Обзор технологий, применяемых для укрепления соматического здоровья
методическая разработка
Функция сохранения и укрепления здоровья обучающихся занимает особое место в деятельности педагогов и является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость создания условий для сохранения здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация + текст выступления | 2.76 МБ |
somaticheskoe_zdorove.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей.
биологическая программа индивидуального развития человека, включающая в себя базовые потребности (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира и т. д.).
Цели: - сохранение здоровья детей в процессе их обучения и воспитания, обеспечение каждому выпускнику школы уровня здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы; - формирование у обучающихся умений и навыков здорового образа жизни; - воспитание культуры здоровья.
соблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения; соответствие размеров школьной мебели; использование специфических методов и технологий.
соблюдение режима максимального удаления дидактического материала; расширение зрительно-пространственной активности; проведение гимнастики для глаз.
привычка к неправильным позам; слабая мускулатура тела; малая двигательная активность.
сидеть надо прямо, слегка наклонив голову вперёд; при письме локти должны лежать на столе; сидеть надо так, чтобы расстояние между столом и грудью равнялось ширине ладони; ноги на пол надо ставить всей ступнёй; при ходьбе держаться прямо, не сутулиться; систематически выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины и живота.
Преимущества: низкое количество противопоказаний позволяет практически каждому человеку ввести дыхательную нагрузку в свой распорядок дня; можно комбинировать с другими типами физкультуры; эффект от занятий снимает физическую и моральную усталость, позволяет поднять настроение, улучшает память и поднимает общий тонус организма; в процессе дыхания восполняется и регулируется энергия.
Противопоказания: высокая температура, тяжелые заболевания органов и систем организма, ушибы головного мозга, сотрясение мозга, травмы позвоночника, сильная близорукость и глаукома, болезни почек и желчного пузыря, заболевания сердечнососудистой системы, кровотечения, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление.
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов урока, это «минутка» активного и здорового отдыха. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения, психоэмоциональная разрядка. Длительность физминуток составляет 1 – 5 минут и включает комплекс из 3 – 4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз.
Динамическая пауза - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, массаж лица, кистей рук, ритмические упражнения, упражнении для шеи, ходьба по ребристым дорожкам и др. Физиологическая сущность — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень, снимает статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья.
обстановка и гигиенические условия в классе; число видов учебной деятельности; продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; чередование видов преподавания; наличие и выбор места на уроке методов; место и длительность применения ТСО; позы учащихся, чередование поз; физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;
наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке; наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок; плотность урока; момент наступления утомления и снижения их учебной активности; темп и особенности окончания урока.
Режим проветривания. Температурный режим. Общее энергетическое поле урока. Распределение «психологических ролей».
Отсутствие усталости у обучающихся и педагога. Положительный эмоциональный настрой. Удовлетворение от сделанной работы. Желание продолжать работу.
Ч тобы сохранить здоровье обучающихся, педагог должен ориентироваться на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями.
Предварительный просмотр:
1 Обзор технологий, применяемых для укрепления
соматического здоровья
2 - По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 15% от социально-экономической ситуации, на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, и на 50% от образа жизни человека.
Функция сохранения и укрепления здоровья обучающихся занимает особое место в деятельности педагогов и является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость создания условий для сохранения здоровья школьников.
3 - Давайте вспомним, что такое соматическое здоровье, определение представлено на слайде.
Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, включающая в себя базовые потребности (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира и т. д.).
4 - Реализация образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся обуславливается рядом закономерностей, которые выступают как частные проявления общих педагогических закономерностей.
5 - Самая главная закономерность отражает взаимообусловленность процессов обучения и воспитания и сохранения здоровья. Эффективность процесса обучения и воспитания зависят от уровня здоровья учащихся, и в то же время есть и обратная зависимость. Всегда легче организовать здоровьесберегающий процесс, чем затем учить и воспитывать больных детей. Эта закономерность позволяет учитывать соответствие объема информации и нагрузки, а также методов обучения и воспитания цели сохранить здоровье детей и подростков.
6 - Цели педагогического коллектива в укреплении соматического здоровья обучающихся представлены на слайде.
Условия обучения и воспитания вносят большой вклад в формирование их здоровья. Каждый урок должен быть физиологичным, то есть должен соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме. Педагоги в школе должны учитывать законы физиологии. Если ребенок сидит без движения 40 мин. подряд, то в организме происходит большое количество нарушений: застой в венозных сосудах; нарушение микроциркуляции; нарушение кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и головного мозга.
7 - Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукости и нарушения осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.
