«Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями, как необходимое условие успешной адаптации в обществе» (2017-2021 уч. год)
материал
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат »
Обобщение опыта по теме «Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями, как необходимое условие успешной адаптации в обществе» (2017-2021 уч. год)
Подготовила: Камышникова Н.В.,
воспитатель высшей категории
2020-2021 уч.год
Слайд 1(Название)
Цели: (Слайд 2)
1.Совершенствовать педагогическое мастерство по формированию навыков общения у детей с ограниченными возможностями.
2.Пополнить методическую копилку материалами, включающими различные формы и методы работы с учащимися по теме самообразования.
Этапы деятельности.
I. Составление списка литературы по самообразованию.
II. Изучение состояния избранной проблемы в практике работы школы.
III. Проектирование собственной деятельности по самообразованию.
IV. Результативность, рефлексия самооценки.
Свою работу я начала со знакомства со статьями по теме самообразования в журналах периодической печати, обзора в Интернете материалов по теме самообразования, изучения специальной литературы, с целью пополнения знаний по теме самообразования, применять их в работе:
Б.П. Пузанов «Основы дефектологии».
В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников».
А.Ю. Асанов «Основы генетики и наследственные нарушения развития детей».
И.П. Подласный «Курс лекций по коррекционной педагогике».
Л.С. Выготский «Дефектология».
А.Д. Гонеев «Основы коррекционной педагогики»
В.Ф. Мочихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате.
С.С. Ляпидевский «Клиника олигофрении».
Д.И. Исаев «Умственная отсталость».
И.Ю. Левченко «Патопсихология теория и практика».
В.В. Марилов «Общая психопатология»
Л.Д. Виноградова «Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка».
Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».
И.А. Зайцева «Коррекционная педагогика»
А.Ф. Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении».
Б.П. Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»
В.П. Кащенко «Коррекционная педагогика»
В.В. Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе».
Г.М. Дульнев «Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе»
В.А. Сластенин «Основы коррекционной педагогики» (Слайд 3 - пустой)
Изучила опыт по теме самообразования через Интернет, посещала внеклассные мероприятия коллег с целью обмена опытом, изучила материалы работы с моим классом психолога школы. Провела диагностику уч-ся по формированию навыков общения, вела диагностику уровня воспитанности в течение отчетного периода, отслеживала мониторинг. Вела работу по подбору, систематизации и оформлению накопленного материала по теме самообразования в электронном варианте.
В своей работе использовала различные формы занятий:
- беседы,
- познавательные занятия,
- коррекционно-развивающие занятия,
- сказкотерапия,
- анкетирование,
- тестирование.
Работа по формированию навыков общения у детей с ОВЗ имеет ряд особенностей:
- в младшей возрастной группе необходимо формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде, самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие...)
- в средней возрастной группе развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я — сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.
Развитие общей психологической компетентности у ребенка. Это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ: сочувствия к другим, умения оказывать поддержку другому, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что «морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально».
- в старшей возрастной группе актуальным становится построение временной перспективы будущего воспитанника как составной части общей стратегии поведения. Речь идет о формировании мотивов ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т.е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я».
Под развитой человеческой личностью обычно подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей.
Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, согласно мнению ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.
При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.
Однако воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку, как уже говорилось, их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников. Направленность личности умственно отсталых детей включает систему мотивов, потребностей и интересов. В этой связи следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Конкретно это выражается в преобладании элементарных органических потребностей (еда, сон и т. д.). Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы умственно отсталых детей.
С целью изучения особенностей направленности личности воспитанников, и дальнейшей коррекции учебных, а также социально значимых нравственных мотивов, на занятиях включала анкеты, небольшие литературные произведения (рассказ, сказки), с последующим обсуждением, ответами на вопросы.
1.Как бы в этом случае поступил ты? Что бы ты ответил? Почему?
2.Кто поступил правильно?
3.Оцени поступок.
4.В чем ошибка?
Формирование коммуникативной потребности у детей с ограниченными возможностями является особенно актуальной, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. Формирование коммуникативной компетенции детей с умственной отсталостью способствует полноценному речевому общению и их социальной адаптации. Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Общение, объединяя достижения ребёнка, становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.
Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной ценности и само идентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
• представляемое «Я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила следующие занятия:
- «Мы снова вместе»
- «О культуре поведения в школе»
- «Я и мои друзья»
- «Азбука общения»
- «Умеем ли мы правильно общаться»
- «Общение со взрослыми»
- «Правила поведения в обществе»
- «Что такое этикет?» и др.
Диагностические методики:
- Тест «Несуществующее животное» (цель: выявить некоторые особенности характера ребенка)
- «Конвейер» (цель: выявить поведение в конфликтной ситуации)
- «Какой я?» (цель: выявить адекватность самооценки)
В младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки, в среднем — наиболее адекватные, в старшем — преимущественно завышенные.
Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.
Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке педагогом деятельности, поступков, высказываний учащихся.
Мною были предложены детям анкеты «Кто я?» (см. прил.1), для изучения самооценки и уровня притязаний учащихся использовала:
а) метод Де-Греефе: ученику предъявляется три кружка с условием, что один кружок означает его самого, второй — его товарища, третий — учителя. После чего предлагается провести линии разной величины от каждого из этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному; (Слайд 4)
Результаты изучения самооценки учащихся 4 класса Метод Де-Греефе.
(присутствовало 9 человек)
Завышенный уровень самооценки | Средний уровень самооценки | Низкий уровень самооценки |
|
б) метод С. Я. Рубинштейн: ученику предлагается 4 вертикальных линии: одна означает счастье, вторая — успехи в учебе, третья — развитие ума, четвертая — поведение. Ученику объясняется, что высшая точка, отмечаемая на каждой из линий, обозначает высшую степень развития ума (самый умный), счастья (самый счастливый) и т. д. Чем ниже точка, тем менее счастлив, менее умен и т. д. Ученик должен сам оценить свои качества, отметив оценку точкой на соответствующей вертикальной линии. (Слайд 5)
Результаты изучения самооценки учащихся 5 класса Метод С. Я. Рубинштейн .
(присутствовало 8 человек)
Завышенный уровень самооценки | Средний уровень самооценки | Низкий уровень самооценки |
Одной из личностных структур является характер. Это сложное образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием.
При проведении познавательного занятия «Я и мои друзья» в 7 классе предложила детям анкету «Мой характер» (см. прил.2)
Системе отношений умственно отсталых школьников тоже присущ ряд особенностей:
а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;
б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении,
в) сравнительно элементарная мотивация отношений;
г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;
д) нарушение избирательности отношений.
При проведении коррекционно-развивающего занятия «Умеем ли мы правильно общаться» в 6 классе мною была предложена детям анкета « Общительность» (см. прил. 3)
По межличностным отношениям мною проводились в 6-7 кл. социометрическое исследование (см. прил. 4), во взаимоотношениях детей в классе больших изменений не наблюдалось. (Слайд 6)
Отверженные (15%)
Лидеры (31%)
Принятые (54%)
Изгой (0%) –
Все годы, анализируя уровень воспитанности, я следила за динамикой формирования навыков общения у учащихся. (Слайд 7)
В заключение хочу сказать, за отчетный период я принимала активное участие в работе педсовета (подготовила сообщение «Взаимодействие педагогов в учебно-воспитательном процессе») , методического объединения воспитателей, подготовила сообщения на МО воспитателей в рамках дефектологического всеобуча «Принципы коррекционно-развивающей работы»
Таким образом, работу по теме самообразования закончила. (Слайд 9)
Приложение 1
Анкета «Кто я?»
1. Пол
- Мужской
- Женский
2. Есть ли у вас увлечения?
1.Есть
2.Ничем не увлекаюсь
3.Много увлечений
3. Сколько времени вы тратите на свое увлечение?
- 1-2 часа в день
- 3-4 часа в день
3. ------------------------
4. Какое у вас здоровье?
- Отличное
- Хорошее
- Часто болею
4.
5. Какие черты характера свойственны вам?
- Нервный, раздражительный, капризный
- Упрямый, гордый, злой
- Отзывчивый, чуткий, добрый
4.Молчаливый, стыдливый, застенчивый
5.Решительный, отчаянный, самоуверенный
6.Верный, надежный, преданный
6. Вы курите?
1.Да
- Не курю
- Очень редко
4.
7. Вы курите, потому что...
- Предлагают друзья
- Чтобы самоутвердиться в компании
- Просто балуетесь
4.
8. Что для вас значит быть счастливым?
- Обладать определенным талантом
- Иметь много денег
- Иметь много друзей
- Жить в полной гармонии с окружающими людьми
5.
Приложение 2
Анкета «Мой характер»
1. Сколько у вас друзей?
- Один
- Два
- Много
- Нет друзей
5.
2. Свободное время вы...
- Предпочитаете проводить с друзьями
- Любите помечтать, поразмышлять
3.
3. Бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноким?
- Часто
- Очень часто
- Редко
- Никогда
4. Как часто вы улыбаетесь?
- Часто
- Очень часто
- Редко
- Никогда
5. Расстраиваетесь ли вы из-за неудач?
1-Да
- Редко
- Никогда
6. Легко ли вас разозлить?
1.Да
2. Нет
3.
7. Что вы за человек?
- Необщительный, замкнутый
- Импульсивный, инициативный
- Активный, деятельный
- Вспыльчивый, горячий
- Спокойный, медлительный
- Унылый, вялый
8. Сколько времени вам необходимо для выполнения важного задания?
- Один, два часа
- Чем больше, тем лучше
- Нисколько
4.
9. Вы любите большие, шумные компании?
1.Да
2. Нет
- Как вы предпочитаете работать?
- Быстро
- Медленно
Приложение 3
Анкета « Общительность»
Инструкция: Ответить на 20 вопросов. Если ваш ответ будет утвердительным (да), то напротив соответствующего номера поставьте знак «+», если ответ отрицательный «нет» , то поставьте знак «-« Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая.
- Много ли у вас друзей?
- Долго ли вас беспокоит обида, причененная вам кем-то из товарищей?
- Стремитесь ли вы к новым знакомствам?
- Вам нравится больше читать книги или общаться с друзьями?
- Дружите ли вы со старшеклассниками?
- Трудно ли вам в новых компаниях?
- Легко ли вы общаетесь с незнакомыми людьми?
- Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе, классе?
- Стремитесь ли вы познакомиться с новыми людьми?
- Раздражают ли вас окружающие люди, когда вам хочется побыть одному?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Стесняетесь ли вы знакомиться с новым человеком?
- Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
- Чувствуете ли вы себя неуверенно среди малознакомых людей?
- Полагаете ли вы, что вы являетесь лидером в любой компании?
- У вас небольшой круг знакомых людей?
- Чувствуете ли вы себя легко в незнакомой компании?
- Чувствуете ли вы себя достаточно уверенным при ответе у доски перед всем классом?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка результатов: подсчитайте к-во плюсов. Каждый утвердительный ответ оценивается в один балл.
Интерпретация результатов:
Если после подсчета получилось меньше 10 баллов, то уровень развития коммуникативных (общительных) способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому.
Если получилось 10-13 баллов , то это средний уровень общительности. Такие люди довольно легко знакомятся с людьми при необходимости не устают от общения, но при удбном случае больше проводят время за чтением книг или др. занятиями.
Если набрано 14 и более баллов, то это говорит о высоком уровне развития общительности. Для таких людей одна из радостей в жизни – общение. Они легко сходятся с людьми, часто общаются и имеют много друзей и не боятся выступать перед большой аудиторией.
Приложение 4
Социометрические исследования
Цель: Изучить детский коллектив и взаимоотношения в нем, выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить учащихся, которые пользуются уважением сверстников и тех, кого детская среда отвергает.
Методика №1
Ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос.
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой?
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу';
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы участвовать в совместной работе после уроков?
- Кому из ребят класса тебе хочется позвонить в выходной день?
- Кого из ребят класса тебе хотелось бы пригласить к себе домой?
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы встретиться на каникулах?
Методика №2
Назвать имя и фамилию только одного человека при ответе на каждый вопрос.
- У тебя есть только два билета на представление. Кому из ребят класса ты хотел бы его предложить?
- У тебя в сумке два бутерброда. С кем из ребят класса ты им поделишься?
- У тебя есть вопрос по домашнему заданию. Кому из ребят класса ты хотел бы его задать?
- У тебя есть тайна. Кому из ребят класса ты мог бы ее доверить?
Ты получил хорошую отметку. Как ты думаешь, кто из ребят класса будет радоваться твоей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...
Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.
В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...
Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...
Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...