли мотивирована, при этом среди всей системы мотивов выделяются как более, так и менее значимые.

Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, отношением к ней, обучаемостью. ОБУЧАЕМОСТЬ - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению и освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой – либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами труда.

Обучаемость по А.К. Марковой - это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а так же готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Одной из проблем ССУЗОВ является низкое качество общеобразовательной подготовки первого курса отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. В результате они испытывают затруднения с овладением на требуемом уровне стандартов СПО, с получением полноценного общего и профессионального образования.

С первых дней пребывания в колледже первокурсников надо обучать навыкам учебной работы, что позволит им безболезненно адаптироваться в учебном процессе, повысит качество обучения.

Специфика, особенности студентов-первокурсников
среднего учебного заведения

уже не школьники еще не студенты, «переходный» этап в становлении личности, несоответствие статуса студента возрастным закономерностям

возрастные особенности – подвижность, утомляемость, трудности в концентрации внимания в течение 1,5 часов спаренных уроков

3)        отсутствие прежнего ежедневного контроля со стороны родителей посредством дневников, отдаленное расположение учебного заведения от дома и, как следствие, невозможность частых встреч с родителями

4)        продолжение изучения общеобразовательных предметов и дисциплин в более сжатые по сравнению со школой сроки

5)        в основной массе – уровень подготовленности учащихся низкий, мотив выбора профессионального учебного заведения - нежелание и неспособность продолжать обучение в школе

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности первокурсников

вовлечь каждого студента в активный процесс получения знаний

учитывать уровень подготовленности, способности, мотивацию каждого студента

разнообразить деятельность учащихся на уроке

осуществлять регулярную оценку знаний, навыков,  осуществлять систематический контроль по темам и разделам курса

по возможности наладить связь с родителями и классным руководителем

изложение материала вести четко, небольшими блоками, ставить перед учащимися конкретные досягаемые задачи в начале изучения каждой темы

Пути

реализация личностно-деятельного подхода на каждом уроке

консультации для студентов обязательные и по выбору

индивидуальный подход к каждому студенту

посещение родительских собраний

вовлечение во внеклассную работу

Роль систематического контроля в работе с первокурсниками

Значительной трудностью в работе со студентами первого курса является отсутствие у них принятых в школе дневников, которые используются не только для записи домашних заданий, но и для связи с родителями, для отслеживания еженедельной или ежемесячной успеваемости учащихся. В колледже не предусмотрено подобных документов, поэтому преподавателю-предметнику необходимо хотя бы добиваться того, что учащиеся будут записывать домашние задания в рабочих конспектах, тетрадях. Эту привычку необходимо сформировать уже в первые недели знакомства с ребятами на первых уроках необходимо осуществлять контроль за действиями учащихся, проверяя добросовестность их работы, необходимо приучить их к тому, что на каждом уроке происходит контроль выполнения домашних заданий, необходимо предусмотреть систему поощрительных оценок для учащихся, которые всегда выполняют домашние задания. На уроках работа должна быть направлена на то, чтобы каждый ученик осознал необходимость и обязательность самостоятельной работы дома. Выполнение домашних заданий ,как один из элементов самоподготовки, должен быть неотъемлемой частью процесса обучения, особенно в столь трудный переходный период от школьной жизни к взрослой поре студенчества.

При отслеживании успеваемости учащегося на первом курсе важнейшей является роль классного руководителя, на которого ложится вся ответственность за налаживание и поддержание связи с родителями. Ошибочной и крайне «вредной» является позиция части родителей, считающих, что, став студентом колледжа, их ребенок не требует контроля и не нуждается в регулярном отчете за свою успеваемость. Классному руководителю необходимо ежемесячно отслеживать по классному журналу успеваемость своих подопечных, составлять сводные ведомости успеваемости для передачи их родителям. На первом родительском собрании родителям сообщается, что такой контроль будет осуществляться в определенные периоды учебного семестра, года.

