Доклад "Индивидуальная работа в парах"
статья
Работа в парах – постоянных и сменных – стала уже, пожалуй, привычным, традиционным элементом, ее все активнее применяют представители разных педагогических направлений. При этом в классно-урочной системе она используется как вспомогательный прием. Это, как правило, простейшие случаи для закрепления или повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_v_parah.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа в парах
Работа в парах – постоянных и сменных – стала уже, пожалуй, привычным, традиционным элементом, ее все активнее применяют представители разных педагогических направлений. При этом в классно-урочной системе она используется как вспомогательный прием. Это, как правило, простейшие случаи для закрепления или повторения.
Обеспечение плодотворной работы в парах сводится к умению общаться или воспитанности, например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь.
Выделяют следующие виды в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового, обучение друг друга, тренировка и проверка.
1. Обсуждение.
Обсуждать можно какую-либо тему, содержащуюся как в тексте некоторого автора, так и в высказываниях друг друга.
Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем все мнения совпадают (мнения друг друга, если обсуждаются тексты и соображения самих напарников; мнения автора и каждого из напарников, если обсуждается текст третьего), а затем свои представления расширить.
Учитывая особенность этого вида работы в паре, рекомендуется предлагать обучающимся тексты со спорными идеями, с неоднозначным ответом, с логической незавершенностью (например, происхождение человека).
Обсуждение включает несколько приемов.
Первый - восстановить то, что сказал учитель или ученик, восстановить то, что прочитал в книге.
Второй – интерпритировать текст, мысли автора, то есть высказывать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку.
Третий – задавать вопросы. Провоцирование вопросов позволяет обратить внимание на область непонимания.
Приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.
На практике используются разные техники обсуждения. Например:
- Прочитайте текст (или некоторую часть).
- Перескажите по очереди прочитанный текст.
- Дополните, поправьте друг друга.
- Задайте друг другу по два вопроса.
- В чем вы с автором согласны, а в чем нет?
- Выскажите свое отношение к услышанному. Как поняли друг друга?
2. Совместное изучение.
а) Сначала абзац ,фрагмент текста надо прочитать.
б) Выделяются и объясняются непонятные слова (термины или понятия).
в) Восстановление абзаца и выражение своего понимания (смысл предложений, словосочетаний).
г) Приведение своих примеров к изложенному в абзаце тезису, определению.
д) Выражение сути абзаца и оформление ее в заголовке.
3. Обучение.
а) Нацеливание на то. Чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой должен быть получен результат.
б) Изложение материала небольшими фрагментами.
Во время объяснения важно фиксировать основные моменты, понятия, схемы в тетради обучаемого.
в) Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.
г) Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала.
д) Проверка и закрепление усвоенного.
Это нужно, с одной стороны, для приобретения навыков учиться у другого, а с другой – для освоения позиции «учителя».
4. Тренировка.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.
Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, давать толкования понятиям.
Взаимотренаж в паре часто используют как «пятиминутки» в начале урока Фронтальный опрос – тоже представляет собой форму тренажа.
5. Проверка.
Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс решения какой-либо самостоятельно выполненной задачи (возможно, он это будет делать письменно), либо дает развернутый ответ на некоторый вопрос. Его напарник следит за изложением, за каждым действием, каждым ходом; если необходимо поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново решить задачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для работы в парах по биологии 6, 7 класс
Данные карточки- помощники помогают учителю организавать работу в парах при обобщении и повторения пройденного материала. В данном разделе приведён дидактический материал по темам:Биология 6 класс тем...
Работа в парах при подготовке к ГИА по русскому языку
Описана методика работы в парах. Представлен образец дидактического материала....
Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"
Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...
Работа в парах на уроках русского языка и литературы.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми наработками использования системы А. Г. Ривина, известной как «талгенизм», при которой ученик усваивает быстро и качественно лишь то...
Учебные карточки для работы в парах по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Карточки предназначены для работы в группах на уроке литературы по теме "Жестокие нравы города Калинова" (пьеса А.Н. Островского "Гроза"). Работа в группах помогает школьникам к развивать критич...
Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)
Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....
Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?
Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....