«Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями, как необходимое условие успешной адаптации в обществе» (2017-2021 уч. год)
материал

Камышникова Наталья Владимировна

Обобщение опыта по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch_opyta_2021_g.docx66.24 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                                                                     «Благовещенская  общеобразовательная                                                         школа-интернат »

Обобщение опыта по теме                                                                                                                                     «Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями, как необходимое условие успешной адаптации в обществе»  (2017-2021 уч. год)

                                                                                     

 Подготовила: Камышникова Н.В.,

воспитатель высшей категории

2020-2021 уч.год

Слайд 1(Название)

Цели: (Слайд 2)

1.Совершенствовать педагогическое мастерство по формированию навыков общения у детей с ограниченными возможностями.

2.Пополнить методическую копилку материалами, включающими различные формы и методы работы с учащимися по теме самообразования.

Этапы  деятельности.

I. Составление списка литературы по самообразованию.

II. Изучение состояния избранной проблемы в практике работы школы.

III. Проектирование собственной деятельности по самообразованию.

IV. Результативность, рефлексия самооценки.

Свою работу я начала со знакомства со статьями по теме самообразования в  журналах периодической печати, обзора в Интернете материалов по теме самообразования, изучения специальной литературы, с целью пополнения знаний по теме самообразования, применять их в работе:

Б.П. Пузанов «Основы дефектологии».

В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых   школьников».

А.Ю. Асанов «Основы генетики и  наследственные нарушения развития  детей».

 И.П. Подласный «Курс лекций по коррекционной педагогике».

Л.С. Выготский «Дефектология».

А.Д. Гонеев «Основы коррекционной педагогики»

В.Ф. Мочихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате.

 С.С. Ляпидевский «Клиника олигофрении».

 Д.И. Исаев «Умственная отсталость».

  И.Ю. Левченко «Патопсихология теория и практика».

 В.В. Марилов «Общая психопатология»

 Л.Д. Виноградова «Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка».

Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной  (коррекционной) школе-интернате, детском доме».

С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».

И.А. Зайцева «Коррекционная педагогика»

А.Ф. Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении».

Б.П. Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»

В.П. Кащенко «Коррекционная педагогика»

В.В. Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе».

 Г.М. Дульнев «Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе»

 В.А. Сластенин «Основы коррекционной педагогики» (Слайд 3 - пустой)

Изучила опыт по теме самообразования через Интернет, посещала внеклассные мероприятия коллег с целью обмена опытом, изучила материалы работы с моим классом психолога школы. Провела диагностику уч-ся по формированию навыков общения, вела диагностику уровня воспитанности в течение отчетного периода, отслеживала мониторинг. Вела работу по подбору, систематизации и оформлению накопленного материала по теме самообразования в  электронном  варианте.

В своей работе использовала различные формы занятий:

  • беседы,
  • познавательные занятия,
  •  коррекционно-развивающие занятия,
  • сказкотерапия,
  • анкетирование,
  • тестирование.

Работа по формированию навыков общения у детей с ОВЗ имеет ряд особенностей:

- в младшей возрастной группе необходимо формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде, самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие...)

- в средней возрастной группе развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я — сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.

Развитие общей психологической компетентности у ребенка. Это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ: сочувствия к другим, умения оказывать поддержку другому, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что «морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально».

- в старшей возрастной группе актуальным становится построение временной перспективы будущего воспитанника как составной части общей стратегии поведения. Речь идет о формировании мотивов ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т.е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я».

Под развитой человеческой личностью обычно подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей.

Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, согласно мнению ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.

При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.

Однако воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку, как уже говорилось, их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников. Направленность личности умственно отсталых детей включает систему мотивов, потребностей и интересов. В этой связи следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Конкретно это выражается в преобладании элементарных органических потребностей (еда, сон и т. д.). Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы умственно отсталых детей.

С целью изучения особенностей направленности личности воспитанников, и дальнейшей коррекции  учебных, а также социально значимых нравственных мотивов, на занятиях включала анкеты,  небольшие литературные произведения (рассказ, сказки), с последующим обсуждением, ответами на вопросы.

1.Как бы в этом случае поступил ты? Что бы ты ответил? Почему?

2.Кто поступил правильно?

3.Оцени поступок.

4.В чем ошибка?

Формирование коммуникативной потребности у детей с ограниченными возможностями является особенно актуальной, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. Формирование коммуникативной компетенции детей с умственной отсталостью способствует полноценному речевому общению и их социальной адаптации. Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Общение, объединяя достижения ребёнка, становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной ценности и само идентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:

 • наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);

 • желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);

 • представляемое «Я» (каким меня видят другие).

Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила следующие занятия:

  • «Мы снова вместе»
  • «О культуре  поведения в школе»
  • «Я и мои друзья»
  • «Азбука общения»
  • «Умеем ли мы правильно общаться»
  • «Общение со взрослыми»
  • «Правила поведения в обществе»
  • «Что такое этикет?» и др.

Диагностические методики:

  • Тест «Несуществующее животное» (цель: выявить некоторые особенности характера ребенка)
  • «Конвейер» (цель: выявить поведение в конфликтной ситуации)
  • «Какой я?» (цель: выявить адекватность самооценки)

В младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки, в среднем — наиболее адекватные, в старшем — преимущественно завышенные.

Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.

Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке педагогом деятельности, поступков, высказываний учащихся.

Мною были предложены детям анкеты «Кто я?» (см. прил.1), для изучения самооценки и уровня притязаний учащихся использовала:

а)        метод Де-Греефе: ученику предъявляется три кружка с условием, что один кружок означает его самого, второй — его товарища, третий — учителя. После чего предлагается провести линии разной величины от каждого из этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному; (Слайд 4)

Результаты изучения самооценки учащихся 4 класса                                                                              Метод Де-Греефе.

(присутствовало 9 человек)

Завышенный уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Низкий уровень самооценки

           

б)        метод С. Я. Рубинштейн: ученику предлагается 4 вертикальных линии: одна означает счастье, вторая — успехи в учебе, третья — развитие ума, четвертая — поведение. Ученику объясняется, что высшая точка, отмечаемая на  каждой из линий, обозначает высшую степень развития ума (самый умный), счастья (самый счастливый) и т. д. Чем ниже точка, тем менее счастлив, менее умен и т. д. Ученик должен сам оценить свои качества, отметив оценку точкой  на  соответствующей вертикальной линии. (Слайд 5)

Результаты изучения самооценки учащихся 5 класса                                                                             Метод С. Я. Рубинштейн .

(присутствовало 8 человек)

Завышенный уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Низкий уровень самооценки

Одной из личностных структур является характер. Это сложное образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием.

При проведении познавательного занятия «Я и мои друзья» в 7 классе предложила детям анкету «Мой характер»  (см. прил.2)  

Системе отношений умственно отсталых школьников тоже присущ ряд особенностей:

а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;

б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении,

в) сравнительно элементарная мотивация отношений;

г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;

д) нарушение избирательности отношений.

При проведении коррекционно-развивающего занятия «Умеем ли мы правильно общаться» в 6 классе мною была предложена детям анкета « Общительность» (см. прил. 3)

По межличностным отношениям мною проводились в 6-7 кл. социометрическое исследование                            (см. прил. 4), во  взаимоотношениях детей в классе больших изменений не наблюдалось. (Слайд 6)

Отверженные (15%)

Лидеры (31%)

Принятые (54%)

Изгой (0%) –

 

Все годы,  анализируя уровень воспитанности, я следила за динамикой формирования навыков общения у учащихся. (Слайд 7)


В заключение хочу сказать, за отчетный период я принимала активное участие в работе педсовета (подготовила сообщение «Взаимодействие педагогов в учебно-воспитательном процессе») , методического объединения воспитателей, подготовила сообщения на МО воспитателей в рамках дефектологического всеобуча «Принципы коррекционно-развивающей работы»

Таким образом, работу по теме самообразования закончила. (Слайд 9)

Приложение 1

Анкета «Кто я?»

1.        Пол

  1. Мужской
  2. Женский

2.        Есть ли у вас увлечения?

     1.Есть

     2.Ничем не увлекаюсь

     3.Много увлечений

3.        Сколько времени вы тратите на свое увлечение?

  1. 1-2 часа в день
  2. 3-4 часа в день

      3. ------------------------

4.        Какое у вас здоровье?

  1. Отличное
  2. Хорошее
  3. Часто болею

4.        

5.        Какие черты характера свойственны вам?

  1. Нервный, раздражительный, капризный
  2. Упрямый, гордый, злой
  3. Отзывчивый, чуткий, добрый

4.Молчаливый, стыдливый, застенчивый

     5.Решительный, отчаянный, самоуверенный

     6.Верный, надежный, преданный

6.        Вы курите?
1.Да

  1. Не курю
  2. Очень редко

4.        

7.        Вы курите, потому что...

  1. Предлагают друзья
  2. Чтобы самоутвердиться в компании
  3. Просто балуетесь

4.        

8.        Что для вас значит быть счастливым?