Важным моментом контроля за успеваемостью является предварительная аттестация, проводимая за месяц-полтора до окончания семестра. Выставляемые по всем учебным предметам оценки должны быть доведены до сведения родителей. С теми учащимися, которые получили неудовлетворительные оценки по тем или иным предметам, проводится беседа, выявляются причины неуспеваемости, проговариваются пути решения возникших проблем. Классный руководитель поддерживает связь с преподавателями, выясняет объективные причины неуспеваемости, устанавливает связь с родителями.

Особенности преподавания математики

Курс математики, рассчитанный на два года в школе (10–11 классы), преподается в колледже за 1 год и включает в себя два предмета: Алгебра и начала анализа и Стереометрия. Учащимся, в большинстве своем имеющим слабый уровень подготовки, приходится быстрыми темпами осваивать материал, который их сверстники изучают в течение двух лет.

На одном из первых уроков 1 курса полезно провести среди учащихся небольшой опрос, результаты которого необходимо использовать в дальнейшей работе, осуществляя индивидуальный подход к учащимся, полученная информация позволит более дифференцированно подойти к подготовке уже первых уроков по предмету, позволит, быстрее узнать ребят, наладить доверительные отношения.

Примерный перечень вопросов может быть таким:

какую оценку по предмету имели в школе

как относитесь к предмету (любите, равнодушны, не любите предмет)

какие трудности в изучении математики испытывали в школе

каких результатов ожидают от вас родители

как относитесь к учебе в целом

какие предметы больше всего вам нравятся

почему выбрали данное учебное заведение и специальность.

Анализ подобных анкет показывает, меняется ли отношение ученика к учебе, предмету с течением времени обучения в колледже, показывает, как строить отношения с каждым учеником в отдельности, опираясь на его личностные качества.

Специфика преподавания такова, что разделы курса, касающиеся основ математического анализа, учащиеся колледжа должны освоить с опережением на 1 год, что достаточно трудно в силу возрастных особенностей, неготовности сознания большинства студентов к переработке и усвоению некоторых математических понятий.

С другой стороны, рамки учебного процесса позволяют и вынуждают излагать материал компактными блоками, ставя перед учащимися достижимые цели и задачи практически на каждом уроке. Так, например, при изучении темы «Решение показательных уравнений» со студентами сразу разбираются три вида показательных уравнений, проговариваются способы решения уравнений каждого вида. После объяснения материала на уроках происходит отработка навыков решения уравнений всех видов. Специально подобранные тренажеры содержат большое количество примеров, что позволяет выработать достаточно хорошие навыки и закрепить их. Для получения в дальнейшем удовлетворительной оценки по этой теме, ученику достаточно научиться без ошибок решать уравнения первых двух видов (более простых), для получения хорошей оценки ученику необходимо освоить решение уравнений всех трех видов, научиться различать уравнения, самому выбирать способ решения. Уровень заданий, которые отрабатываются на уроке, соответствует оценке хорошо, и большая часть урока отводится на работу с тренажерами и преследует цель выработать у учащихся прочные навыки решения уравнений.

Тренажерами называем подборку большого количества заданий на отработку умений и навыков по какой-либо теме. Может содержать однотипные задания, может включать задания, расположенные в порядке возрастания сложности. Для студентов, имеющих более высокий уровень подготовки и соответственно более высокий уровень притязаний, предусмотрена система карточек с дополнительными заданиями, уровень которых можно оценить оценкой «отлично». Обязательным условием работы ребенка на «отлично» по дополнительным карточкам является то, что он качественно, верно, в хорошем темпе справляется с заданиями тренажера и лишь затем получает дополнительное задание.

В процессе постановки задачи перед учащимися на уроке им сообщается критерий оценки т.е. сообщается, какого количества заданий выполненных верно достаточно для получения удовлетворительной или хорошей оценки. В процессе работы на уроке преподаватель имеет возможность контролировать сознательность выполнения работы отдельными учащимися, вызывая их к доске для разбора примеров или вызывая учащихся для беседы без привлечения внимания всех студентов группы. Завершается такой урок выставлением оценки каждому студенту. Контроль качества работы можно осуществить: а) просмотрев тетради; б) организовав самопроверку; в) организовав взаимопроверку. На следующем, после такого тренировочного, уроке необходимо проверить уровень владения навыками и провести проверочную работу, которая может быть проведена как по разобранным заданиям тренажера, так и по многовариантному набору новых заданий аналогичных разобранным. Важно при постановке задачи, перед выполнением проверочной работы, четко сформулировать критерий оценки, т.е. озвучить, какое количество верных решений гарантирует ученику удовлетворительную или хорошую оценку. Для учащихся с более высоким уровнем подготовки подбираются отдельные задания, выполнение которых гарантирует им отличную оценку.

Изучение теоретических основ стереометрии большинству учащихся дается довольно трудно. Это объясняется отчасти тем, что в школе при изучении геометрии у большинства студентов были трудности, и отношение к предмету у многих детей негативное. Специфика предмета такова, что для успешного решения задач, требуется хорошая теоретическая база, т.е. в памяти должно быть накоплено большое количество фактов-теорем, а школьник на первых годах обучения не осознает необходимость выучивать, на его взгляд, отвлеченные теоретические сведения. Некоторым учащимся геометрические факты кажутся настолько очевидными, что заучивать формулировки теорем и разбирать их доказательства учащиеся не стремятся, но к 8–9 классу невыученного и забытого материала становится так много, что ученик уже не справляется с задачами и предмет становится нелюбимым и непонятным. Начиная изучение стереометрии, необходимо активизировать те знания, которые у студентов имеются из школьного курса. Активизация знаний проходит очень плодотворно, если использовать наглядные пособия – схемы, рисунки. Учащиеся порой и сами не подозревают, что большую часть материала они все-таки помнят и знают. По наглядным пособиям они легко восстанавливают забытый материал, и урок повторения проходит динамично, с максимальной отдачей со стороны студентов. На таком уроке велика роль составленного по ходу урока конспекта. Все необходимые для дальнейшей работы факты студенты оформляют в тетради с помощью рисунков–чертежей, и преподаватель имеет возможность в дальнейшем отсылать учащихся к своим записям, если они не могут вспомнить какие–то факты. Курс стереометрии начинается с изучения теории, и лимит времени вынуждает идти путем укрупнения дидактических единиц. Весь материал разбивается на т.н. блоки:

основы стереометрии, аксиомы, следствия из аксиом

взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве

параллельность прямых и плоскостей в пространстве

перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

перпендикулярность плоскостей

Изучение каждого блока сопровождается созданием иллюстративного материала к каждой аксиоме, теореме. Со студентами прорабатываются чертежи–рисунки, по которым разбирается содержание теоретического факта. Набор таких рисунков по каждому блоку позволяет без труда воспроизвести все факты теории, а при необходимости в дальнейшем, при решении задач очень помогает в работе, если студенты не могут применить тот или иной факт теории, показ картинки активизирует память и способствует применению теории. Набор таких рисунков удобно использовать и при проведении зачета по теории. Учащиеся достаточно успешно воспроизводят материал, произносят формулировки теорем. Интересно отметить, что слабые учащиеся при такой форме опроса показывают хорошие знания, и высокая оценка их ответа стимулирует их к дальнейшей работе.

Большой интерес у студентов при изучении курса алгебры 10-11 вызывает тема «Применение производной к решению практических задач», на примере которой показывается прикладной характер математики, показывается, как в некоторых жизненных ситуациях возможно применение теоретических знаний. Изучению данной темы предшествует знакомство с самим понятием производной, разбираются теоретические основы, изучается применение производной для построения графиков, но большинству учащихся достаточно трудно еще освоить эти понятия в силу их отвлеченности, а знакомство с первой же прикладной задачей вызывает неподдельный интерес. Сама формулировка таких задач уже есть проблемная ситуация, уже вызывает споры, стимулирует учащихся к высказыванию своего мнения, к аргументации своего мнения, а умело направляемая педагогом дискуссия, выводит на математическую формулировку задачи и ее последующее решение.

Предлагая учащимся такую задачу: У вас имеется прямоугольный кусок картона, жести, необходимо изготовить из него открытую коробку наибольшей вместимости, преподаватель понимает, какие знания необходимо активизировать учащемуся, чтобы приступить к решению задачи. 1) имеется прямоугольник, следовательно знаем его размеры; 2) для изготовления коробки, в углах прямоугольника вырезаются квадраты; 3) быть знакомым с решением отвлеченных математических задач на наибольшее и наименьшее значение функции; 4) уметь оформить задачу математически.

