Здоровье сберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры в МОУ СОШ №1 г.Фрязино.
статья по физкультуре на тему
Главенствующую роль в формировании здорового образа жизни играют образовательные учреждения. Наша школа с углубленным изучением физики и математики, имеет давние спортивные традиции. Среди выпускников много мастеров спорта, участник Олимпийских игр и работники в области физкультуры и спорта.
На уроках физкультуры в нашей школе применяются здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии:
1. Методика работы по привлечению учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
2. Методика работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физического развития.
3. Адаптированная методика по физической культуре: "Оздоровительное плавание для учащихся начальной и средней школы".
4. Методика сопряженного психофизического развития на уроках физкультуры.
5. Методика мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности учащихся, как важнейших показателей здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье сберегающие технологии применяемые в общеобразовательной школе | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье сберегающие технологии, применяемые в МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино.
Заусайлова Татьяна Викторовна
Учитель высшей категории,
Почетный работник
общего образования РФ
Аннотация. В статье рассматриваются здоровье сберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в МОУ СОШ №1 г. Фрязино.
Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии, здоровый образ жизни, сопряженное психофизическое развитие, мониторинг, функциональная и физическая подготовленность, физическое развитие, адаптированная методика, корригирующие упражнения.
В современном обществе охрана здоровья детей является приоритетным направлением, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом, защищать Родину, воспроизводить здоровое потомство.
Главенствующую роль в формировании здорового образа жизни играют общеобразовательные учреждения. Применение инновационных психолого-педагогических технологий, программ, методов, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его укреплению и сохранению, на формирование представления о здоровье как ценности и потребности ведения здорового образа жизни.
Не смотря на то, что наша школа фактически является физико-математической, у нас большое внимание уделяется физической культуре и спорту. На уроках применяются инновационные здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии.
1.Методика работы по привлечению учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Цель данной методики: привлечь как можно больше учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Интересное проведение уроков по различным видам спорта, индивидуальная работа с детьми и их родителями, экскурсии в ДЮСШ города, информация о спортивных секциях школы и города, наглядная агитация, поощрение спортсменов в конце года. Данная методика дает хорошие результаты. Более 65% учащихся нашей школы занимаются спортом. На протяжении многих лет наша школа занимает первые места в городской спартакиаде школьников, допризывной и призывной молодежи. Пять моих учеников стали мастерами спорта, двое – мастерами спорта международного класса, девять выпускников в дальнейшем выбрали профессии, связанные с физкультурой и спортом.
2.Методика работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физического развития.
Целью данной методики является постепенная адаптация ослабленных детей к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма.
Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств, закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма. Воспитание сознательного и активного отношения к ценности и здоровья и здоровому образу жизни. Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма учащихся. Все это приводит к улучшению показателей физического развития и функциональной подготовленности детей с отклонениями в состоянии здоровья.
3. Адаптированная методика по физической культуре: «Оздоровительное плавание для учащихся начальной и средней школы».
Цель: 1.Научить детей плавать спортивными способами длительное время со значительной экономией сил, что доступно для учащихся с ослабленным здоровьем.
2. Научить детей бережно относиться к своему здоровью(соблюдать правила гигиены, освоить элементарные способы закаливания, правила безопасности во время занятий плаванием и при купании в открытых водоемах, быть внимательными к своему самочувствию), развивать чувство самосохранения.
Во всех способах плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс) удлиняется фаза скольжения, увеличивается амплитуда движений и снижается скорость. Температура воды постепенно снижается, на каждом уроке применяется контрастный душ.
Дети, владеющие техникой «экономного плавания» легко проплывают значительные расстояния. При несчастье на воде это может спасти им жизнь. Достигается большой оздоровительный эффект за счет дозированной физической нагрузки, корригирующего влияния плавательных движений и мероприятий по закаливанию. Данная методика позволяет привить навыки безопасного поведения детей на открытых водоемах.
4. Методика сопряженного психофизического развития на уроках физкультуры.
От социальной компетентности учащихся во многом зависит его физическое и психическое здоровье. Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья школьников, а также приобретения ими необходимых социальных навыков может быть решена на уроках физической культуры с помощью психофизического сопряжения (взаимодействия и взаимовлияния).
Суть метода в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере.
Развитие межличностных отношений или коммуникативных качеств в начальной школе одна из интересных тем. В первом классе мы видим, что большинство детей – индивидуалисты. Постепенно дети, особенно в играх, учатся действовать совместно ради общего результата. Работая с детьми разных возрастов, мы стараемся не просто давать им упражнения, но и объяснять, для чего мы это делаем. Ставим перед собой и воспитательные задачи. Мы учим детей трудолюбию, коллективизму, воспитываем в них волевые и нравственные качества (взаимопонимание, взаимовыручка, сочувствие, сопереживание и т.д.). Урок, проведенный путем механического набора упражнений безлик и не интересен, особенно для малышей.
Применение метода сопряженного психофизического воздействия на развитие школьников способствует физическому развитию и физической подготовленности детей, а также развитию их интеллектуальных способностей и направленному формированию социальных навыков.
5.Методика мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.
Данная методика позволяет определить уровень физического развития и показателей здоровья учащихся на начальном этапе обучения и составить программу их дальнейшего роста с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, а так же оценить качество физической подготовленности учащихся. Рейтинг спортивных результатов дает дополнительный стимул к соперничеству и росту физических кондиций.
Наша школа в 2012-13уч. году приняла участие в комплексных мониторинговых исследованиях в рамках дистанционных курсов, которые проводились под руководством канд. педагогических наук, преподавателя педагогического университета «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова Б.Х. Ланды.
Цель его работы – внедрение широкомасштабного тестирования показателей здоровья учащейся молодежи и учет этих показателей при оценке качества образования. Комплексный мониторинг и контроль теоретических знаний с помощью разработанных им тестов, личностно ориентированных на здоровье детей в сочетании с оценкой практических умений должна была бы позволить осуществить на базе современных информационно – диагностических технологий переход к обязательному экзамену по предмету: «физическая культура». Помимо основной цели мы поставили своей целью оценить состояние здоровья школьников выпускных классов с различной образовательной нагрузкой и определить влияние на него инновационных образовательных программ по отдельным предметам.
Мы создали в школе творческую группу, провели тестирование, обработали данные, используя расчетные формулы Б.Х. Ланды.
Нами было проведено тестирование показателей здоровья школьников трех выпускных классов. Во всех классах я преподавала физкультуру 10 лет по одной программе. В 9-м классе из них, по результатам экзаменов по физике, математике и информатики, были сформированы три класса.
На данный момент это:
- 11В – класс с углубленным изучением физики и математики, с учебной нагрузкой 36 часов в неделю, 3 факультатива. По 4-5 предметам занятия с репетитором или подготовительные курсы в Московских вузах.
- 11Б – класс с углубленным изучением информатики и математики, с учебной нагрузкой 36 часов в неделю, 2 факультатива, по 2-3 предметам занятия с репетитором или подготовительные курсы.
- 11А – простой класс с учебной нагрузкой 34 часа в неделю, 1 факультатив. По 1-2 предметам репетитор или курсы.
Нашей целью было оценить состояние здоровья школьников выпускных классов с различной образовательной нагрузкой и определить влияние на него инновационных программ.
По результатам фактических измерений и в соответствии с методикой мы выполнили расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся. При этом мы использовали расчетные формулы профессора Б.Х. Ланды.
Группа ребят из 11Б класса составили компьютерную программу и выполнили практически все вычисления.
Проанализировав результаты эксперимента можно сделать следующие выводы: чрезмерное увлечение инновационными программами, сопряженное со значительным увеличением учебной нагрузки, обезличенный подход к обучению ведет к перегрузкам ЦНС, дефициту движений и, в итоге, к ухудшению всех показателей здоровья.
Участвуя в широкомасштабном мониторинге физического развития и физической подготовленности учащихся, мы пришли к следующему выводу. Несмотря на общественную и практическую значимость проекта, его трудно реализовать в ежедневной работе учителя из – за чрезмерной трудоемкости вычислений.
Однако введение мониторинга в школьную практику учителей физкультуры приняло всеобщий характер, так как уровень физического развития и физической подготовленности можно легко рассчитать по уже существующим таблицам, утвержденным Мин. Образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры
Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...
Образовательные технологии применяемые на уроках физической культуры.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенич...
педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры
в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...
Карточки применяемые на уроках физической культуры
Карточки для применения упражнений на уроках физической культуры...
Технологии применяемые на уроках физической культуры (группового обучения,здоровьесберегающие,информационно-комуникационные).
Технологии применяемые на уроках физической культуры(технология группового обучения,здоровьесберегающие,информационно-коммуникационные)....
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры...
Технологии, применяемые на уроках физической культуры.
1. Традиционное обучение. Применяются на классно-урочных занятиях, где основной формой организации учебно-педагогического процесса является урок, и весь класс занимается по одной программе, в результа...