Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках информатики
методическая разработка

Бодеева Яна Бадмацыреновна

Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста.

 Оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения является постоянным процессом, поэтому в зависимости от этапа обучения использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание, также многобалльную  шкалу оценивания,  наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют отображать нюансы оценки.

Методы и формы оценивания на уроках информатики является:

тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольное упражнение, наблюдение, беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов), проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Формы контрольно-оценочных действий учащихся: входной контроль (стартовая работа), диагностическая работа, проверочная работа, проектная работа, итоговая проверочная работа, наблюдение, тестирование, практические работы, творческие работы, проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Рассмотрим критерии контроля предметных образовательных результатов по информатике.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений  учащихся

на уроках информатики

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение учащимися опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования.
        Цель оценивания— улучшить качество обучения. От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и        учителя.
          Методы и приемы, которые использую  для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста.

 Оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения является постоянным процессом, поэтому в зависимости от этапа обучения использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание, также многобалльную  шкалу оценивания,  наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют отображать нюансы оценки.

Методы и формы оценивания на уроках информатики является:

тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольное упражнение, наблюдение, беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов), проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Формы контрольно-оценочных действий учащихся: входной контроль (стартовая работа), диагностическая работа, проверочная работа, проектная работа, итоговая проверочная работа, наблюдение, тестирование, практические работы, творческие работы, проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Рассмотрим критерии контроля предметных образовательных результатов по информатике.

Первичный тематический контроль 

Оценка

Критерии

«5»

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала, с выделением главных положений в изученном материале, прослеживать межпредметные и внутрипредметные связи, делать выводы, применять полученные знания в новой (незнакомой) ситуации.

«4»

Знание всего изученного программного материала. устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике, составлять и выполнять алгоритмы работы.  Есть незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала.

«3»

Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.  Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение алгоритмов работы с ИКТ-средствами, основными правилами культуры письменной и устной речи, правилами оформления электронных документов и письменных работ.

«2»

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

«1»

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Текущий контроль

Текущий контроль знаний обучающихся предполагает анализ допущенных ошибок и последующую индивидуальную работу над ними. Текущий контроль знаний обучающихся может быть проведён в форме:

- устных видов контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, собеседование, устное творческое задание: и др.);

- зачета, в т.ч. дифференцированного, по заданной теме; ƒ

- письменных видов контроля (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных и практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, написание диктанта, изложения, сочинения и др.).

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по информатике

Оценка

Критерии

«5»

За  работу, выполненную  самостоятельно, без ошибок, допуская не более одного недочета, демонстрируя понимание способов и видов учебной деятельности по созданию информационного продукта: программного кода, графического изображения, компьютерной модели и др.

«4»

За работу,  выполненную полностью, но допуская в ней не более двух (для простых задач) и трех (для сложных задач) недочетов, демонстрируя понимание способов и видов учебной деятельности по созданию информационного продукта: программного кода, графического изображения, компьютерной модели, текстового документа и др., затрудняясь предложить другой способ деятельности или алгоритм выполнения задания.

«3»

За работу,  выполненную более 50% всех заданий и при этом демонстрирует общее понимание способов и видов учебной деятельности по созданию информационного продукта: программного кода, графического изображения, компьютерной модели, текстового документа и др.

«2»

За работу,  выполненную не более 10% всех заданий.

«1»

Не приступил к выполнению работы.

Критерии и нормы устного ответа по информатике

Оценка

Критерии

«5»

Показывая глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей, выделяя главные и второстепенные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами. Умея проводить сравнительный анализ, высказывать суждения, делать умозаключения, обобщения и выводы, аргументировать и доказывать высказываемые им положения формируя точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4»

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определении понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов, допуская негрубые речевые ошибки.

«3»

Усвоение основного содержания учебного материала, имея пробелы в усвоении материала, материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно., показывая недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допуская ошибки и неточности в использовании научной терминологии, в качестве доказательства выводов  и обобщений,  из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении, недостаточно понимая отдельные положения, имеющие важное значение в этой теме; допуская одну – две грубые ошибки.

