Выступление на педагогическом совете
статья

Лапшина Людмила Александровна

"Современный урок в рамках реализации ФГОС НОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_yanvar_2019.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете

Тема:

                           

  Подготовила:

 учитель начальных классов

                                                    Лапшина Л. А.

Инсар, 2019г.

С 1 сентября 2016 года наше образовательное учреждение приступило к реализации на практике федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Данный стандарт предусматривает 2 варианта обучения: вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

По заключению психолого-медико-педагогической комиссии всем обучающимся моего класса рекомендовано освоение АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).  Поэтому при организации образовательной деятельности я руководствуюсь основными положениями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной АООП (вариант 1), создавая специальные условия для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Учебный план АООП  вариант 1 состоит из шести обязательных предметных областей, представленных девятью учебными предметами:

Предметные области

Учебные   предметы

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Математика

Естествознание

Мир природы и человека

Искусство

Музыка

Изобразительная деятельность

Физическаякультура

Физическая культура

Технология

Ручной труд

Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании детей от старого является то, что новый стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения начального образования. В процессе изучения всех учебных предметов деятельность учителя ориентирована на овладение детьми не только предметных результатов, но и  личностных, а также на формирование базовых учебных действий (БУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.

Учебный план школы-интерната по ФГОС отражает специфику режима работы образовательного учреждения.

Продолжительность учебного года: 1 класс — 33 учебных недели, для остальных классов –34 недели.

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый). (П. п 8.5, 8.6, 8.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитании  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ").

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. 6 день (суббота) отводится на проведение занятий внеурочной деятельности. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

В нашей школе-интернате для младших школьников, обучающихся по ФГОС созданы следующие условия для обучения, воспитания и развития:

  1. Применение современных образовательных технологий и  методов обучения и воспитания.
  2. Обучение осуществляется по современному УМК для обучающихся с ОВЗ издательства «Просвещение»: специальные учебники,  рабочие тетради и дидактические пособия, электронные приложения. Данный комплект УМК построен на таких принципах обучения, как учёт возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей, он доступен для обучающихся младшего школьного возраста,  гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности  личностного развития.
  3. Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с узкими специалистами:  логопедом, педагогом – психологом.
  4. Оснащение начальной  школы современным техническим оборудованием: ноутбуком, укомплектованным звуковой картой, колонками и мультимедийным видеопроектором, есть планшеты с обучающими играми.

В рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью на учителя начальных классов возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок. Для реализации  целей обучения возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных  технологий. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

В своей педагогической деятельности я выделяю несколько направлений использования данных технологий:

  1. Ведение  рабочей  документации  в  электронном  формате.

Данное направление включает в себя:  составление рабочей программы по всем предметам, создание методических копилок, разработок классных часов, подготовка карточек для индивидуальной работы, мониторинга уровня достижений учащихся, созданию портфолио учителя и ученика и т.д. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или  на электронных носителях можно легко найти и,  при необходимости, исправить или доработать.

  1. Создание  мультимедийных  презентаций.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Ученики 1 – 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно стоить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.

В методической копилке мною собран большой объем мультимедийных материалов по изучаемым предметам.

Используя  сайты  Интернета,  я  подбираю  наглядный  материал  для  своих  уроков:  картинки,  фотографии,  аудиофайлы,  звуковые  эффекты,  видеофайлы,  фильмы.

Использование на уроках презентаций позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая позволяет привлечь внимание в определенному объекту.

Например, на уроках математики осуществляется работа над задачами, проводится устный счет, при  объяснении нового материала и т.д.

В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Начиная с 1 класса, ребята учатся понимать задачу, поэтому к уроку необходимы иллюстрации, чертежи, рисунки к задаче. Раньше на это тратилось большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.

На уроках русского языка я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные дидактические приемы, грамматические сказки.

Уроки «Мир природы и человека» практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного и растительного мира можно отразить на слайдах.

Особенно интересными с помощью презентаций можно сделать уроки чтения. Портреты писателей и поэтов, словарная работа, скороговорки, чистоговорки, работа с текстом – все становится интересным.

Для повышения умственной работоспособности, для предупреждения наступления утомления и снятия мышечного напряжения в презентации включаем музыкальные физминутки, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику. 

4. Использование Интернет-ресурсов.

Интернет является огромным информационным ресурсов, который ежедневно пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом самообразования и саморазвития.

Используя  сайты  Интернета,  я  подбираю  наглядный  материал  для  своих  уроков:  картинки,  фотографии,  аудиофайлы,  звуковые  эффекты,  видеофайлы,  фильмы.