В ходе беседы, обсуждения высказанных гипотез, становится понятным, что форма коробки будет зависеть от размеров вырезаемых в углах квадратов. Далее происходит математическое оформление задачи и ее решение.

На этих же уроках рассматриваются числовые задачи на поиск оптимального значения. Формулировки многих из них достаточно просты, а ответ очевиден, как кажется учащимся, и строгое математическое доказательство предполагаемого ответа и является решением задачи. Вот одна из таких задач : Представить число 36 в виде суммы двух положительных слагаемых так, чтобы их произведение было наибольшим.

Большой интерес, но и трудность, вызывают задачи, в которых, как любят говорить студенты, ничего не дано, т.е. задачи, в формулировке которых не использовано ни одного числового значения. Например: найти число, которое превышает свой квадрат на максимальное значение.

Творческий поиск на самых обычных уроках способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, активизирует их познавательные способности, побуждает к  активной работе на уроках и, очевидно, способствует повышению качества знаний, повышению успеваемости.

Преимущество сдвоенных уроков

Опыт работы показывает, что большинству первокурсников чрезвычайно трудно дается работа в течение полутора часов всего урока, учащиеся не привыкли к продолжительной работе по одному предмету, в одном кабинете, за своим рабочим местом. Спаренные уроки в школе в среднем звене практически не практикуются, а в условиях колледжа первокурсникам приходится быстро перестраиваться и учиться работать в предложенном режиме.

Несмотря на некоторые минусы, спаренные уроки имеют и свои преимущества. К ним можно отнести возможность погружения в изучаемый материал, возможность изучения материала большими содержательными блоками и т.д.

Преимущество спаренных уроков и в том, что все этапы урока могут быть четко выверены, есть возможность уделить внимание каждому этапу урока, подводя итоги каждого этапа, что чрезвычайно важно для слабо подготовленных учащихся.

Сдвоенные уроки позволяют максимально разнообразить формы работы на уроке, стимулируя активность учащихся, активизируя их работоспособность.

На многих уроках, цель которых отработка навыков решения тех или иных уравнений, неравенств и т.п., очень эффективна работа в парах. В этом случае перед каждым учащимся стоит задача не только самому научиться качественно справляться с заданием, но и добиться того, чтобы напарник так же успешно освоил материал, т.к. оценка работы обоих будет зависеть от оценки работы каждого. Чрезвычайно важно при организации такой работы принцип формирования пар. Пары могут быть сформированы из учащихся с одинаковым уровнем подготовки и тогда учащиеся ставятся в равные условия, условия равной ответственности, что способствует формированию чувства взаимопомощи, умения слушать другого, умения доходчиво и грамотно объяснить какие-то моменты товарищу.

Пары можно сформировать и так, что один из учащихся будет значительно сильнее другого. В этом случае перед сильным учеником ставится задача подтянуть слабого до обязательного уровня, а перед слабым учеником - освоить материал. Такая форма работы может быть рекомендована сильным учащимся для более прочного и глубокого усвоения материала, что, как известно, происходит в процессе объяснения этого материала другому. Если в такой паре слабый ученик сможет добиться с помощью товарища значительных успехов, то для сильного этот успех может быть отражен дополнительной отличной оценкой по теме. Важно только понимать, что в каждом отдельном случае при формировании пар надо учитывать личностные особенности учащихся, их взаимоотношения, отношения в группе в целом и многое другое.

На качество обучения студентов первого курса серьезно влияет отсутствие у большинства из них культуры мышления, элементарных навыков логического мышления, навыков самостоятельной работы, плохая память.

Организация самостоятельной работы на уроке

В последнее время заметно вырос интерес к организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – существенный фактор формирования творческой и целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения. Организованная подобным образом самостоятельная работа оказывает положительное влияние на качество знаний формирование общих умений.

