Статья “Разработка индивидуального исследовательского маршрута гимназиста в рамках занятий кружков естественнонаучного направления”
методическая разработка (9, 10 класс)
Данная статья предназначена для педагогов, реализующих дополнительную общеобразовательную программу естественнонаучной направленности через кружковую или внеурочную деятельность, в рамках элективного курса или факультатива, а также для тех педагогов, которые стремятся находить индивидуальный подход к каждому ученику-исследователю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трошкова Светлана Евгеньевна,
Учитель физики ГБОУ гимназии №73
“Ломоносовская гимназия”
Выборгского района Санкт-Петербурга
Контактный телефон: 89818372226
e-mail: svanina90@gmail.com
Доклад “ Разработка индивидуального исследовательского маршрута гимназиста в рамках занятий кружков естественнонаучного направления”
Аннотация.
Данная статья предназначена для педагогов, реализующих дополнительную общеобразовательную программу естественнонаучной направленности через кружковую или внеурочную деятельность, в рамках элективного курса или факультатива, а также для тех педагогов, которые стремятся находить индивидуальный подход к каждому ученику-исследователю.
Текст статьи
Границ научному познанию и
предсказанию предвидеть невозможно.
Цель доклада: продемонстрировать формы организации индивидуального исследовательского маршрута учащегося в рамках занятий кружков естественнонаучного направления.
Исследовательская деятельность учащихся согласно идеологии ФГОС определяется как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью. В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов.
Проблема построения индивидуального образовательного маршрута в последнее время активно разрабатывается отечественными учеными (В.П. Беспалько, С.А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, А.В. Золотарева и др.), однако, вопросы развития исследовательской компетентности обучающихся, инструментальности оказания индивидуальной помощи обучающемуся остаются актуальными.
Что же подразумевается под индивидуальным исследовательским маршрутом (ИИМ)?
ИИМ – СОВОКУПНОСТЬ ИЗБРАННЫХ ПРОСТРАНСТВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ЦЕЛЯМИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Формирование ИИМ строится на основе средового подхода. Схема может быть вариативна, последовательность учащихся зависит от стартового пространства каждого учащегося.
- На старте индивидуального исследовательского маршрута формируется мотивация к проектной или исследовательской деятельности (пространство “Размышляйка”)
- Организация деятельности через взаимодействие с педагогом-наставником происходит в пространстве кружков, клубов и т.п.
- Для ознакомления с современными информационными технологиями, обучения необходимым приемам технологии ученик-исследователь переходит в Медиапространство.
- Работа по выбранной теме или проблеме происходит в пространстве УНИО на конкретной секции
- Консультация по возникающим вопросам осуществляется в пространстве общения и встреч.
- Анализ личностных достижений происходит в пространстве “Итоговые исследования или проектные продукты”.
В Приложении представлена Схема индивидуального исследования маршрута учащегося и педагогического сопровождения процесса.
Литература
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
- Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопрово-ждения развития ребенка [Текст] : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева
- Основы исследовательской деятельности: элективный курс/Сост. Т.К. Александрова, В.Е. Андреев и др. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 272 с.
Приложение 2
Схема индивидуального исследования маршрута учащегося и педагогического сопровождения процесса
Маршрут ученика
_______ Педагогическое сопровождение
1. 2. 3. 4.
5.
6. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...
Статья «Ученическое исследование – путь к успеху. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов по биологии»
Статья рассказывает об актуальном, современном направлении учебной деятельности - ученическом исследовании. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов облегчит и активизир...
Рабочая программа кружка естественнонаучного направленности «Умники и умницы» для учащихся возраста 14-15 лет
Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Программа обеспечивает развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно з...
Статья на тему "Разработка индивидуального образовательного маршрута школьника «группы риска» на примере изучения темы «Функция» при подготовке к ОГЭ"
Разработка индивидуального образовательного маршрута школьника «группыриска» на примере изучения темы «Функция» при подготовке к ОГЭМонгуш Ч. А., студентка ФМФ, 5 курс, МИ-307 ...
Программа кружка естественнонаучной направленности "Экологический мониторинг" для учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями"
Цель: создание условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в формировании знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской деяте...
Внеурочное мероприятие «Знатоки зеленого царства» в рамках предметных недель естественнонаучного направления для обучающихся 5-9 классов.
Цель: Обобщить и расширить знания о разнообразии растений Урала, воспитать экологическую культуру, заботится об охране растений своего родного края.Задачи: - прививать экологическое мышление...
Методическая разработка: Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Фантазия»
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, реализующих дополнительную образовательную программу художественной направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуа...