Профориентация. Специфика выбора профессии школьников
учебно-методический материал (9 класс)

Выбор профессии очень важный этап в жизни учащегося. Не правильно сделанный выбор может привести к плохим последствиям: отсутствию мотивации и интереса к трудовой деятельности, разочарование, отсутствие самореализации и саморазвития. Поэтому очень важно на этапах профориентации знакомить учащегося не только с перечнем профессий, но и с их основными внутренними характеристиками, «применять» образы будущих профессий в играх и творческих занятиях.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Профориентация. Специфика выбора профессии школьников»

 

       

Часто бывает, что человек выбирает не ту профессию. Поначалу ему кажется, что именно эта работа принесет ему удовольствие, интерес и желание работать. Но со временем это становится не так. Результатом ошибки при не верном выборе профессии, становится отсутствие желания рабочей деятельности, мотивации на развитие и роста себя в профессии, отсутствие самореализации и, как итог, возможно, смена деятельности, поиск себя в мире профессий, упущенное время, безработица.

Поэтому очень важно помочь ребенку сделать верный выбор, начиная знакомить его с миром профессий на раннем этапе его развития и взросления. Одной из причин ошибки в выборе профессии может быть недостаток информации о ней, или искаженная, не верная информация. Важно понимать взаимосвязь человеческих способностей и возможностей с будущей специальностью. К примеру: если ребенок хочет быть реставратором или архитектором, то ему необходимо владеть навыками рисования. И, если у него нет предрасположенности к изобразительному искусству, но нравится эта профессия (слышал от кого-то, видел по телевизору, нравится название профессии и т.п.), то важно дать понять ребенку взаимосвязь профессии с предметами этого труда, объяснить подробно технологии и специфику этого направление и направить ребенка правильным путем, порекомендовав способы для достижения его цели (дополнительные кружки творчества, студии рисования и т.п.) Часто представление человека о своих способностях бывает заниженное или, напротив, завышенное.

В младшей школе ученики хотят стать специалистами наиболее распространенных и «видимых» для них профессий: учитель, шофер, продавец, летчик, пограничник и т.п.

В средней школе их интересы и предпочтения меняются. Круг выбора профессий становится уже. Конечно, взрослые играют не последнюю роль в этом выборе и не редко формируют предубеждение у детей против той или иной профессии.

Говоря про ошибки в выборе профессии, стоит остановиться на них более подробно:

1. Выбор профессии по принципу «престижности». Престиж профессии во многом зависит от времени. Некоторое время назад профессия могла быть не актуальной, не востребованной и не престижной. Но поменялись информационные технологии, инфраструктура города, потребность в новых кадрах и новые направления в бизнесе. И, как результат, профессия становится востребованной, актуальной и престижной. Такой пример применим к любому направлению деятельности.

2. Часто будущие молодые специалисты (а пока школьники и выпускники) подходят к выбору профессии «за компанию». Это не верно. Нет двух одинаковых людей. Только редкий случай выбора одной профессии среди друзей , к примеру, с детства или со школы может стать удачным для обоих. У каждого своя профессиональная дорога.

3.  Часто школьники с особым отношением относятся к какому-либо предмету, а точнее к преподавателю, ведущему этот предмет. Отождествление преподавателя с предметом не всегда верный выбор профессии, связанной с этим предметом. Со временем, то, что качалось интересным и привлекательным, станет чуждым и неудобным. Это стоит учитывать и склоняться в выборе профессии к способностям и интересам самого ученика.

4. В школьном возрасте интерес к профессии может «вспыхнуть» даже на основании просмотренного фильма или прочитанной книги. Проводя профориентацию со школьниками, важно понимать источник их приоритетов в выборе той или иной профессии.

Психологическое сопровождение выбора профессии школьником должно выявлять его интерес к себе, своим возможностям, процессу самопознания.

Проблемы, с которыми школьник может обратиться за профконсультацией:

  • Многообразие его интересов и способностей;
  • Расхождение у школьников между интересами и способностями;
  • Расхождение мнения по выбору будущей профессии между школьником и родителями.
  • Подтверждение правильности выбора профессии;
  • Не обнаружение школьником своих выраженных интересов и способностей для профессионального самоопределения;

Характеристика причин ошибочного выбора профессии:

1. Выбор профессии, как пожизненная сфера деятельности.  В связи с меняющимся ритмом жизни и развитием прогресса, иногда человек меняет специфику работу, и даже несколько раз в течение своей трудовой деятельности.

2. Необоснованный взгляд на некоторые профессии (не престижные, не популярные и т.п.)

3. Выбор под влиянием родственников, друзей и т.д. (прямое или косвенное).

4. Перенос отношения к знакомому человеку какой-либо профессии на саму профессию.

5. «Зацепка» за внешнюю сторону или часть какой-либо профессии.

6. Недооценка или не знание своих физических возможностей и способностей;

7. Слабое представление о профессии и не знание содержания трудовых действий.

Психологическое сопровождение школьников в выборе профессии помогает ему (школьнику) увидеть и осознать свои возможные проблемы, с стимулирует развитие самосознания, выявляет сильные и слабые стороны личности школьника, планировать сценарий будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»

    данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...

Интегрированный урок английского языка и занятие по профориентации. Тема: «Выбор профессии» « Choosing a career»

Интегрированный урок английского языка и занятие по профориентации.Тема: «Выбор профессии» « Choosing a career»...

Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"

Представлены материалы для выпускников и родителей...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...

Самоанализ открытого занятия "Профориентация учащихся. Выбор профессии."

Самоанализ открытого занятия.  Занятие проведно с детьми с нарушением интеллекта. Целью занятия было стимулировать интерс учащихся к различным видам тредовой деятельности ....

Программа воспитательной работы по организации профессиональной ориентации и выбору профессии школьников

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...