протокол шмо учителей-предметников
статья
Протокол ШМО №4 "Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках"за 2020-2021 учебный год, где рассматривается в том числе вопрос анализа объективности качества образования, методов контроля и оценки системы знаний обучающихся (пр результатам регионального социологического опроса педагогов, родителей и учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_no4.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Македоновка. Протоколы ШМО учителей-предметников. 2020-2021 учебный год. Протокол №4
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ИДОЛГА»
В Д. МАКЕДОНОВКА
412176 Саратовская область
Татищевский район
д. Македоновка, ул. Центральная, 41
Тел.:8(84558) 5-87-21
______________________________________________________
Протокол №4
заседания школьного методического объединения учителей – предметников ОСПФ МОУ «СОШ с. Идолга» в д. Македоновка
от 10.03.2021г.
Присутствовали 8 учителей:
Собянин С.С., Климова С.А., Кильдякова А.М., Зайцева Г.А., Сергеева Г.Ф. , Собянина О.Г., Воробьева Е.Г., Овчинникова С.Н..
Тема: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках».
Повестка дня.
- Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
- Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми.
- Система подготовки педагогов ШМО к проведению Всероссийских проверочных работ.
- Подготовка к промежуточной аттестации по предметам.
- Анализ объективности оценки качества образования, методов контроля и оценки системы знаний обучающихся (по результатам ежегодного регионального соцопроса среди участников образовательных отношений).
I. По первому вопросу слушали учителя начальных классов Климову С.А.. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Светлана Александровна осветила способы формирования личностных УУД:
Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.
Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.
В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.
В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.
В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.
В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.
В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.
Затем были рассмотрено Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий:
- Технология проблемного диалога;
- Технология проектной деятельности;
- Технология продуктивного чтения.
Коммуникативная деятельность делится на два типа: личностно-ориентированная и социально-ориентированная. Их различия проявляются в коммуникативных, функциональных, социально-психологических и речевых структурах. Светлана Александровна рассказала о том, как развиваются коммуникативные навыки у ребенка в младшем школьном возрасте, о методиках исследования коммуникативных навыков детей.
Решение:
- Учитывать в ходе образовательного процесса возрастные особенности развития УУД у младших школьников.
- Продолжить работу по созданию оптимальных условий для развития личности учащихся.
- Осуществлять переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.
II. По второму вопросу слушали учителя начальных классов Зайцеву Г.А., прокомментировавшую теоретические аспекты детской одарённости и приёмы работы с одаренными детьми:
I этап - увлечь! Выявление одаренных детей
II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке
III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место уделяю родительским собраниям по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того чтобы собрания были эффективными, использую разнообразные формы общения:
- "круглые столы";
- информационно-практические беседы;
- творческие лаборатории родителей;
- родительские педагогические тренинги.
Галина Александровна рассказала о работе со слабо мотивированными учащимися. Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.
1 группа – низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, не сформированы познавательные умений и навыки) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа – высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа – низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Затем были освещены приемы работы данной категорией учащихся:
- оказание своевременной помощи ученику на определенном этапе урока:
- создание особой доброжелательной атмосферы при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
- поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;
- разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;
- выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Очень важный этап при работе со слабо мотивированными детьми – профилактика неуспеваемости (контроль подготовленности учащихся):
- Необходимо специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение;
- Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах;
- Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;
- Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;
- Обеспечивать разнообразие методов обучения;
- Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;
- Инструктировать о порядке выполнения работы;
- Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;
- Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;
- Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного;
- Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Решение:
- Учителям – предметникам продолжать работать с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, развивать творческие способности учащихся через внеклассную работу, прививать интерес к предмету, учить применять полученные знания на практике.
- Продолжать повышать эффективность использования ИКТ в работе с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
- Продолжать накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения.
- Систематизировать работу со слабоуспевающими и низко мотивированными учащимися с целью повышения успеваемости и качества знаний по предметам.
- Усилить взаимодействие учителей-предметников с классными руководителями и родителями по вопросу учебных достижений учащихся.
III. По третьему вопросу о подготовке к Всероссийским проверочным работам в апреле-мае 2021 года слушали зам. по УВР Собянину О.Г.. Ольга Геннадьевна рассказала об организационных этапах ВПР: разработан приказ МО СО о проведении ВПР в 2021 году, приказ Рособрнадзора «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся ОО в форме всероссийских проверочных работ», план-график проведения ВПР в ОО Татищевского муниципального района. Ольга Геннадьевна ознакомила с порядком проведения ВПР и проверке работ обучающихся. Новое при проведении ВПР в 2021 году: в 6 и 8 классах обязательные предметы (математика и русский язык) и два предмета из списка, формируемые на основе случайного выбора. В качестве общественных наблюдателей заявлены Коршунова А.В., домохозяйка, и Кузьмина О.А., заведующий СК д. Македоновка.
Решение:
- вести постоянную подготовку к проверочным работам, включать аналогичные задания в каждый урок;
- провести родительское собрание по ознакомлению родителей с процедурой проведения ВПР.
