Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
статья
Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными в условиях дополнительного образования. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также особенности их психологической готовности к данному виду работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektno_-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 39.5 КБ |
protokol_rmo_sentyabr_2018.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно –исследовательской деятельности
обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
(Доклад на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе,
заведующая РМО Москаль Ирина Владимировна)
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.
Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными в условиях дополнительного образования. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также особенности их психологической готовности к данному виду работы. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния).
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
1) происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
3) вводятся элементы исследовательской деятельности;
4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.
Исследовательская работа обучающегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.
Общая схема исследования
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.
Сбор материала, обобщение полученных данных.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.
Оценка успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Предварительный просмотр:
Протокол №1 заседания методического объединения педагогов дополнительного образования п. Пурпе от 14.09. 2018 года
Количество педагогов дополнительного образования – 18 человек:
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе - 10 человек;
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Ярослава Василенко» п. Пурпе – 4 человека;
МБОУ «СОШ №2» п. Пурпе-1 – 1 человек;
МБОУ «СОШ №3» п. Пурпе – 3 человека
Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе
Начало: 10.00.
Тема заседания: «Организация проектной и исследовательской деятельности в системе дополнительного образования как условие формирование метапредметных качеств личности учащихся».
10.30- 11.20
Теоретическая часть.
В ходе рассмотрения теоретических вопросов по общей теме были выслушаны выступления:
- «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей», заместитель директора по УВР МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, заведущий РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Москаль Ирина Владимировна.
- «Социальное проектирование как фактор активного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе дополнительного образования», заместитель директора по УВР МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, заведущий РМО педагогов организаторов п. Пурпе Паршикова Елена Александровна.
11.20- 11.30
Практическая часть.
В практической части педагоги обобщили свой опыт работы по развитию навыков проектной деятельности учащихся. Были заслушаны выступления педагогов ДО:
Выступления педагогов:
- «Проектная деятельность учащихся как форма реализации воспитательного потенциала новых информационных технологий», Леонтьева Татьяна Сергеевна, педагог ДО МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
- «Метод проектов на занятиях по изобразительному творчеству», Кириленко Лариса Владимировна, педагог ДО МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Также в ходе заседания РМО был заслушан доклад «Психологические аспекты воспитательных технологий» педагога-психолога МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе Паршикова Елена Александровна, в котором были представлены особенности воспитательных технологий и в частности значимость развитых навыков проектной деятельности учащихся для развития личностных качеств учащихся таких как: социальная активность, лидерские и коммуникативные качества личности.
Решение:
- Принять в работу методические рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для детей в ходе подготовки учащегося в разработке и защите научно-исследовательского проекта.
- Совершенствовать уровень научно-исследовательских проектов и социальных учащихся путем участия учащихся в публичных защитах проектов различного уровня.
- Формировать мотивацию учащихся к проектной деятельности через участие детейв онлайн конкурсах, всероссийских онлайн проектах («Алые паруса», «Северное сияние», «Продленка» и др.)
Заведующая РМО педагогов ДО п. Пурпе И.В. Москаль
Секретарь Т.С. Леонтьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
В данном разделе представлены материалы, которые могут помочь педагогу и ученику организовать проектно-исследовательскую деятельность....
Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике
Презентация содержит материал организации проектной деятельности....
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...
Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...