Анализ работы методического объединения учителей
статья
Предварительный просмотр:
Основные проблемы, над которыми работают учителя биологии, химии, географии и истории в 2020-2021 учебном году.
№ п/п | ФИО | Тема по самообразованию |
1 | Касимкина Наталья Викторовна | « Личностно-ориентированный подход в обучении и в воспитании учащихся на уроках географии» |
2 | Ягина Марина Викторовна | « От реальных требований – к результатам объективным» |
3. | Азикова Лидия Николаевна | «Развитие творческой активности обучающихся на уроках истории и обществознания» |
4. | Спиридонов Эдуард Андреевич | «Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии в условиях дифференцированного обучения.» |
5. | Гераськина Татьяна Николаевна | «Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроках истории и обществознания как средства успешной социализации личности» |
6. | Кямкина Наталья Михайловна | « Развитие логического мышления при решении генетических задач» |
Задачи м/о учителей химии, биологии, географии и истории на 2020-2021 учебный год.
- Обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук.
- Повышение уровня педагогического мастерства; внедрение в практику работы личностно – ориентированных методов обучения через здоровьесберегающие технологии.
- Создание условий для более полного развития способностей и склонностей обучающихся в условиях школы путем привлечения к элективным курсам, исследовательской и проектной работе, участие в предметных олимпиадах.
- Создать систему контроля качества ЗУН обучающихся для прозрачной и объективной оценки знаний, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.
- Развитие у обучающихся устойчивых познавательных интересов с целью выбора профильного обучения.
- Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
- Усиление практической направленности в преподавании предмета, повышение роли научного эксперимента, исследовательского подхода в решении научных проблем.
- Способствовать более активному использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
- Обеспечить дополнительную работу с одаренными детьми.
Анализ работы ШМО учителей химии, биологии и географии
за 2019-2020 учебный год
В методическое объединение учителей биологии, химии и географии входит 4 учителя: Спиридонов Э.А. (высшая категория, педагогический стаж 28 лет), Касимкина Н.В. ( 1 категория, педагогический стаж 17 лет), Гераськина Т.Н. ( 1 категория, педагогический стаж – 19 лет)., Азикова Л.Н. ( высшая категория, педагогический стаж – 23 года),
В 2019-2020 учебном году ШМО учителей химии, биологии и географии и истории работало над проблемой «Использование современных образовательных технологий для активизации мыслительной деятельности учащихся».
Основная цель организация методической работы с учителями - совершенствование научной и методической подготовки учителей как условие повышение качества школьного химического, биологического и географического образования.
Исходя из основной цели, опираясь на рекомендации Министерства образования учителя решали следующие задачи:
- Обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук.
- Повышение уровня педагогического мастерства; внедрение в практику работы личностно – ориентированных методов обучения через здоровьесберегающие технологии.
- Создание условий для более полного развития способностей и склонностей обучающихся в условиях школы путем привлечения к элективным курсам, исследовательской и проектной работе, участие в предметных олимпиадах.
- Создать систему контроля качества ЗУН обучающихся для прозрачной и объективной оценки знаний, для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.
- Развитие у обучающихся устойчивых познавательных интересов с целью выбора профильного обучения.
- Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
- Усиление практической направленности в преподавании предмета, повышение роли научного эксперимента, исследовательского подхода в решении научных проблем.
- Способствовать более активному использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
- Обеспечить дополнительную работу с одаренными детьми.
Средствами реализации цели и задач являлись Закон об образовании в РФ, инструкции, постановления и рекомендации Министерства образования, программы по предметам, курсам и факультативам и другими положениями, регулирующими трудовую деятельность учителей, предметные журналы, ТСО и компьютерные обучающие программы.
Вся методическая работа по реализации поставленных задач проводилась через работу школьного, районного методических объединений по биологии, химии и географии, семинаров- практикумов, индивидуальное консультирование, наставничество над молодыми педагогами. Продолжалась работа с одаренными детьми, проявляющими интерес к изучаемым предметам, через их подготовку и участие в олимпиадах, чемпионатах и научно-практических конференциях различного уровня.
