Работа классных руководителей по профилактике дорожно- транспортного травматизма
статья
Главная задача – научить ребёнка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитывать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения.
Важная форма профилактики ДТП – воспитание и обучение детей в школах и других учебных заведениях. Здесь могут быть созданы специально оборудованные автогородки, тематические уголки, кабинеты по безопасности дорожного движения.
В школе проводят для детей беседы («Дорога в школу и домой», «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром», «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Пешеходный переход», «Что означают дорожные знаки»), игры, викторины, соревнования, выставки плакатов, рисунков, конкурсы, экскурсии.
Ребёнку надо постоянно объяснять смысл и необходимость безопасных действий. Только разумное, сознательное выполнение правил создаёт внутреннюю потребность поступать именно так.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnyh_rukovoditeley_po_profilaktike_dtt.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа классных руководителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей» -выступление на заседании МО классных руководителей
Формы профилактики дорожно-транспортного травматизма
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.
Главная задача – научить ребёнка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитывать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения.
Важная форма профилактики ДТП – воспитание и обучение детей в школах и других учебных заведениях. Здесь могут быть созданы специально оборудованные автогородки, тематические уголки, кабинеты по безопасности дорожного движения.
В школе проводят для детей беседы («Дорога в школу и домой», «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром», «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Пешеходный переход», «Что означают дорожные знаки»), игры, викторины, соревнования, выставки плакатов, рисунков, конкурсы, экскурсии.
Ребёнку надо постоянно объяснять смысл и необходимость безопасных действий. Только разумное, сознательное выполнение правил создаёт внутреннюю потребность поступать именно так.
В воспитании надо проявлять твёрдость и последовательность в сочетании с добротой и вниманием к ребёнку.
Взаимодействие семьи и школы в обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что достаточно большое количество родителей не знает Правил дорожного движения, а если знают сами, то не считают обязательным для себя разъяснять детям дорожную азбуку и, что особенно опасно, часто в присутствии детей нарушают Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения детей изучаются в школе с 1-го класса, но родители ни в коем случае не должны устраняться от постоянного обучения детей правилам дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде - основные причины несчастных случаев и аварий.
Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей, познакомить родителей с работой школы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, с пособиями по обучению детей безопасности на дорогах и обсудить план совместной работы с родителями по предупреждению ДТП с участием детей класса.
Предлагаются 3 формы занятий с родителями:
- лекции, раскрывающие причины и условия ДТП с участием детей;
- проведение тематических бесед типа «Опасные места вокруг школы и дома», «Дорога в школу» и др.;
- Индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.
На занятиях педагог даёт следующие установки родителям:
– постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;
– при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
– отработать с детьми схему безопасного маршрута «Мой путь в школу», отметить на нём опасные участки, места безопасного перехода дороги.
Учитель должен объяснить родителям, что детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен в основном возрастными и психофизиологическими особенностями поведения детей на улицах и дорогах, что типичная возрастная психофизиологическая характеристика школьников – их часто непредсказуемое поведение.
На улице дети легко отвлекаются на всё интересное. Если ребёнок идёт с друзьями, он, часто, увлёкшись разговорами, не смотрит на дорогу и не может услышать сигнала приближающейся машины из-за недостатка произвольного внимания или как наши дети из-за слуха.
Как правило, дети плохо ещё соразмеряют скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится от них.
Дети с сильной нервной системой, любящие шумные игры, при громких звуках действуют быстро. Очень часто они бегут от опасности и попадают под колёса машин. Наоборот, у ребёнка со слабой нервной системой реакция на звуковые и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях они теряются, не зная, что делать.
Это должны учитывать родители и подробно объяснять детям, как надо себя вести.
На поведение ребёнка оказывают влияние особенности восприятия им дорожной среды, внимания, мышления, глазомер, поле зрения, слух, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Психологи установили, что есть различия в реакциях мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстрее перебежать дорогу, не обращая внимания на движущиеся в несколько рядов машины. А девочки могут побежать назад к тротуару.
На поведение детей может влиять их функциональное состояние в определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, устал, и в результате способность контролировать своё поведение на дороге у него снижается.
Целостное восприятие дорожной обстановки затрудняется из-за роста ребёнка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребёнок не видит, что происходит на дороге, и сам не виден водителям.
Как научить ребёнка соблюдать Правила дорожного движения
- Пройдите несколько раз с ребёнком маршрут «Мой путь в школу», объясняя, где нужно быть внимательным и осмотрительным, где переходить улицу более удобно и безопасно.
2. Обсуждать с ребёнком его действия в необычных обстоятельствах, например, если сломан светофор.
- Используя родительский авторитет, постоянно внушайте детям следующие установки:
– перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;
– никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем:
водитель не сможет остановить машину сразу;
– не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор;
– не выбегай на дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
– не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
– переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину.
- Не запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как и неосторожность и беспечность.
Система непрерывного обучения ПДД и безопасного поведения на улицах,дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Профилактика дорожно-транспортного травматизма"
Данный материал поможет активизировать знания детей в области правил дорожного движения, воспитывает навыки выполнения правил поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-т...
Классный час для 5-6 классов по ППД и профилактика дорожно-транспортного травматизма
Разработка классного часа для 5-6 классов по правилам ППД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма представляет собой проблемные задания и практические ситуации, викторина включена в ...
Направления работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков
В данной статье представлены направления работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков в школе: практическая работа, тематика классных часов и родительских собраний...
Из опыта работы ОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Данная презентация знакомит с материалом из опыта работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Школа в 2014 году была признана лучшим образовательным учреждением СПБ по дан...
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в младшей группе.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в младшей группе....
«Работа классных руководителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма»
Система непрерывного обучения ПДД и безопасного поведения на улицах,дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного ...
«Работа классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасно...