Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников.
статья по теме
Применение на логопедических занятиях элементов речедвигательной ритмики позволяет добиться повышения интереса ребёнка к занятиям, увеличение его двигательной активности; помогает привлечь внимание ребёнка к изучаемой теме, закрепить пройденное правило за счёт опоры на наиболее сохранные анализаторы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechevaya_ritmika.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников.
Нарушение письменной речи серьезно препятствует усвоению школьных знаний и не может быть самостоятельно преодолено ребенком без специальной помощи.
С каждым годом растет количество детей с нарушениями речи. Это требует от учителя-логопеда выбора адекватных приемов обучения грамоте.
Речевая ритмика — это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища, сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Данная методика была привезена в 1981 году из Югославии.
Занятия не потребуют никакого переоснащения кабинета. Логопед может использовать традиционные методики по предупреждению и устранению нарушений письменной речи и накопленный наглядный и речевой материал.
Основные задачи речевой ритмики:
— вызывание звуков;
— достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз;
— работа над ритмико-интонационной стороной речи;
— формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, слоговая и звуковая структура которых еще недоступна детям в полном объеме.
Речевую ритмику можно применять в самом начале школьного обучения индивидуально и в группах и включать в любое логопедическое занятие. Работа над звуками, произнесение которых не вызывает затруднений, может начинаться на групповых занятиях и параллельно вестись на индивидуальных.
Работа со сложными по артикуляции звуками, наоборот, начинается на индивидуальных занятиях, а продолжается на групповых. Продолжительность речевых упражнений регулируется логопедом, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, и обычно составляет 5—10 минут.
При развитии слогового анализа и синтеза при помощи речевой ритмики необходимо сделать акцент на умение выделять гласный звук в слове, поскольку количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Таким образом, дети усваивают основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление, пропуски и перестановку слогов.
Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагмально-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Все это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.
Следующие упражнения помогут научить первоклассников слышать гласные звуки, выделять их из речевого потока, отличать от близких им. Все они сопровождаются движениями, что создает практические ориентиры и в дальнейшем поможет научить разбивать слово на составляющие его звуки.
1. Повторение «звуковых дорожек» с использованием речевой ритмики: [а] - [о] - [у] - [и] (без предъявления и с предъявлением буквы).
2. Выделение гласного звука из слога:
— назвать только гласные звуки;
— соотнести буквы, соответствующие гласному звуку;
— придумать слог с определенным гласным звуком;
— определить место гласного звука.
3. Выделение гласного звука из слова:
— назвать гласные звуки в словах (произнесение не должно отличаться от написания, т.е. с минимальным редуцированием гласных). Например: «мак», «лапа», «лужа», «диван», «утка», «корка», «трава», «канава», «бабушка»;
— выделить гласный звук из слова (используя речевую ритмику), подобрать соответствующую букву;
— назвать картинки с выделением гласного звука.
4. Определение количества слогов при помощи выделения гласных звуков в названии картинки; придумывание слова с определенным гласным звуком и др.
Материалом для упражнений служат отдельные звуки, звуковые «цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с логопедом, хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными, длительными по времени.
[а]
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлены. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении звука [а] руки развести в стороны, поясницу прогнуть, подбородок приподнять.
[о]
Исходное положение: руки впереди, внизу, округло соединены.
При произнесении звука [о] руки поднять через стороны вверх и округло соединить над головой. Подбородок немного приподнять, поясницу прогнуть. Работают мышцы спины вдоль позвоночника, напрягаются мышцы бедер.
[у]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх.
При произнесении звука [у] кисти вывести вперед, но указательные пальцы продолжают «смотреть» вверх. Корпус прямой, подбородок приподнять.
[э]
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, ладонями вверх, локтевые суставы выпрямляются до конца.
При произнесении звука [э] руки развести в стороны, выполнить покачивающие, пружинистые движения вверх-вниз.
[и]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.
При произнесении звука [и] руки вывести вверх, одновременно приподняться на носки.
[ы]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе.
При произнесении звука [ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опустить.
Применение на логопедических занятиях элементов речедвигательной ритмики позволяет кроме решения основных задач добиться повышения интереса ребёнка к занятиям, увеличение его двигательной активности; помогает привлечь внимание ребёнка к изучаемой теме, закрепить пройденное правило за счёт опоры на наиболее сохранные анализаторы.
Введение данной технологии в структуру коррекционных занятий позволяет эмоционально окрасить и повысить их эффективность. Благодаря комплексу движений речедвигательная ритмика помогает выразить эмоции и чувства, причём, как позитивные: радость от того что движение получается; так и негативные: гнев, раздражение, оттого , что не получается.
В процессе внедрения речедвигательной ритмики в систему коррекционной работы пришла к выводу о целесообразности применения элементов данной технологии на логопедических занятиях. Соединение речи с движением позволяет сделать невидимый звук «видимым», что повышает качество восприятия, понимания, а значит и запоминания материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...
Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...
Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях....
Профилактика дисграфии у младших школьников
Главным направлением нашей работы, как учителя – логопеда в начальной школе, является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.При данном нарушении дети...
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....
Использование приемов нейрокоррекции для профилактики дисграфии у младших школьников
В статье описываются методы и приемы нейропсихологической профилактики и коррекции нарушений чтения и письма младших школьников в условиях логопункта....