Использование приемов нейрокоррекции для профилактики дисграфии у младших школьников
консультация
В статье описываются методы и приемы нейропсихологической профилактики и коррекции нарушений чтения и письма младших школьников в условиях логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_neyrokorrektsii.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ
В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
Углова Ирина Александровна
МБОУ «Шалинская СОШ №45»
учитель-логопед, 1 квалификационная категория
Данные различных образовательных мониторингов, к сожалению, подтверждают увеличение количества школьников с нарушениями устной и письменной речи. Всё большему количеству детей трудно связно пересказывать услышанное или прочитанное, писать изложения, сочинения, «дружить» с правилами орфографии и пунктуации. Сталкиваясь с безграмотностью школьника, взрослые обычно обвиняют его в нежелании учиться, недостаточной усидчивости, лени. Однако, в последнее время, благодаря данным ведущих специалистов в области логопедии, нейропсихологии и лингвистики – Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Л.С. Цветковой, Л.В. Семенович, принято считать, что « ребенок с сохранным зрением, слухом, интеллектом может допускать большое количество ошибок в речи вследствие незрелости различных отделов операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации»[1]. Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтению и письму. В работе учителей-логопедов постепенно стали появляться диагностические методы обследования речи Т.В. Ахутиной, при помощи которых можно выявить сильные и слабые стороны школьника, следовательно, оказать ему наиболее действенную помощь в развитии высших психических функций и коррекции речевого недоразвития.
Трудности обучения вызываются следующими причинами [2,3]:
- Невозможность поддержания оптимального уровня активности: быстрая утомляемость, потеря нити объяснения учителем материала. К концу письменных работ количество ошибок нарастает.
- Отставание функций программирования и контроля деятельности. Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объема рабочей памяти и трудностями переключения. Самое уязвимое место – самоорганизация. В письменных работах наблюдаются пропуск или вставка букв, слогов, слов; их навязчивое повторение (персеверация), соединение частей слов в одно (контаминация); нарушение границ предложения, правил орфографии. Эти ошибки относятся к дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
- Отставание в развитии функций переработки слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации. В письменных работах наблюдаются трудности нахождения и соблюдения строки; колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова; трудности запоминания букв и их искажение; устойчивая зеркальность букв; пропуск и замена гласных; фонетическое письмо; трудности запоминания словарных слов. Эти ошибки относятся к артикуляторно-акустической, акустической и оптической дисграфии.
Так как все вышеуказанные проблемы обучения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дает возможность более качественно вести коррекционно-логопедическую работу, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:
- Дыхательные упражнения. Основной их задачей является формирование правильного дыхания, которое обеспечивает мозг кислородом даже в стрессовой ситуации. Ребенок учится регулировать свое дыхание, делая его на разный счет, с задержкой, подъемом одноименных и разноименных рук, и ног – то на вдохе, то на выдохе.
Пример упражнения: дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза - задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова (от одной до трех секунд). В качестве усложнения добавляем движения рук, ног на вдохе или выдохе.
- Глазодвигательные упражнения [4], направленные на расширение полей зрительного восприятия, так как имеющаяся у ребенка фрагментарность часто проявляется в речевой сфере. Упражнения выполняются методом отслеживания предметов глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, вверх, вниз, к переносице и от переносицы, и по вспомогательным (диагональным) направлениям.
Пример упражнения: ребенок вытягивает руку вперед, поднимает большой палец вверх, фиксирует взгляд на ногте и начинает описывать горизонтальную «восьмерку», не отрывая взгляда от ногтя. Можно описывать правой и левой рукой, по или против часовой стрелки, в том числе и вертикально.
- Упражнения для нормализации тонуса тела. Направлены на формирование умения напрягать или расслаблять тело, управлять им по желанию, что благотворно сказывается на соматическом и эмоциональном состоянии ребенка.
Пример упражнения: наклониться вперед, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать «штангу», удерживать ее над головой, потом резко «бросить», расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
- Упражнения, направленные на развитие внимания.
Пример упражнения – корректурные пробы. Ребенку предлагается бланк с набором букв, задачи можно ставить разные: подчеркнуть, обвести, зачеркнуть и подчеркнуть за определенный промежуток времени.
- Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
Примеры упражнений – «Рука-живот» (одновременные постукивания ладонью одной руки по макушке, поглаживания ладонью другой руки живота), «Кулак-ребро-ладонь», письмо, рисование, раскрашивание двумя руками одновременно.
- Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Проводятся в четыре этапа.
- Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела (лево-право, верх-низ, ближе-дальше)
- Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу (изображение робота, двигающегося по команде в разные стороны, игра в кладоискатели.)
- Освоение пространства между предметами без использования схемы тела (расставление предметов по заданной схеме)
- Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив (стоящие напротив друг друга дети принимают заданную позу).
- Упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти [5].
Примеры упражнений:
«Найди общий звук». Ребенку читается небольшой текст, в котором нужно выделить общий звук.
«Слово по звукам». Логопед четко произносит слово, выделяя каждый звук отдельно, задача ребенка собрать слово.
«Цепочка из слов». Каждый по очереди называет слово, в котором начальный звук – конечный звук предыдущего слова.
«Зашифрованное слово». Составляется слово из первых звуков других слов (произнесенных или изображенных на картинке).
«Звук заблудился». Ребенку предлагается определить звук, от замены которого изменился смысл слова.
«Собери слово». Из разрезных букв выкладывается длинное слово, из букв которого ребенку предлагается собрать другие слова.
«Древнерусское письмо». Слова записываются только гласными или только согласными буквами. Обратный вариант – расшифровать написанное таким образом слово.
«Связалочка». Собираются распавшиеся на две части пословицы и поговорки.
Абсолютное большинство упражнений, представленных в работах Т.В. Ахутиной, Л., Л.В. Семенович, Е.Н. Емельяновой, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям, у школьников успешно развиваются когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А учитель-логопед приобретает возможность реализации творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционно-логопедического процесса.
Литература:
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001
- Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.- М.:В. Секачев, 2017
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.-П., 2008
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.- М.:АЙРИС-ПРЕСС, 2018
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.- М.: ПИТЕР, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...
Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников.
Применение на логопедических занятиях элементов речедвигательной ритмики позволяет добиться повышения интереса ребёнка к занятиям, увеличение его двигательной активности; помогает привлечь внимание ре...
Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...
Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях....
Профилактика дисграфии у младших школьников
Главным направлением нашей работы, как учителя – логопеда в начальной школе, является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.При данном нарушении дети...
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....