«2»

В основном содержании материала нет усвоения, нет выводов и обобщений, не зная и не понимая значительной части программного материала в пределах поставленных вопросов, не умея применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допуская более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

«1»

Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

 

Итоговый контроль

Объективные и сравнимые сведения о достижении требований к освоению образовательных программ можно получить только по завершении каждой ступени обучения, для которых определены стандарты. С этой целью проводятся контрольные испытания. Проведение итогового контроля может быть организовано на основе рейтингового оценивания. Для итогового контроля и проведения комплексных диагностических работ стоит использовать контрольно-измерительные материалы, предлагаемые авторами выбранного учебного-методического комплекса. Проектная деятельность позволяет интегрировать традиционные и инновационные средства обучения, повысить познавательную активность обучающихся и создать условия для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала личности. Мониторинг деятельности обучающихся и оценка результатов проектной деятельности позволяет провести комплексную диагностику образовательных результатов.

Проектная деятельность

При выполнении проекта как итоговой диагностической работы учащиеся должны продемонстрировать компетентное освоение школьного курса информатики и знание теоретических основ информатики как научной области. Различие в оценке образовательных результатов метапредметных, личностных и предметных будет определяться учителем при постановке целей проектной деятельности обучающихся и интерпретации результатов. Отличительной особенностью оценки проектной деятельности является ее многокритериальность: предметная компетентность, информационная и коммуникативная компетентность. ИКТ-компетентность как метапредметный образовательный результат включает культуру работы с информацией, умение в качестве результата учебной деятельности создавать и представлять информационные продукты с применением ИКТ-средств и информационных технологий. Уверенное владение ИКТ-средствами и информационными технологиями. При организации проектной деятельности сосредоточиться на составлении пояснительных записок, описаний проектной деятельности, рефератов, научно-исследовательских и научно-практических работ. В отличие от других учебных продуктов текстовые документы в электронном формате позволяют дать многокритериальную оценку деятельности учащегося: оценить предметную компетентность, общий культурный уровень, культуру письменной речи учащихся, ИКТ-компетентность. В целом, эти критерии позволят определить степень достижения метапредметных образовательных результатов. При выполнении проекта как комплексной диагностической работы предлагается оценить результаты деятельности учащегося по пяти критериям: предметная компетентность (когнитивная сфера), предметная компетентность (операциональная сфера), информационно-технологическая культура, культура оформления электронного документа, культура письменной речи. Данные критерии позволяют дать развернутую оценку предметных и метапредметных образовательных результатов, в том числе и ИКТ-компетентности. Обучающемуся оценка может быть выставлена как среднее арифметическое по всем критериям.

Критерии при оценке текстовых документов,

представленных в электронном формате

 Требования:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ƒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ƒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Оценка 5

Эвристическая деятельность. Достижение метапредметных образовательных результатов

Оценка 4

Деятельность по аналогии. Достижение высоких предметных образовательных результатов

Оценка 3

Репродуктивная деятельность. Достижение удовлетворительных предметных образовательных результатов

Оценка 2

Неудовлетворительные образовательные результаты

Когнитивная сфера

Выполнен поиск информации по теме проекта. Результаты информационного поиска систематизированы в виде: глоссария, аннотированного списка ресурсов, библиографического списка и т.п. Сделан аналитический обзор и представлен отчет в виде: историческая справка/современное видение проблемы/перспективные пути развития. Выделена проблема, определена цель и дано системное обоснование идеи проекта. Предложено авторское решение проблемы (учебной задачи) на основе предметных (межпредметных и общекультурных знаний). Идеи проекта полностью раскрыты и системно обоснованы. Дано математическое обоснование идей. Обоснование (доказательство, технология, ход решения) представлено в виде: наглядных и иллюстративных материалов (схем, графиков, таблиц). Дано описание полученных результатов, созданных в ходе проекта предметных учебных продуктов (компьютерные модели, гербарий, коллекция кукол, народных костюмов и др.).

