Понятие активных форм
статья
В данной статье дается понятие активных форм обучения иностранному языку и раскрываются их особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_aktivnyh_form.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ИХ ОСОБЕННОСТИ.
Цель современного образования направлена на свободное развитие личности ребенка. Начальная школа - значительный этап в жизни ребенка, который связан с формированием нового вида ведущей деятельности. Главная цель изучения иностранного языка в младших классах - подготовка основы для формирования умений общаться на иностранном языке. Уроки этого периода специфичны. Их специфика вытекает из возрастных особенностей учащихся. При организации урока зачастую возникают проблемы. Одна из самых важных -недостаточное количество времени. Программа объемная и ведущую роль на уроке занимает монолог учителя. Вследствие этого снижается мотивация учеников к изучению иностранных языков.
Актуальность данного исследования обусловлена введением федерального государственного образовательного стандарта, который предусматривает субъект - субъектные отношения между учителем и учащимися. Цель деятельности учителя - это направить учащегося на саморазвитие и самоопределение посредством универсальных учебных действий, результатом которых являются возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Они направлены на воспитание творческой активности и инициативы учащихся. То есть, для реализации федерального государственного образовательного стандарта в современных условиях и в связи с требованием времени необходимо использование инновационных методов и технологий, к которым можно отнести и активные методы обучения. Цель нашего исследования заключается в выявлении значения и особенностей активных форм проведения урока, а также их влияния на результаты обучения английскому языку учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку школьников начального этапа.
Предмет исследования: активные формы работы в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.
В настоящее время много говорится о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не только давать знания, а должен, прежде всего, научить учащихся самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков.
Отсутствие у школьника естественной потребности пользоваться языком как средством общения создает большие трудности как для учителя, так и для учащихся. Потребность возникает при условии определенной организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызвать стойкую мотивацию, обеспечивающую не только активность на уроке, но и сохраняющую свою силу и во внеурочное время [3,С.10].
Урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует тщательной подготовки. Часто возникают проблемы на уроках иностранного языка, это связано с недостаточным количеством времени и объемной программой. К каждому ученику необходим индивидуальный подход, но из-за нехватки времени учитель не может уделять достаточного внимания каждому. Зачастую ученики являются только пассивными слушателями и наблюдателями. Для повышения активности учащихся необходимо вовлекать в учебную деятельность каждого школьника, что достигается использованием разных приемов работы. Действительно, практически все ученики хотят изучать иностранный язык, но это не значит, что они хотят упорно трудиться. Активизации учебной деятельности в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы, с помощью которых в учебный процесс вовлекается весь класс, и сами учащиеся могут управлять процессом, а учитель является помощником [5].
Активизация учебной деятельности подразумевает активное участие всех обучающихся в учебной деятельности. Важно, чтобы вся учебная деятельность протекала в обстановке непосредственного общения, и учитель вступал в диалог с учащимися. Групповое взаимодействие учащихся, направленное на решение стоящей учебной задачи, в которое каждый ученик вносит свой вклад, стимулирует его активность, способствует созданию атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи. Поддержанию интереса на уроке к иностранному языку способствует применение целого ряда активных форм обучения иностранному языку. Активизация деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика[8,С.144].
Понятие "активные формы обучения" трактуются разными учеными по-разному.
По мнению М. В. Кобзевой, под активными формами обучения иностранному языку понимаются комплексные социально-дидактические технологии, реализующие, прежде всего, такие виды социально-педагогического тренинга, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельностью учащихся в процессе освоения учебного материала [6].
В связи с этим уместно использовать термин - "активизация", что означает приведение личности или группы учащихся в состояние активности в обучении. Различные приемы активизации - использование ролевых игр и др. - широко применяются на занятиях для повышения мотивации обучения и эффективности учебного процесса.
Ученые - педагоги Э.Г Азимов. и А.Н. Щукин считают, что активность - один из дидактических принципов, предусматривающих активное усвоение знаний, формирование речевых навыков и умений, а также активное участие обучаемых в занятиях [1,С.15].
Активность - один из дидактических принципов, предусматривающий активное усвоение знаний и активное участие обучаемых в учебном процессе [7,С.6].
Таким образом, мы склоняемся к тому, что активные формы - это социально-дидактические технологии, которые обеспечивают активность и мотивацию обучения, также предусматривают активное участие в учебном процессе всех учащихся.
Активные методы обучения в зависимости от количества учащихся, можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, индивидуальные - из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий. Они характеризуются, во-первых, ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, во-вторых, реализацией принципа активности обучающихся, в-третьих, использованием своеобразного обучения на моделях [8,С.146], [5].
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения, которая характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации, она связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Активность интерпретации, предполагающая устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [2].
Особенности активных методов обучения состоят в том, что они имеют практическую направленность, творческий характер обучения, деятельностный подход к обучению. Более того, для активных форм характерно игровое действо, диалог, полилог, интерактивность и рефлексия.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что активные формы - это формы взаимодействия учащихся и учителя, при которых и учитель, и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Использование активных форм предусматривает вовлечение в процесс обучения всех учащихся. Активные формы обучения способствуют творческому развитию личности учащегося и помогают решить проблемы, связанные с нехваткой времени и низкой мотивацией учащихся к учению [9,С.73], [5].
Литература
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов /Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб: "Златоуст", 1999. - 472с.
- Активные формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://k67. mskcollege. ru
- Жизневская, О.А. Приемы активации работы учащихся на уроках английского языка / О. А. Жизневская //. - English. - 2018. - № 5. - С. 10-12. - Прил. к газ. "Первое сентября".
- Использование активных форм обучения для формирования языковой компетенции учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsyganova.74325s017.edusite.ru
- Использование различных форм организации урока английского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru/shkola
- Кобзева М. В. Использование различных форм организации урока английского языка. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ /
- Миньяр-Белоручив Р. К. Методический словник /Р. К. Миньяр-Белоручив. - М. "Стелла". - 1996. - 144с.
- Тешева М. М. Применение активных методов при обучении английскому языку / М. М. Тешева // Вестник Адыгейского Государственного университета. - 2005. - №1.- с. 144-147
- Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина. - М.: Издательство Юрайт высшее образование.- 2009. - 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики "Понятие как форма мышления"
Урок информатики для 6 класса...
Презентация к уроку "Понятие как форма мышления".
Данная презентация разработана, как наглядный демонстрационный материал к уроку "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Босовой, 6 класс....
Презентация по информатике на тему "Понятие как форма мышления"
Понятие как форма мышления...
«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»
В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...
Технологическая карта урока Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».
Технологическая карта урока по информатике в 6 классеТема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».Тип урока: урок "открытие" нового знания.Образовательная...
О сущности понятия «активность»
Постигая бытие на новом уровне своих знаний о нем накопленных в сфере кибернетики, космологии, генетики и информатики и т.д., а также в результате роста самосознания, саморазвития человек «объек...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...