Для профилактики прогрессирования «школьных» болезней используются специфические методы и технологии.
8 - В школе у ребенка увеличивается нагрузка на органы зрения. Педагогам рекомендуется работать с детьми в режиме максимального удаления от них дидактического материала. Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости.
9 - Необходимо проводить зрительную гимнастику, которая поможет снять усталость глаз и послужит в качестве профилактики развития близорукости. Такие упражнения отнимут не больше 5 минут времени, зато отлично снимут усталость.
Гимнастику желательно выполнять в середине каждого урока. Также, используя приемы, разработанные В. Ф. Базарным, педагоги могут внести значительный вклад в сохранение зрения у детей.
10 - Для профилактики и коррекции нарушений осанки следует использовать гимнастику, позволяющую формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Правильная осанка — это не только красота, но и общее физическое здоровье.
11 - Она снижает нагрузку на суставы, мышцы и позвоночник и предохраняет их от травм. Кроме того, по мнению врачей, ровная осанка позволяет эффективнее использовать мускулатуру, а также улучшает настроение и работоспособность.
12- В качестве профилактического средства от респираторных заболеваний у детей используется зарядка на дыхание. Занятия гимнастикой по методу Стрельниковой имеет широкий ряд преимуществ, но в тоже время она имеет свои противопоказания, они представлены на слайде.
13- Максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья». При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты.
14 - Выполнение в процессе учебной деятельности нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. В качестве профилактики утомления обучающихся во время каждого урока рекомендуется проводить физминутки и динамические паузы.
15- Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Чтобы исключить негативное воздействие учебного процесса на здоровье обучающихся, необходимо рассмотреть урок с точки зрения его влияния на здоровье.
16 - Гигиенически правильная организация дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления. Для этого можно провести анализ урока с позиций здоровьесбережения. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе;
2) число видов учебной деятельности;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования видов деятельности.
5) чередование видов преподавания;
6) наличие и выбор места на уроке методов;
7) место и длительность применения технических средств обучения;
8) позы учащихся, их чередование;
9) физминутки и другие оздоровительные моменты;
17 - 10) наличие мотивации к учебной деятельности;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
16) темп и особенности окончания урока.
18 - Для оценки урока с точки зрения его физиологичности можно воспользоваться и такими критериями, как режим проветривания и температурный режим. При работе в непроветренном помещении наступает отравление продуктами обмена, происходит гипоксия (кислородное голодание) клеток организма, прежде всего, клеток головного мозга.
Проводя анализ урока с точки зрения его влияния на здоровье обучающихся, следует обращать внимание на общее энергетическое поле урока. О характере общего энергетического поля урока будут свидетельствовать улыбка или ее отсутствие у педагога, первое приветствие, позиция учителя, выбор дистанции общения, стиль общения. Дефекты в этике и психологии общения с детьми, формальный, строгий, порой агрессивный характер отношений повышают уровень заболеваемости детей.
Следует учитывать распределение «психологических ролей». Если педагог ведет урок с позиции «Родитель» (назидательный тон, готовые формулировки, однонаправленная подача материала), то ученик оказывается в роли «Дитя», и в этом случае ребенку придется «защищаться» либо кратковременной памятью, либо полным неприятием урока.
19 - Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие: отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой (попросите учащихся дать оценку своему настроению с помощью цветных карандашей или фломастеров); удовлетворение от сделанной работы; желание продолжать работу.
20 - Важно помнить, выбирая любую методику и технологию следует задумываться над тем, насколько она способствует сохранению, укреплению и формированию здоровья обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры в МОУ СОШ №1 г.Фрязино.
Главенствующую роль в формировании здорового образа жизни играют образовательные учреждения. Наша школа с углубленным изучением физики и математики, имеет давние спортивные ...
«Опыт использования технологий сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях в театре костюма «Чаровница»»
Я делюсь опытом использования технологий сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях в театре костюма «Чаровница». Наблюдения показывают, что использо...
Освоение технологий эффективной коммуникации как фактор укрепления психического здоровья и развития личности школьников
Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель...
Применение здоровьесберегающих технологий в целях укрепления и сохранения здоровья учащихся
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем: 1.Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в ст...
Игровые технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий ок...
Обзор технологий, применяемых для формирования здорового образа жизни в ГПД
Выступление на педсовете "Здоровьесберегающие технологии"....
Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья позвоночника у детей дошкольного возраста.
Сохранение здоровья детей - первейшая задача любого педагога. Задача инструкторов по физической культуре - не только сохранять, но, при возможности, преумножать.В данной презентации я сконцентри...