IV. По четвертому вопросу «О подготовке и порядке проведения промежуточной аттестации в 2020-2021 учебном году» слушали зам. по УВР Собянину О.Г., которая ознакомила членов педагогического совета с актуальными вопросами промежуточной аттестации учащихся. Она напомнила, что промежуточная аттестация – это определение степени освоения учащимися учебного материала по предметам в рамках освоения
основной образовательной программы общего образования (по уровням) за определенный период (год). Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят все обучающиеся 2-8-х классов. Ольга Геннадьевна напомнила, что материалы для проведения промежуточной аттестации готовятся учителем, используя программный материал, изученный за учебный год. Содержание письменных работ, тестов должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, учебной программе, годовому тематическому планированию учителя - предметника. Количество вариантов работ в одном классе определяется разработчиком материалов самостоятельно, но не менее двух. Экзаменационный материал должен содержать пояснительную записку с обоснованием выбранной формы, содержания материала. Решением педсовета №2 от 05.11.2020 г были согласованы следующие формы и порядок проведения промежуточной (годовой) аттестации:
- в 2-4 классах по математике: контрольная работа;
- в 2-4 классах по русскому языку: контрольный диктант с грамматическим заданием;
- в 5-6 классах по математике: контрольная работа;
- в 5-6 классах по русскому языку: диагностическая работа (тестирование + работа с текстом);
- в 7-8 классах по математике: контрольная работа в формате ОГЭ;
- в 7-8 классах по русскому языку: диагностическая работа в формате ОГЭ (тестирование + работа с текстом);
- по всем остальным предметам Учебного плана промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля успеваемости за периоды обучения по учебным четвертям.
Решение:
Принять информацию к сведению.
Подготовить экзаменационный материал к экспертизе к 15.04.21.
По пятому вопросу слушали зам. по УВР Собянину О.Г..
В современном обществе очень высока необходимость в хороших, компетентных кадрах. И в системе образования это является приоритетным направлением. На сегодняшнем этапе обновления содержания образования развитие профессиональных компетенций педагога стало одним из самых приоритетных направлений в работе школы.
Для того чтобы определить положительные и отрицательные стороны образовательного процесса, определения задач, направленных для улучшения результативности работы школы, ГАУ СО «РЦОКО» проводил исследование по компетенциям педагогов. Данные были получены путем аудита педагогов, учащихся и учителей.
По результатам опроса в большинстве общеобразовательных организаций СО сформулированы и функционируют принципы открытости и прозрачности системы образования. Однако, ряд критериев имеет незначительную отрицательную динамику. Все группы респондентов на высоком уровне оценивают компетентность педагогов, вовлеченность обучающихся в процесс обучения, говорят об открытости и прозрачности системы образования. Но опрос показал спад интереса обучающихся к отметке как показателю знаний. Также на результаты опроса и небольшую отрицательную динамику повлияло дистанционное обучение, связанное с распространением новой коронавирусной инфекции.
Рекомендации педагогам для повышения объективности оценивания знаний обучающихся:
- четко формулировать поставленные на уроке цели обучения;
- обратить внимание на систематичность проверки знаний обучающихся по предметам;
- заниматься самообразованием для повышения своих компетенций (знание предмета, наличие коммуникативных навыков, применение современных методик обучения);
- обеспечить на каждом уроке открытость и прозрачность системы оценивания;
- избегать субъективизма при выставлении оценок;
- формировать у обучающихся мотивацию к обучению.
Ольга Геннадьевна рассказала о технологии оценивания образовательных достижений, подчеркнула, что основными составляющими новой технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика стал портфель достижений (портфолио), который показывает усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Решение:
1. Продолжить изучение теоретических основ оценочной деятельности и организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки на заседаниях ШМО и участие в вебинарах.
2. В течение 2020-2021 учебного года зам. по УВР организовать работу с группами педагогов по вопросам совершенствования используемой системы оценивания.
3. Внедрять в практику работы критериальное и формирующее оценивание.
4. Провести обучение родителей по вопросу оценивания образовательных результатов обучающихся текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
5. Систематизировать единые критерии оценки качества образовательного результата: по уровням обучения; по видам/формам учебной деятельности; по содержанию учебной деятельности (отв. руководитель ШМО, сроки: постоянно).
6. Формирование единого календаря контрольных работ в рамках текущей и промежуточной аттестации.
7. Подготовка (разработка и адаптация) пакета оценочных инструментов по каждому разделу рабочей программы с учетом форм промежуточной аттестации.
8. Использование в работе оценочного инструментария независимых оценочных процедур.
9. Рассмотреть возможность внедрения в педагогическую деятельность применение нестандартных систем оценивания – портфолио, самоанализ, самооценка, осуществлять работу с оценочными листами как по отдельным предметам, так и всего класса в целом.
Руководитель ШМО О. Г. Собянина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола заседания МО учителей-предметников.
Бланк протокола заседания МО учителей-предметников....
Выписка из протокола заседания ШМО учителей - предметников
Выписка из протокола заседания ШМО учителей - предметников...
Протокол заседания методического объединения учителей-предметников №04 от 23.01.2018
Проткол заседания...
Протокол заседания методического объединения учителей-предметников №05 от 29.05.2019
Проткол заседания...
Протоколы заседания ШМО учителей-предметников. Форма 18
Протоколы заседания ШМО учителей-предметников. Форма 18...
Протокол ШМО учителей-предметников
Протокол ШМО учителей-предметников с анализом результатов 2 этапа РПР по математике в 2020-2021 учебном году и рекомендлациями по повышению качества знаний....
Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»
Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие учителя физической культуры иучителей предметников»...