Современный урок (памятка для учителя)
консультация

Смирнова Анна Владимировна

Современный урок (памятка для учителя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок (памятка для учителя)

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1.  Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2.  Целевой - постановка целей обучения перед учащимися (на мотивационном уровне) - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

3.  Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

4.  Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.

5. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т. п.

6.  Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

7. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ (алгоритм):

1.  Учет особенностей учащихся класса:

уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе к традиционным; общая дисциплина учащихся.

2. Учет индивидуальных особенностей: 

тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

1.  Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе; выделить общую задачу урока.

2.  Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3.  Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4.  Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5.  Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задач, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6.  Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке что он должен знать и уметь после урока.

7.  Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив его как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не возмущаться незнанием или непониманием учениками учебного материала. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования учителя к выполнению задания.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства учеников.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

Основные этапы современного урока

- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;

- проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);

- проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;

- постановка цели и задач урока перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации – это центральное звено урока;

- первичная проверка понимания нового материала;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;

- подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Форма не должна превалировать над содержанием (урок должен обучать).

Формы и методы должны опираться на цели урока и на особенности детей.

Любой метод прогрессивный, если он дает оптимальные результаты.

Структура традиционного урока

Структура урока изучения нового материала:

1 – первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6 – контроль результатов первичного запоминания;

7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8 – внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

10 – итог урока, задание на дом.

Структура урока формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их освоение,

6 – упражнения на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока, задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 - итог урока; задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока; домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки;

5 – итог урока, домашнее задание.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации учащихся

доклад по теме "Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации к обучению в средней школе"....

Статья "Современный урок - совместное творчество учителя и ученика"

Как сделать так, чтобы каждый урок , какой бы сложной задачей это нам не казалось,  являлся  ступенью на пути к новым вершинам  знаний  и развития  современного ученика, т.к. ...

Методический семинар:"Современный урок литературы глазами учителя".

Самое главное на уроке литературы - живое общение учителя и ученика. Современные технологии должны быть только помощниками учителя, но не заменять его....

"Современный урок истории (размышления учителя-практика)"

Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических сове...

Современный урок - статья от Учителя года 2015

laquo;Учительская газета», №07 от 14 февраля 2017 годаСовременный урок: мифы и реальностьВсегда ли модное и популярное оказывается эффективным?197 Продолжая поднятую в одном из предыдущих ...