Выполнен поиск информации по теме проекта. Результаты информационного поиска систематизированы в виде: глоссария, аннотированного списка ресурсов, библиографического списка и т.п. Сделан аналитический обзор и представлен отчет в виде: историческая справка/современное видение проблемы/перспективные пути развития.Выделена проблема, определена цель и дано системное обоснование идеи проекта. Предложено авторское решение проблемы (учебной задачи) на основе предметных знаний. Идеи проекта полностью раскрыты и системно обоснованы. Дано математическое обоснование идей. Обоснование (доказательство, технология, ход решения) представлено в виде: наглядные и иллюстративные материалы; предметные учебные продукты; компьютерные модели; схемы, графики, таблицы и т.п. Проведена рефлексия проектной деятельности и сделаны выводы и обобщения по теме

Основные идеи показаны на основе готовых таблиц, графиков или математических формул. Представлены разрозненные материалы, в основном раскрывающие идею проекта, в том числе список источников (ресурсный лист, аннотированный список ссылок, библиографический список и т.п.)

Не раскрыты идеи проекта, отсутствуют наглядные материалы, отсутствует список источников/ ссылок

Проведена рефлексия проектной деятельности и сделаны выводы и обобщения по теме, показана связь с другими предметами и областями знаний

Операциональная сфера

В документе организованы все из ниже перечисленных элементов: Навигация (автособираемое оглавление, меню, панель навигации, колонтитулы, номера страниц и т.п.). Гипертекст (гиперссылки на Интернет-ресурсы, ссылки на вложенные документы, внутри текстовые закладки и т.п.). Интерактивные элементы (компьютерные модели, управляемая анимация, гаджеты и т.п.). Наглядные и иллюстративные материалы (рисунки, схемы, графики, таблицы, кластеры и т.п.)

В документе организованы не менее двух из ниже перечисленных элементов: Навигация (автособираемое оглавление, меню, панель навигации, колонтитулы, номера страниц и т.п.). Гипертекст (гиперссылки на Интернет-ресурсы, ссылки на вложенные документы, внутри текстовые закладки и т.п.). Интерактивные элементы (управляемая анимация, гаджеты и т.п.)

В документе организован хотя бы один из ниже перечисленных элементов: Навигация (автособираемое оглавление, меню, панель навигации, колонтитулы, номера страниц и т.п.). Гипертекст (гиперссылки на Интернет-ресурсы, ссылки на вложенные документы, внутри текстовые закладки и т.п.). Интерактивные элементы (управляемая анимация, гаджеты и т.п.)

В документе не представлены организованы все из ниже перечисленных элементов: Навигация (автособираемое оглавление, меню, панель навигации, колонтитулы, номера страниц и т.п.). Гипертекст (гиперссылки на Интернет-ресурсы, ссылки на вложенные документы, внутри текстовые закладки и т.п.). Интерактивные элементы (управляемая анимация, гаджеты и т.п.)

ИКТ-компетентность как метапредметный образовательный результат

Информационно-технологическая культура

Содержание документа хорошо структурировано: В документе присутствует: навигация сайта / оглавление текста / меню презентации и т.п. Элементы структуры (пункты меню, разделы навигации, названия страниц сайта и т.д.) логично и последовательно раскрывают цели проекта. Переходы (ссылки) внутри документа и на внешние ресурсы понятны и обоснованы раскрываемым содержанием. В документе присутствуют однотипные элементы навигации (кнопки перехода, ссылки на справочные ресурсы и т.п.)

Документ структурирован, но навигация отсутствует полностью или частично (панель навигации невидна при открывании сайта, нет автособираемого оглавления в тексте и т.п.). Частично нарушена логика и (или) последовательность изложения. Частично раскрыты цели проекта. Переходы (ссылки) внутри документа и на внешние ресурсы не всегда понятны и (или) не всегда обоснованы раскрываемым содержанием. В документе присутствуют разнотипные, диссонирующие по стилю элементы навигации (кнопки перехода, ссылки на справочные ресурсы и т.п.)