Работа ШМО организовывалась с использованием активных форм деятельности, которые позволяли педагогам вырабатывать коллективные решения, совершенствовать профессиональное мастерство ( семинары-практикумы, психолого-педагогическое анкетирование, продолжение работы над « Портфолио»), активно делится опытом работы, анализ и обсуждение достижений обучающихся по результатам выступлений на олимпиадах и научно-практических конференциях, различного уровня, открытые уроки, их обсуждение и анализ.
В 2017-2018 учебном году регулярно проводились заседания ШМО, на которых рассматривались вопросы согласно задачам на учебный год, плана ШМО. В течении года были проведены заседания ШМО по следующей тематике:
Первое заседание. Август – Сентябрь
Тема заседания: «Организационно-педагогическая деятельность. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса по биологии, химии, географии и истории в 2019/2020 учебном году.
- Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый 2019-2020 учебный год.
Касимкина Н.В.
- Итоги работы ШМО учителей биологии, химии, географии, истории в 2018– 2019 учебном году.
Спиридонов Э.А. КасимкинаН.В., Азикова Л.Н.
Гераськина Т.Н.
- Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по химии, биологии и географии, истории и обществознания за 2018-2019 у.г.
Касимкина Н.В., Азикова Л.Н
- Рассмотрение и утверждение рабочих программ учителей биологии, химии, географии и истории на 2019-2020 уч.год.
Касимкина Н.В.
- План курсовой подготовка учителей.
Мероприятия между заседаниями
- Оформление и подведение итогов опытнической работы обучающихся на учебно-опытном участке в 2019-2020 уч. году.
- Взаимное посещение уроков.
- Оформление газет и стендового материала в кабинетах биологии, химии, географии
- Проведение входных контрольных работ по предметам
Второе заседание
Октябрь – Ноябрь – Декабрь
Теоретический семинар на тему : «Повышение качества образования, профессиональный стандарт педагога».
1.Доклад « Концепция развития географического образования в Российской Федерации».
Касимкина Н.В.
2 . Выступление на тему « Сущность и основные направления исследовательской компетентности современного преподавания истории »
Азикова Л.Н.
3. Подготовка и проведении 1-го тура предметных олимпиад по химии, биологии, географии, истории и обществознания ( информация, обмен опытом)
Учителя предметники
Мероприятия между заседаниями
- Подготовка и обсуждение материала для проведения 1-го тура олимпиады по химии, биологии, географии, истории и обществознания.
- Проведение контрольных, зачетов, тестов по химии, биологии, географии, истории и обществознания за полугодие 2019-2020 учебного года.
- Участие во 2-м туре олимпиады по химии, биологии, географии, истории и обществознания, права и экономики среди школьников района .
- Организация работы с одаренными детьми. Решение заданий повышенной трудности.
Третье заседание
Январь – Февраль – Март
Тема заседания: «Использование новых педагогических технологий при обучении химии и биологии, географии и истории»
1 . Выступление «Формы организации учебной деятельности на уроках химии и биологии»
Гераськина Т.Н.
2. Выступление « Как развивать интерес к предметам естественного цикла»
Спиридонов Э.А.
- Доклад «Переход на линейную систему преподавания истории. Суть «современных подходов» к преподаванию истории в общеобразовательных организациях Российской Федерации»
Азикова Л.Н.
- Обсуждение итогов районного этапа олимпиад по предметам
Мероприятия между заседаниями
- Взаимное посещение уроков.
- Обсуждение научно-исследовательских работ и проектной деятельности.
- Анализ посещенных уроков и подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА.
- Подготовка и проведение предметной недели.
- Проведение открытых уроков с применением инновационных технологий и самоанализ уроков.
Четвертое заседание
Апрель 2020г
Тема заседания «Развитие индивидуальности обучающихся на уроках биологии, химии, географии, истории и обществознания в современных условиях».
- Доклад « Зачеты на уроках химии и биологии»»
Гераськина Т.Н.
- Выступление « Технология обучения в сотрудничестве »
Касимкина Н.В.
3. Обмен опытом по теме « Особенности преподавания общественно-научных предметов в условия введения ФГОС» ( учителя МО)
- Доклад « Учебно-исследовательская и проектная деятельность в соответствие с требованиями ФГОС ».
Спиридонов Э.А.
- Информация о результатах мониторинга знаний учащихся, проведенного в ходе проверок за 2019 – 2020 уч. год.
Касимкина Н.В.
- Обсуждение вопросов подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ по предметам МО .
Мероприятия между заседаниями
- Подведение итогов проведения предметной недели.
- Итоги проведения репетиционного экзамена в форме ЕГЭ по химии, биологии, географии, истории и обществознания.
- Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ
Пятое заседание
Май 2020г.
- Выступление «Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по биологии и химии.».
Гераськина Т.Н.
- Выступление «Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по истории, обществознанию и географии»
Азикова Л.Н. Касимкина Н.В.
- Подведение итогов работы МО за 2019 – 2020 учебный год и составление плана работы на августовское заседание.
Касимкина Н.В.
- Предварительное распределение учебной нагрузки на 2020 – 2021 у.г.
Мероприятия между заседаниями
1. Составление плана работы и графика практических работ на участке школы.
Сидорова Л.М.
2. Закладка опытов по классам на учебно – опытном участке школы.
Сидорова Л.М.
- Проведение экзаменов по химии, биологии, географии, истории и обществознанию в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Кроме этого проводились «экстренные» заседания, на которых рассматривались вопросы практического характера; изучали нормативные документы по биологии, химии, географии в связи со сдачей ЕГЭ; обсуждались результаты контрольных работ по четвертям . Текст контрольных и проверочных работ составлялся в форме тестирования. Тест включал большое число заданий различного типа: с выбором одного верного ответа из четырех и нескольких верных ответов из шести, со свободным и развернутым ответом, охватывающих основное содержание всего курса и ориентирующих школьников на владение различными видами учебной деятельности.
Все учителя продолжали повышать свой профессиональный уровень. работая над темами по самообразованию, она разрабатывали и проводили уроки по современными педагогическим технологиям, выступали на заседаниях школьных и районных МО, педагогических советах.
Ежегодно на высоком уровне в школе проходит методическая и предметная неделя. Цель проведения: расширение кругозора и развитие интереса к изучаемому предмету, а также обучение детей к самостоятельности и творчеству.
С 20 по 24 января 2020 года в рамках плана методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся была проведена предметная неделя методического объединения учителей истории, обществознания. Предметные недели проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
В ходе проведения недели истории и обществознания учащиеся продемонстрировали: умения находить, систематизировать, анализировать историческую информацию; коммуникативные способности; нестандартность мышления; артистизм; желание заслужить одобрение сверстников; ответственность за команду.
Цели проведения недели истории и обществознания: - углубить знания по предметам «История», «Обществознание».
- сформировать умение использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни;
- развивать у учащихся творческие способности, коммуникабельность, инициативность и самоорганизацию;
- профессиональная ориентация на профессии, связанные с изучением истории.
Задачи предметной недели истории и обществознания:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
-выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
- формировать гражданскую позицию школьников и обеспечивать их социализацию;
- стимулировать интерес к активной поисковой научной деятельности;
- способствовать развитию взаимодействия между школьниками и их родителями, между школьниками и учителями, между учащимися из разных классов школы.
- повышение интереса учеников к предметам общественно- гуманитарного цикла
-расширение и углубление знаний и умений учащихся по предметам история и обществознание, выявление знаний и умений школьников в нестандартных игровых ситуациях.
В рамках методической недели были проведены открытые уроки, конкурсы, научно-познавательные игры. Активизация познавательной деятельности учащихся наблюдалась на всех этапах проведенных уроков и внеклассных мероприятий. Для стимулирования познавательного интереса школьников использовались различные приемы, которые позволяли раскрыть практическое значение получаемых ими знаний, вызывали желание учащихся самостоятельно пополнять свои знания. Ребята были не только в роли обучаемых, но и принимали активное участие в подготовке и проведение открытых уроков и мероприятий. В рамках недели были использованы стенгазеты, посвященные различным истории и обществознания.
Были проведены открытые уроки с использованием современных компьютерных технологий. При проведении открытых уроков учителя-предметники использовали разнообразные методы обучения, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей учащихся. На уроках использовались разнообразные формы организации работы: групповая, индивидуальная, коллективная. Ведущими являлись системно-деятельностный подход в обучении и метод проблем «подумай, обсуди, предложи, сравни», что обеспечивает активную мыслительную деятельность каждого ученика в течении всего урока. Такой подход способствует развитию познавательного интереса в изучении предметов естественно – научного цикла, формированию положительной мотивации к обучению.
Учителем истории Азиковой Л.Н. был проведен открытый урок в 8 классе по теме « Дворцовые перевороты» Цель урока познакомить учащихся с причинами, обстоятельствамии следствиями дворцовых переворотов в России 18 века; формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы; содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений. Ребята работали в группах, выполняя задания различного уровня:
-работа с историческим документом;
-на соответствие дат и событий;
-знание исторических личностей и т.д.
. Урок был проведён с использованием информационно – коммуникативных технологий.
В 6 классе было проведено мероприятие « Праздник Крещения Господня!» Цель данного мероприятия знакомство учащихся с православным праздником «Крещение Господне»
Расширять и обогащать представление о православных традициях русского народа;
Поддерживать стремление к общению с окружающими;
Развивать словарный запас, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать умение понимать и участвовать во всех традициях семьи и своего народа.
В старших классах было проведено открытое мероприятие посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. « Дорогой памяти»
Учитель обществознания Касимкина Н.В. провела открытый урок в 7 классе по теме «Производство: затраты, выручка, прибыль.».
Цель урока: формирование представлений о процессе производства, развитие умений анализировать экономические процессы, формирование навыков рационального экономического поведения. Урок был проведен с использованием технологии критического мышления, и информационно – коммуникативных технологий. Задания включали в себя: мозговой штурм; работу с экономическими понятиями; просмотр и анализ экономических ситуаций.
Выводы и рекомендации
Методическое объединение проводит целенаправленную работу по обучению и развитию учащихся.
- Учащимся была предоставлена возможность применить свои знания на практике.
- Работая в командах и группах, учащиеся учились общению, умению прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощи.
- Все мероприятия и уроки способствовали развитию творческих способностей учащихся.
- Учащиеся смогли пополнить свой портфолио грамотами за участие в проведении недели.
- Учителя ШМО проводят данную работу не только в рамках недели, но и во всей своей педагогической деятельности.
Поскольку Неделя истории и обществознания - это одна из форм организации обучения, то ее содержание связано с основным программным курсом обучения и призвано углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять кругозор. Большое значение играли современные информационные технологии, которые оказали неоценимую помощь, как в подготовке, так и в проведении предметной недели. Подводя общий итог, можно сказать, что поставленные задачи были достигнуты. Участие учащихся в мероприятиях недели истории и обществознания позволила не только закрепить их знания и расширить кругозор, но и развить навыки творческой и научной деятельности.
Все запланированные внеклассные мероприятия были проведены на достойном уровне, цели проведения предметной недели достигнуты.
В условия ситуации с новой короновирусной инфекцией, неделя географии, химии и биологии не была проведена, по причине перехода на дистанционное обучение.
В целях активизации организации работы с одаренными учениками велась подготовка обучающихся к олимпиадам и различным конкурсам. Проведенная работа в этом году дала положительные результаты.
Районная олимпиада по истории:
Федоренко А. ( 8 класс) – (призер)
Колесникова А. ( 9 класс) – (призер)
Районная олимпиада по праву:
Бояркина О. ( 11 класс) – ( призер)
Районная олимпиада по географии:
Бояркина О. ( 10 класс) - ( призер)
Святкина А. ( 9 класс) – ( победитель)
Колесникова А. ( 9 класс) – ( призер)
Районная олимпиада по обществознанию:
Бояркина О. – ( 10 класс) - ( призер)
В 2019-2020 году учащиеся 11 класса сдавали ОГЭ и ЕГЭ по биологии, географии, истории, обществознанию, где показали разные результаты.