Часто картинки  из сети Интернет становятся единственным источником того, что бы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, картины природы, видеозарисовки, просмотр видеороликов, мультфильмов по изучаемым произведениям. Все это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

  1. Использование  компьютерных программ с интерактивными играми Мерсибо

Игроматика.

12 игр на диске направленных на:

  • знакомство с цифрами и счетом
  • освоение навыка прямого и обратного счета
  • тренировку навыков сложения, вычитания и сравнения
  • запоминание условий задачи
  • умение анализировать математические задания
  • развитие зрительного внимания и памяти

В играх используются бытовые и сказочные сюжеты. В первых - ребенок переносит реальный опыт на решение математических задач: считает цыплят и запасы на зиму, развешивает белье на веревке. Вторые - интригуют и вовлекают: надо взвесить пиратские сокровища, помочь на олимпиаде Ёжику, рассудить племя Индейцев. В каждой игре предполагается наличие печатного материала, который можно использовать для переключения ребёнка с компьютерной деятельности на работу с дополнительным печатным материалом.

ТРЯПКИ ПО ПОРЯДКУ

Цель игры: создание игровой ситуации, способствующей закреплению навыка прямого и обратного счёта.

Инструкция к игре: на экране – верёвка, на которой сушится белье. На каждой вещи написаны цифры по порядку (в пределах 20). В результате непогоды белье падает на землю. Помогите Бабушке развесить упавшее белье. На верёвке остаётся только одна вещь, на которой написано наименьшее число. Развешивайте на верёвку вещи, на которых написаны следующие по порядку цифры. Для того чтобы вернуть вещь на верёвку, нужно щелкнуть по ней левой клавишей мышки. Когда вещи будут развешены в прямом порядке (слева направо), они вновь падают и предлагается развесить их в обратном порядке (справа налево). На верёвке остаётся вещь с наибольшей цифрой. Развешивайте на верёвку вещи, на которых написаны предыдущие цифры. В случае неправильного ответа, бельё падает на землю и предлагается попробовать ещё раз.

В игре предусмотрен сюрпризный момент – присуждение первого места за помощь в развешивании белья!

Читаем легко.

  12 игр для:

  • тренировки навыков слогового чтения
  • запоминания написанных слов
  • составления предложений из слов
  • понимания смысла прочитанного текста
  • расширения словарного запаса
  • знакомства с орфограммами

В играх ребенок читает слова и предложения, чтобы выполнить задание. Он погружается в удивительный сюжет: играет в домино с инопланетянином, раскрывает тайны фараона, пишет кулинарную книгу, доставляет посылки на самолете. Такая подача вовлекает ребенка в обучение, и он читает с удовольствием.

Есть и непростые задания: составить пословицу, прочитать слово с пропущенными гласными, найти синонимы или выделить одно слово внутри другого. Это игры учат ребенка быть внимательными в процессе чтения и развивают орфографическую зоркость.

У игр есть печатные задания — упражнение по теме игры для печати, которые использую чтобы перейти от компьютерной игры к настольной.

СЛОГОВОЕ ДОМИНО

Цель: создание игровой ситуации, способствующей закреплению навыка слитного чтения.

Инструкция к игре: на мониторе Инопланетянин. Он предлагает поиграть с ним и выкладывает одну из своих карточек со словом на стол. В нижней части экрана появляются карточки со словами для играющего. Прочитайте слово на карточке Инопланетянина и слова на своих карточках. Выберите слово с таким же первым или последним слогом как у Инопланетянина и нажмите левую клавишу мышки. Если выбор правильный - она перемещается и присоединяется к карточке Инопланетянина. Наступает следующий ход и появляются новые карточки со словами.

В конце игры внимательного игрока ждет сюрпризный момент – сладкое угощение!

  1. Участие в дистанционных конкурсах и викторинах.  

Для детей образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность. С помощью конкурсов ученики могут проверить умения не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Успешно принимаем участие в дистанционных викторинах и конкурсах для детей с ОВЗ на интернет-портале «Совушка»: «Знатоки природы», «Безопасность в любой ситуации», «Юные математики»  и др.; в дистанционных олимпиадах по предметам на интернет-портале «Мой университет» и т.д.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Считаю, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своей деятельности. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, а это в свою очередь способствует значительному повышению качества образования. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный   процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. http://firsschool.ucoz.ru/load/1-1-0-2
  5. http://mounoch8.ucoz.ru
  6. http://www.nachalka.com/ikt
  7. http://sch69.narod.ru/nach_shkola.htm
  8. http://www.microsoft.com/Rus/Government/whitepapers/edu/eGov_Edu.msx
  9. http://www.nic-snail.ru/festival/2009/element.html
  10. http://www.zankov.ru/exp/article=989/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...