«Работа классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
статья
Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасности дорожного движения является одним из основных направлений педагогической деятельности классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасности дорожного движения является одним из основных направлений педагогической деятельности классного руководителя.
Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Направления работы отражены на слайде. Остановимся на двух направлениях: работа с учащимися и работа с родителями.
В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большую роль играет классный руководитель.
Начиная с 1 класса, необходимо проводить работу по профилактике соблюдения правил дорожного движения, с учётом и анализом особенностей восприятия дорожной информации школьниками. Для первоклассников важно проделать правильный маршрут от дома до школы.
Организация экскурсий по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.
В классах оформлены уголки безопасности, в которых отражены вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся и родителей, имеется схема безопасного маршрута «Дом – Школа – Дом», который находит свое отражение в классных уголках, в школьном дневнике каждого школьника и на входной двери учебных кабинетов.
Неотъемлемой частью для передвижения учащихся в темное время суток является ношение светоотражающих элементов. Задача классных руководителей проинформировать и проконтролировать наличие этих элементов у обучающихся.
Каждый четверг в классах проводятся мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с возрастной категорией обучающихся. Формы проведения разные: беседы, викторины, практикумы, экскурсии.
В беседах, играх, экскурсиях используется такой метод воспитания, как убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребёнка намного сильнее, чем слово.
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребёнка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от неё очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется приём опоры на положительное в личности воспитанника. Уважение, доверие со стороны педагога вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Ежегодно проводится конкурс агитбригад, викторины, соревнования, выставки плакатов, рисунков, конкурсы, экскурсии, игры по правилам дорожного движения. Учащиеся с удовольствием принимают в них участие.
Учащиеся старших классов проводят мероприятия для подшефных классов, таким образом, прослеживается преемственность ступеней образования.
Профилактическая работа находит свое отражение в планах воспитательной работы классных руководителей в форме классных часов. Например,
Несмотря на то, что в школе осуществляется активная работа по профилактике ДДТТ, этого не достаточно для исправления дорожной ситуации, сложившейся в стране.
Поэтому, одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями, цель которой формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Достаточно большое количество родителей не знает Правил дорожного движения, а если знают сами, то не считают обязательным для себя разъяснять детям дорожную азбуку и, что особенно опасно, часто в присутствии детей нарушают Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения детей изучаются в школе с 1-го класса, но родители ни в коем случае не должны устраняться от постоянного обучения детей правилам дорожного движения.
Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
Предлагаются 3 формы занятий с родителями:
- лекции, раскрывающие причины и условия ДТП с участием детей;
- проведение тематических бесед типа «Опасные места вокруг школы и дома», «Дорога в школу» и др.;
- Индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.
Каждый сезон организуется родительский патруль, цель которого привлечение внимания родительской общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей.
Задачи родительского патруля: содействие повышению культуры поведения на дороге;− популяризация правильного использования ДУУ;− снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных− происшествий, а также уровня детского дорожно-транспортного травматизма; повышение уровня ответственности родителей за обеспечение− безопасности детей на дороге.…. Родители, принимая участие в данном виде работы, видят со стороны себя в роли водителей и ошибки, которые они совершают.
Система непрерывного обучения ПДД и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
В беседах, играх, экскурсиях используется такой метод воспитания, как убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребёнка намного сильнее, чем слово.
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребёнка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от неё очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется приём опоры на положительное в личности воспитанника. Уважение, доверие со стороны педагога вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
2 Внеклассная работа.
Цель работы: формирование мотивации ответственного и сознательного
поведения на улицах и дорогах, обеспечивание прочного усвоения детьми
навыков безопасного поведения на улице.
Содержание деятельности и формы работы:
∙
Тематические классные часы по обучению ПДД и профилактике ДДТТ.
∙
Проведение массовых мероприятий по БДД: игр, конкурсов, смотров,
выставок творческих работ.
∙
Организация посещения детьми театрализованных представлений по
тематике дорожной безопасности.
∙
Привлечение детей к проведению профилактической работы по
предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников
(работа агитбригад).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...
Классный час на тему: ПРАВИЛА дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Классный час о ПДД желательно провести на 1-й неделе учебного года. Аудитория - учащиеся 5-8 кл....
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Данная разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Данная разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...
«Использование игровых методов и приемов в работе социального педагога по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма во внеурочное время»
Программа кружка «Школа безопасности» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения уч...
План работы отряда ЮИД по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий на 2015/2016 учебный год
В школе обязательна работа по профилактике ДДТТ. В нашей школе так же проводятся различные мероприятия, уроки и конкурсы, посвященные данной проблеме. Предлагаемый план работы может быть ис...