Элементы содержания / навигации нелогичны или отсутствуют вовсе. Из названия разделов и элементов содержания неочевидна цель и идея документа (работы, реферата, проекта и т.п.)

Навигация полностью отсутствует

Культура оформления электронного документа

Содержание документа хорошо структурировано, в документе ясно и очевидно прослеживаются цели проекта. Внешний вид документа дает возможность легко восприни мать содержание (текст хорошо читается, организованы ссылки на таблицы и рисунки, к интегрированным объектам сделаны подписи). Дизайн и стилевое оформление соответствуют тексту и смыслу изложенного содержания проекта: графические элементы необходимы и достаточны, усиливают восприятие содержания; есть мультимедийные и (или) интерактивные элементы, раскрывающие и (или) дополняющие основные цели проекта, основную / второстепенную идею; присутствует стилевое оформление всего документа. Все страницы документа выполнены в одном стиле: единое колористическое, композиционное, структурное решение. Документ оформлен в соответствии с требованиями системы стандартов по информационному, библиотечному и издательскому делу. Проект не нарушает авторских прав

Внешний вид дает возможность легкого восприятия содержания, но могут быть следующие недостатки: Не выдержано стилевое оформление. Возможно избыточное количество или низкое качество графических элементов. Мультимедийные / аудио / видео элементы используются неэффективно или необоснованно. Документ частично соответствует требованиям системы стандартов по информационному, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ)

Документ содержит перечисленные недостатки: Внешний вид непрезентабелен и содержание трудно воспринимается: отсутствуют элементы оформления (заголовки, графические элементы, рисунки, мультимедиа и др.). Отсутствует стилевое оформление. Присутствует диссонанс оформления (графики, аудио, мультимедиа) содержанию текста: стиль оформления не соответствует содержанию, нет соответствия между фоном и текстом, семантическим смыслом и аудио оформлением, отсутствует композиционное решение и т.п. Мультимедийные / аудио / видео элементы используются необоснованно

Документ содержит как минимум два недостатка из перечисленные ниже: Внешний вид непрезентабелен: неприемлемый размер шрифта, частично нарушена кодировка. Отсутствуют элементы оформления (заголовки, графические элементы, рисунки, мультимедиа и др.). Присутствует диссонанс графики, аудио, мультимедиа содержанию текста (стиль оформления не соответствует содержанию, нет соответствия между фоном и текстом, семантическим смыслом и аудио оформлением и т.п.)

Культура письменной речи

Во вступлении дано введение в проблему, обоснование целей и задач проекта. В основной части работы присутствуют рассуждения, делаются умозаключения и выводы. Содержание выстроено логично и последовательно. Все положения аргументированы и обоснованы. Нет семантических, синтаксических, орфографических и терминологических ошибок. В заключении представлены выводы и положения, раскрывающие историческое, социальное, над предметное значение содержания и идей проекта

Почти нет семантических, синтаксических, орфографических и терминологических ошибок. Почти всегда правильно используется терминология, применяются понятия и дефиниции. Умозаключения не всегда делаются на основе фактов и логики. В работе сделаны выводы, раскрывающие предметную значимость содержания и идей проекта

Присутствуют (3- 5) семантических, синтаксических, орфографических и терминологических ошибок. Отсутствует вступление, введение в проблему и обоснование целей проекта. В работе сделаны выводы, неполно раскрывающие предметную значимость содержания и идей проекта, или присутствует эмоциональная оценка / общие фразы вместо научного обоснования

Изложение содержания выстроено нелогично и непоследовательно. Не раскрыты цели и задачи проекта. Дано неверное толкование терминов и дефиниций. В работе не сделаны выводы, раскрывающие предметную значимость содержания и идей проекта. Имеются грубые грамматические и синтаксические ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства

Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства...

Система оценивания образовательных достижений на уроках информатике

Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку....

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания образовательных достижений на уроках биологии

Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестиро...

Система оценивания образовательных достижений на уроках географии

Система оценивания образовательных достижений на уроках географии...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС.В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю совре...