  1. Обладать определенным талантом
  2. Иметь много денег
  3. Иметь много друзей
  4. Жить в полной гармонии с окружающими людьми

5.        

Приложение 2

Анкета «Мой характер»

1. Сколько у вас друзей?

  1. Один
  2. Два
  3. Много
  4. Нет друзей

5.         

2. Свободное время вы...

  1. Предпочитаете проводить с друзьями
  2. Любите   помечтать,   поразмышлять

3.         

3.        Бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноким?

  1. Часто
  2. Очень часто
  3. Редко
  4. Никогда

4.        Как часто вы улыбаетесь?

  1. Часто
  2. Очень часто
  3. Редко
  4. Никогда

5.        Расстраиваетесь ли вы из-за неудач?

1-Да

  1. Редко
  2. Никогда

6.        Легко ли вас разозлить?
1.Да

2. Нет

3.        

7.        Что вы за человек?

  1. Необщительный, замкнутый
  2. Импульсивный, инициативный
  3. Активный, деятельный
  4. Вспыльчивый, горячий
  5. Спокойный, медлительный
  6. Унылый, вялый

8.        Сколько времени вам необходимо для выполнения важного задания?

  1. Один, два часа
  2. Чем больше, тем лучше
  3. Нисколько

4.        

9.        Вы любите большие, шумные компании?

1.Да

2. Нет

 

  1. Как вы предпочитаете работать?
  1. Быстро
  2. Медленно

Приложение 3

Анкета « Общительность»

Инструкция: Ответить на 20 вопросов. Если  ваш ответ будет утвердительным (да), то напротив соответствующего номера поставьте знак «+», если ответ отрицательный «нет» , то поставьте знак «-« Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая.

  1. Много ли у вас друзей?
  2. Долго ли вас беспокоит обида, причененная вам кем-то из товарищей?
  3. Стремитесь ли вы к новым знакомствам?
  4. Вам нравится больше читать книги или общаться с друзьями?
  5. Дружите ли вы со старшеклассниками?
  6. Трудно ли вам в новых компаниях?
  7. Легко ли вы общаетесь с незнакомыми людьми?
  8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе, классе?
  9. Стремитесь ли вы познакомиться с новыми людьми?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди, когда вам хочется побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Стесняетесь ли вы знакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Чувствуете ли вы себя неуверенно среди малознакомых людей?
  15. Полагаете ли вы, что вы являетесь лидером в любой компании?
  16. У вас небольшой круг знакомых людей?
  17. Чувствуете ли вы себя легко в незнакомой компании?
  18. Чувствуете ли вы себя достаточно уверенным при ответе у доски перед всем классом?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Обработка результатов: подсчитайте к-во плюсов. Каждый утвердительный ответ оценивается в один балл.

Интерпретация результатов:

Если после подсчета получилось меньше 10 баллов, то уровень развития коммуникативных (общительных) способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому.

Если получилось 10-13 баллов , то это средний уровень общительности. Такие люди довольно легко знакомятся с людьми при необходимости не устают от  общения, но при удбном случае больше проводят время за чтением книг или др. занятиями.

Если набрано 14 и более баллов, то это говорит о высоком уровне развития общительности. Для таких людей одна из радостей в жизни – общение. Они легко сходятся с людьми, часто общаются и имеют много друзей и не боятся выступать перед большой аудиторией.

Приложение 4

Социометрические исследования

Цель: Изучить детский коллектив и взаимоотношения в нем, выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить учащихся, которые пользуются уважением сверстников и тех, кого детская среда отвергает.

Методика №1

Ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос.

  1. С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой?
  2. С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу';
  3. С кем из ребят класса тебе хотелось бы участвовать в совместной работе после уроков?
  4. Кому из ребят класса тебе хочется позвонить в выходной день?
  5. Кого из ребят класса тебе хотелось бы пригласить к себе домой?
  6. С кем из ребят класса тебе хотелось бы встретиться на каникулах?

Методика №2

Назвать имя и фамилию только одного человека при ответе на каждый вопрос.

  1. У тебя есть только два билета на представление. Кому из ребят класса ты хотел бы его предложить?
  2. У тебя в сумке два бутерброда. С кем из ребят класса ты им поделишься?
  3. У тебя есть вопрос по домашнему заданию. Кому из ребят класса ты хотел бы его задать?
  4. У тебя есть тайна. Кому из ребят класса ты мог бы ее доверить?

Ты получил хорошую отметку. Как ты думаешь, кто из ребят класса будет радоваться твоей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр

Работа представляет собой разработку по формированию  фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...