Профилактика дисграфии у младших школьников
статья

Главным направлением нашей работы,  как учителя – логопеда в начальной школе, является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.

При данном нарушении дети при письме допускают очень много «глупых» ошибок, например, не пишут заглавные буквы. За это их часто ругают взрослые, а одноклассники насмехаются над ними. В результате ребенок начинает отказываться ходить на занятия, замыкается в себе и у него развивается депрессивное состояние.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Профилактика дисграфии у младших школьников»

Подготовила:

логопед-дифектолог

МОУ «СШ № 5»

Беликова Лариса Васильевна

Главным направлением нашей работы,  как учителя – логопеда в начальной школе, является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.

При данном нарушении дети при письме допускают очень много «глупых» ошибок, например, не пишут заглавные буквы. За это их часто ругают взрослые, а одноклассники насмехаются над ними. В результате ребенок начинает отказываться ходить на занятия, замыкается в себе и у него развивается депрессивное состояние.

Одним из симптомов дисграфии является то, что ребенок путает буквы «Э» и «З» или «Ь» и «Р». Под диктовку дети с этой патологией пишут очень медленно, а почерк их порой такой неровный, что разобрать его практически невозможно. При этом следует понимать, что если ошибки в диктантах связаны с незнанием ребенка правил грамматики, то они не относятся к понятию дисграфии.

Для дисграфии характерно появление ошибок в сильных фонетических позициях. Например, ребенок пишет вместо слова «корова» «корофа», или же вместо «дым» «дм». А вот обычные орфографические ошибки обычно возникают в слабых позициях. Допустим вместо «росток» ребенок пишет «расток».

Говорить о дисграфии можно только у детей школьного возраста, так как для дошкольников они еще считаются одним из вариантов физиологической нормы.

Как независимое нарушение дисграфиию не рассматривают. Обычно эта патология сочетается с различными неврологическими дисфункциям, нарушениями функций зрительного, речевого, двигательного или слухового анализатора.
Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.
Процесс письма состоит из следующих операций: 
- анализ звукового состава слова,
- перевод фонем в графемы, графические знаки,
- перевод графемы в движения необходимые для записи.
        Детям с дисграфией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить. Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения: 
"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. 
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
"Посчитай до 30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".

3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов. 
Упражнения: 
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 
Упражнения:
"Домик для звука". 
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа

Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка. 
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово. 
5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения: "Назови букву"
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлогается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

Логопедические занятия должны выстраиваться с учетом формы и механизмов нарушений письменной речи. Общие подходы включают в себя:

Восполнение пробелов в фонематических процессах и произношении звуков;

Формирование грамматически правильно выстроенной речи;

Обогащение словарного запаса;

Формирование связанной речи.

Немаловажно, чтобы во время логопедических занятий уделять достаточно внимания развитию мелкой моторики кисти, мышления, памяти, пространственного и слухового восприятия, аналитико-синтетических процессов.  Достигнув определенных успехов в устной речи их следует закреплять письменными упражнениями.

Естественно, что каждый вид дисграфии у младших школьников требует и индивидуальных особенностей лечения. Так для преодоления оптической дисграфии логопедическую работу следует проводить по следующим направлениям:

  • Расширение объема зрительной памяти;

  • Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия, узнавание величины, формы, цвета);

  • Развитие слухового и зрительного синтеза и анализа;

  • Формирование временных и пространственных представлений;

  • Овладение графическими символами и формирование графомоторных навыков;

  • Обучение умению различать буквы, имеющие кинетическое и оптическое сходство.

Как показывает практика, преодоление оптической дисграфии вполне возможно за достаточно короткий промежуток времени, при условии, что занятии будут проводиться регулярно.

Профилактическая р абота по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников.

Применение на логопедических занятиях элементов речедвигательной ритмики позволяет добиться повышения интереса ребёнка к занятиям, увеличение его двигательной активности; помогает привлечь внимание ре...

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...

Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях....

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....

Использование приемов нейрокоррекции для профилактики дисграфии у младших школьников

В статье описываются методы и приемы нейропсихологической профилактики и коррекции нарушений чтения и письма младших школьников в условиях логопункта....