Занятия с учебником развивают у учащихся умения самостоятельно работать, добывать знания, учащиеся приобретают навыки самоорганизации и самосовершенствования.

Так например, при изучении курса стереометрии в условиях ограниченности времени и невозможности глубокого погружения в изучаемый материал роль учебника, роль самостоятельной работы с учебником неизмеримо возрастает. При изучении темы «Многогранники», в которой происходит знакомство с пространственными фигурами, их свойствами, учащиеся успешно справляются с самостоятельным составлением конспектов.

Работа по обучению учащихся составлению конспектов ведется в течение всего учебного года как на уроках алгебры так и на уроках геометрии. Важно научить студентов не списывать весь предлагаемый текст, как делает большинство, а подходить к изучению текста сознательно, учить выделять в тексте основные мысли, положения, учить выделять главное, отличать теоретический материал от примеров, от вводных объяснений и т.п. Для реализации этих задач на некоторых уроках отводится время для работы с учебником. На таких уроках происходит разбор текста с учащимися, обсуждаются планы составления конспектов, преподаватель учит ребят ставить вопросы к прочитанному материалу, разбивать текст на законченные смысловые части. К моменту изучения стереометрии у большинства учащихся уже имеются необходимые навыки работы с учебником, студентам уже понятны требования преподавателя, понятны принципы организации самостоятельной работы на уроке, понятны требования к содержанию и оформлению конспектов. Составление конспекта происходит либо на уроке непосредственно под контролем преподавателя, либо дома самостоятельно, но обязательно после предварительного обсуждения плана конспекта на уроке. Научившись организовывать материал в своей тетради, ученик значительно успешнее может этот материал выучить, повторить, воспроизвести при ответе, использовать его при решении задач. Все это позволяет экономить значительную часть времени на уроке и отвести это время на разбор и решение максимального количества задач.

При изучении данного раздела стереометрии большой интерес и отклик у студентов вызывает предложение изготовить самостоятельно пособия для демонстрации на уроках – модели тех или иных многогранников. В процессе работы дома студенту необходимо ознакомиться со свойствами того многогранника, который он собирается изготовить, понять или найти в учебниках, как строится и как выглядит развертка этого многогранника, использовать свои конструктивные навыки, аккуратно изготовить, собрать, склеить пособие. Привлечение студентов к такой работе способствует повышению интереса к предмету расширению математического кругозора, формированию умения применять на практике имеющиеся знания и навыки.

Роль консультаций в работе со студентами

В осуществлении индивидуального подхода к студентам велика роль консультаций по предмету, которые проводятся как по желанию некоторых студентов, так и по требованию или совету преподавателя. Учащиеся с желанием откликаются на предложения о дополнительных занятиях, цель которых повысить уровень владения материалом, разобрать те или иные трудные вопросы, задачи. Консультации проводятся дифференцированно, в соответствии с уровнем обучающихся и преследуют разные цели. Для учащихся с высоким уровнем подготовки и притязаний необходимо организовать дополнительные занятия, на которых поводить разбор трудных, нестандартных упражнений и задач, развивать их математический кругозор, подбирая задания, охватывающие различные темы курса, демонстрирующие связь изученных тем друг с другом. Для  отстающих студентов, зачастую в принудительном порядке, но мотивированно объясняя причину вызова на занятия, полезно и необходимо проводить дополнительный разбор простейших заданий, добиваться в условиях малой  наполняемости группы более высоких, качественных результатов, чем при работе на уроке со всей группой.


Литература

«Педагогика профессионального образования» под ред. В. А. Сластенина, М., Academa, 2004

«Психология. Словарь» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., Издательство политической литературы, 1990

«Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия» составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин, М., Academa, 2003

И. А. Зимняя «Педагогическая психология»

Якобсон П. М. «Психология чувств и мотивации», М., 1988

Журнал «Профессиональнее образование» №9.2005, №11.2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по созданию системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС

Документ создан на основании методических рекомендаци Департамента образования Владимирской области и содержит направления деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению   и ...

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

При анализе материалов актуального педагогического опыта педагогов-организаторов подчеркивается слабое владение теорией и методикой диагностики при оценке результативности представленных материалов.Пс...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...