Соотношение индивидуального и группового бучения на учебных занятиях по дисциплине Иностранный язык
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
(слайд №1)Реализация принципа соотношения индивидуального и группового обучения на учебных занятиях по дисциплине «Иностранный язык»
(слайд №2)…Самим ученикам доставляет радость
иметь товарищей по работе.
Они взаимно будут друг друга возбуждать
и друг другу помогать…
Я. А. Коменский
(1592-1670) «Didactica Opera»
Принципы обучения – одна из наиболее спорных областей дидактики, психологии и методики. Различают принципы разных рангов: одни определяют весь процесс обучения, другие – обучение какому-то виду речевой деятельности, третьи значимы лишь для какой-то области обучения иностранному языку и т.д. Вот почему выдвигаемые методистами принципы (а всего их предложено в литературе 40!) так многообразны и «разношерстны».
(слайд №3) В 1961 году, благодаря работам Анат.Петр. Старкова и Перси Борис. Гурвич в связи с переориентацией на обучение устной речи встает вопрос о пересмотре принципов обучения на занятиях по иностранному языку. Окончательную точку в спорах о принципах обучения и выделении частно-методических принципов поставил Пассов Ефим Изр.: «Ни одна проблема – отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т.д. – не может быть решена без четкого представления о принципах обучения»
(слайд №4) Принципы обучения – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Роль и место принципов в структуре процесса обучения вы можете видеть на предложенной схеме. Четко сформулированные принципы обучения помогут решить вопрос о том, как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать.
С определенной долей условности все принципы, имеющие отношение к области лингвистики, можно разделить на следующие группы:
(слайд №5) I. Общедидактические:
1. Принцип личностно – ориентированной направленности обучения
2. Принцип сознательности.
3. Принцип деятельностного характера обучения, как принципа активности.
4. Принцип автономности (самостоятельности)
5. Принцип наглядности.
6. Принцип посильности и доступности.
7. Принцип прочности.
8. Принцип творческого характера обучения.
(слайд №6) II. Частно-методические принципы.
1. Принцип коммуникативной направленности
2. Принцип учета родного языка.
3. Принцип взаимосвязи обучения всем аспектам коммуникативной компетенции.
4. Принцип новизны
5. Принцип единства группового и индивидуального обучения.
(слайд №7) Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в "другом", общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.
(слайд №8) Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества и взаимной помощи.
(слайд №9) В коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых оказывается задействованным в процессе группового обучения.
Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе, и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. В этой связи в учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив дает возможность каждому учащемуся репрезентировать (представлять) себя в значимых для него отношениях, изменять свой статус в среде сверстников, проявлять эмоциональную идентификацию и ценностно-ориентационное единство.
(слайд №10) Анализ деятельности студентов на учебных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» даёт основание выделить 4 возможные её формы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах и фронтальная. Специфичной формой учебной деятельности учащихся можно считать игру.
Подробнее хотелось бы остановиться на групповой форме работы.
(слайд №11) Теоретической основой группового обучения являются работы Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития личности фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами и является приоритетной для его организации в образовательных учреждениях.
(слайд №12) Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.
На занятии могут быть созданы как однородные, так и разнородные группы, в зависимости от задания и цели работы. Главная цель на занятиях иностранного языка - развитие речи, поэтому группы принято называть речевыми. Состав речевой группы непостоянный.
Речевая группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением, весьма специфичным уровнем общения, которым надо овладеть. Здесь требуется больше внимания и непременно следует учитывать отношения между собеседниками. Очень важно правильно подобрать состав группы. Каковы же критерии формирования группы? Она может быть сформирована:
- (слайд №13) по решению учителя, исходя из уровня обученности,
- (слайд №14) по желанию студентов, где большую роль играют учебные и внеучебные интересы,
- (слайд №15) по набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 студентам предоставляется право набрать себе группы), но группа способна успешно трудиться лишь при оптимальном распределении функций между её членами,
- (слайд №16) по стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей),
- (слайд №17) по темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам.
(слайд №18) Для меня групповая работа на учебных занятиях - это генерация идей, радость творчества, упражнения во всем их многообразии, поиск новых форм и методов обучения, противоречия как движущая сила процесса обучения, опыт общения, воодушевление студентов, их активность, ясность целей и прогнозируемый результат, актуальность, зона ближайшего развития моих студентов, отношение доверия и сотрудничества, безграничное творчество, постоянный анализ ситуации.
(слайд №19) На учебных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» широкое применение нашли следующие виды групповой работы:
- Работа в парах
- Мозговой штурм
- Игра «Продолжи»
- Охота за сокровищами
- Снежный ком
- Мозаичная группа
- Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Подробнее мне хотелось бы остановиться на трех из них, поскольку именно эти виды активно применяются на занятиях по иностранному языку:
(слайд №20) Игра «Продолжи» (Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или иностранном языке, при составлении рассказа о выдающихся деятелях страны изучаемого языка, на истории при составлении обзора исторических событий. Примером может служить рассказ на одну букву: Also Alfred A. achtet aber auch akkurat auf alles ...
(слайд №21) Охота за сокровищами (Преподаватель составляет вопросы, которые могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Студент или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник. Работу с различными видами Интернет-ресурсов на занятии считаю высокопродуктивной.)
(слайд №22) Снежный ком ( Работа в группе начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.)
(слайд №23) Таким образом, групповая работа имеет следующие преимущества. Она высвобождает педагога от значительной доли фронтальной работы со всей группой и увеличивает время на индивидуальную помощь. Привычная функция педагога-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией.
(слайд № 24) Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности студентов, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала. Это означает, что наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.
(слайд №25) Рассмотренные нами сегодня принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом, как и закономерности обучения, на базе которых они сформулированы, и функционируют как целостная система. Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и прочность и т.д. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых. Преувеличение в обучении значения одних принципов и недооценка роли других приводит к снижению его эффективности.
(слайд №26) И в заключении я хотела бы еще раз обратиться к творчеству великого чешского философа, мыслителя, педагога Яна Амоса Коменского, автора «универсальной теории учить всех всему». Поставив перед мировой педагогикой три основных вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?, Коменский в «Великой дидактике» сам дает нам ответ: КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида
Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в совреме...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу: "Индивидуальные и групповые действия игроков в нападении".
Учеьно-тренировочное занятие предназначено для учащихся 5-11 классов с целью обучения игровым действиям....
Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Моя семья"
Технологическая карта комбинированного урока по теме "Моя семья" в 5 классе , УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....
Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."
Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....
Мультимедийная разработка учебного занятия русский язык 9 класс
Мультимедийная разработка учебного занятия 9 кл.Типы сложного предложения с средства связи между его частямиЦель: закрепление и систематизация знаний учащихся о сложных предложениях и сред...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО Преподаватель английского языка Ризоева Т.А. Автор-разработчикРизоева Татьяна АлександровнаВысшая квалифика...