ОГЭ в 2020 году не проводилось.
Проанализировав работу каждого учителя, можно сделать вывод, что наряду с положительными результатами ( результаты олимпиад и научно-практических конференций, количество поступивших и обучающихся в ВУЗах) имеются и недостатки в преподавании предметов, поэтому необходимо принять меры по повышению качества знаний учащихся, формировать умения применять полученные знания в новой ситуации, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать методику преподавания в соответствии с новыми информационными технологиями.
Анализ итоговых контрольных работ и срезов показывает, что большинство учащихся овладели умениями и навыками, предусмотренными в обязательном минимуме содержания образования и требованиях уровню подготовки по химии, биологии и географии. В 5-6 классах уровень обученности выше. Это связанно с повышенной мотивацией обучения. По мере усложнения программного материала результат снижается в 7-8 классах, что объясняется возрастными особенностями детей. Более осознанный подход к изучению химии, биологии и географии наблюдается в 10-11 классах, где учащиеся осознанно готовятся к сдаче ЕГЭ, готовятся к поступлению в ВУЗ. На основании данного анализа, а также результатов ЕГЭ по химии и биологии можно сделать вывод, что уровень обученности соответствует базовому.
Дальнейшего решения требуют проблемы совершенствования методической работы с педагогами, вопросы результативности использования методов и приемов преподавания предметов на основе дифференциации обучения, совершенствование методики преподавания и оптимизации учебного процесса, расширение внеклассной работы, использование межпредметных связей при проведении уроков.
Проанализировав результаты за 2019-2020 учебный год, можно сделать следующие выводы:
- в целом, знания умения и навыки учащихся соответствуют требованиям государственного стандарта;
Исходя из выявленных проблем ставятся следующие задачи на 2020-2021 учебный год:
- продолжить работу над проблемой, поставленной перед ШМО;
- сосредоточить работу учителей на актуальных направлениях, определяющих стратегию модернизации образования; сохранение физического и психологического здоровья учащихся; роста профильного компонента учащихся.
- качественная подготовка и проведение методических мероприятий, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства педагогов;
- выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опята творчески работающих педагогов;
- Профессиональное становление молодых начинающих учителей путем включения их в работу МО, наставничество, самообразование;
- Повышение внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем, связанных с познанием человеком « самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья;
- Расширение знаний по санитарии и гигиене – как основа здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками;
- Контроля знаний основных химических, биологических и географических теорий, законов, понятий;
- Улучшить подготовку школьников к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, используя КИМы, групповые и индивидуальные занятия как форма подготовки учащихся к олимпиадам и поступления в ВУЗы;
- Использование современных образовательных технологий в процессе обучения;
- Продолжить работу по научно-исследовательской и проектной деятельности;
- Усилить работу с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год
Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА 2010-2011 УЧ, ГОД
анализ для МО физической культуры...
Анализ работы методического объединения учителей математики и физики за 2010 -2011учебный год
Методическое объединение учителей математики и физики работает над проблемой «Совершенствование качества знаний учащихся по мат...
Анализ работы методического объединения учителей биологии, географии,истории, обществознания и химии МБОУ Жердевская СОШ №2 за 2011,2012 уч.год
Анализ работы методического объединения...
АНАЛИЗ работы методического объединения учителей русского языка и литературы 10-11 уч. год
Данная работа содержит подробный анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы. Её могут использовать в своей работе руководители ШМО учителей русского языка и литературы....
Анализ работы методического объединения учителей научно-технологического объединения средней общеобразовательной школы №2 г.Нижнеудинска за 2011-2012 учебный год.
Отчет о работе учителей научно-технологического напраления за 2011-2012 уч.год...
Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики
Анализ работы МО учителей математики и информатикиЗадачи МО, освоение новых программ, прохождение курсовой подготовки, кчастие в пед конкурсах, совершенствование педагогического мастерства педагогами ...