Методическая разработка "Учебный контракт для организации образовательного процесса".
методическая разработка

Бондарева Валентина Викторовна

Толковый словарь В.Даля определяет «Контракт», как (совершенное на законном основании)  письменное условие, договор в законном порядке. Контрактовать – договариваться, заключать условие могут обе стороны, взаимно заключившие условие или сделку и, называемые контрагентами. Договором, по В.Далю,  является уговор, взаимное соглашение, условие, обязательство; на деловом языке – предварительные условия или частное обязательство.

В словаре иностранных слов: контракт – в юридическом значении – договор, соглашение, устанавливающее права и обязанности для обеих сторон и обусловленные сроками.

Обобщая вышесказанное можно заключить, что контракты включают в себя:

-              участвующие стороны;

-              что они собираются делать вместе;

-              сколько это потребует времени;

-              какова будет цель или результат этого процесса;

-              как они узнают, что цель достигнута;

-              на сколько это будет полезно клиенту.

В основе контракта лежит развитие договорных отношений между разными субъектами, стремящимися таким образом зафиксировать свое равноправие. Контракт – договор позволяет удерживать субъектов от посягательств на права друг друга, поскольку он является результатом их совместного, добровольного установления некой нормы, которой стороны обязуются следовать.

Образование – это деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующего от него не подражания, а выбора. В процессе жизненного пути, человек сталкивается с трудностями и проблемами, которые ему приходится решать не только с самим собой, но и в процессе социализации. На эффективность разрешения этих конфликтов влияет прежний опыт их разрешения в других общностях. Школа и семья в значительной степени могут способствовать решению будущих конфликтов. При поддержке взрослого, осваивая выбор и ответственность, ребенок обретает цель – свободу и способ ее осуществления – осознанную, ответственную деятельность.

Контракты позволяют ученикам ставить перед собой цели и планировать, чего они намерены добиться. Контракты представляют собой своего рода промежуточный опыт между абсолютной свободой учиться чему угодно (что интересно) и учебным процессом, который относительно свободен, но все же  остается в рамках определенных формальных требований.

Джером Фрейберг приводит пример такого контракта в книге «Свобода учиться» К.Роджерса, Д. Фрейберга.

 

С одной шестиклассницей был заключен контракт на самостоятельные занятия в рамках курса социальных наук. Конкретной темой курса была история Африки, и данный контракт касался изучения Африки. Однажды ученица  Синтия С. (сама афроамериканка) задала вопрос в классе: «Как людям удается выживать в Африке, где очень жарко и не хватает еды?». Мы сели и обсудили посылки вытекающие из ее вопроса.

Первым шагом в использовании контракта было объяснение того, как он действует и как в целом выполняется (для начала хорошо заключить контракт с одним учеником; учитель может увидеть проблемы, связанные с индивидуализированным обучением, трудности в оценивании). Когда контракт был составлен, обе стороны договорились его придерживаться.

 

Контракт на самостоятельные занятия.

Синтия С.

Мистер Фрейберг

Вопрос: Как удается людям выживать в Африке, где очень жарко и недостает пищи?

 

Допущения:

1.            В Африке жарко

2.            Нет пищи.

 

Время самостоятельных занятий: Каждый вторник, если необходимо, Синтия идет в библиотеку.

 

Продолжительность проекта:   Две или три недели.

 

Регулярные встречи мистера Фрейберга и Синтии С.:  Каждый вторник, а так же встречи при необходимости.

 

Виды деятельности:  Синтия находит ответы на заданные вопросы и предоставляет свои открытия в следующей форме:

1.            Климатические карты

2.            Интервью со специалистами в виде записи 10 вопросов и ответов на них

3.            Список фильмов и слайдов об Африке

4.            Представление своих открытий перед классом

5.            Ответы на вопросы по теме, задаваемые классом и мистером Фрейбергом

 

Оценка:  Синтия получает балл А, если соблюдены все пункты (1-5)

 

Возможные источники:       

Альманах

Атлас

Фильмы и слайды из библиотеки

Интервью со специалистами

Библиотечные книги

 

Подписи   ______________________________________(Синтии С. и мистера Фрейберга)

 

Приведем еще один пример использования контрактов с родителями учеников «группы риска» (проблемы с успеваемостью, прогулы, проблемы в поведении). Этот опыт был успешно использован в общеобразовательной школе 147 Красногвардейского р-на г. С-Петербурга при проведении советов по профилактике с трудными учениками и их родителями. Была отмечена высокая эффективность участия родителей в последующей работе с классным руководителем и представителями службы сопровождения после подписания ими следующей контрактной формы:

 

Директору школы № 147

Алексеевой Г.В.

 

от __________________

 

 

 

  Я, _________________________________________________, поставлен (а) в известность  о том, что мой ребенок ____________________________________, ученик (ца) _________  класса, не успевает по следующим предметам: ____________________________________

____________________________________________________________________________

 

     Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 63 (п. 1,2) Семейного кодекса РФ и ст. 52   (п. 2,5) Закона РФ «Об образовании» я несу ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Ознакомлен (а) с правилами допуска к итоговой аттестации.

 

 

Семейный кодекс

 

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

 

1.            Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

 

 

2.            Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

 

 

Закон РФ об образовании

 

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).

 

2.  Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны  

     обеспечить получение детьми основного общего образования (в ред. Федерального   

     закона от 25.06.2002 № 71-ФЗ)

 

 

5.            Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

 

 

Обязуюсь принять меры по исправлению неудовлетворительных оценок и регулярно следить за успеваемостью моего ребенка.

 

 

Дата:      ______________                                              Подпись: _________________

 

Как правило, договор отражает административный уровень контракта и требует дополнения в форме профессионального контракта о взаимодействии классного руководителя и родителей, родителей с представителем службы сопровождения школы (психологом, социальным работником, логопедом, врачом или др.). Важно помнить, что любой контракт должен отражать в себе взаимодействие трех сторон. В случае контракта администрации с родителями, третьей стороной является закон; в договоре учителя с учениками о нарушениях поведения на уроке третьей стороной является – класс, групповой контракт; в договоре учителя – предметника с учеником – учебная программа и т.д.

 

Контрактный подход к взаимодействию в образововательном процессе сегодня необходим, как надежная база для принятия эффективных управленческих решений всем участникам образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный контракт для организации образовательного процесса.

https://ya-uchitel.ru/load/ - jопубликован  16/02/2021

Валентина Викторовна Бондарева, к.п.н., доцент, педагог-психолог лицея 533 Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга, bond60@mail.ru 

В статье приводятся несколько примеров контрактно – договорных отношений для урегулирования общения участников образовательного процесса: учитель-ученик, учитель - родитель.  Контракты и договора позволяют им устанавливать нормы, которым стороны обязуются следовать.

Толковый словарь В.Даля определяет «Контракт», как (совершенное на законном основании)  письменное условие, договор в законном порядке. Контрактовать – договариваться, заключать условие могут обе стороны, взаимно заключившие условие или сделку и, называемые контрагентами. Договором, по В.Далю,  является уговор, взаимное соглашение, условие, обязательство; на деловом языке – предварительные условия или частное обязательство.

В словаре иностранных слов: контракт – в юридическом значении – договор, соглашение, устанавливающее права и обязанности для обеих сторон и обусловленные сроками.

Обобщая вышесказанное можно заключить, что контракты включают в себя:

-        участвующие стороны;

-        что они собираются делать вместе;

-        сколько это потребует времени;

-        какова будет цель или результат этого процесса;

-        как они узнают, что цель достигнута;

-        на сколько это будет полезно клиенту.

В основе контракта лежит развитие договорных отношений между разными субъектами, стремящимися таким образом зафиксировать свое равноправие. Контракт – договор позволяет удерживать субъектов от посягательств на права друг друга, поскольку он является результатом их совместного, добровольного установления некой нормы, которой стороны обязуются следовать.

Образование – это деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующего от него не подражания, а выбора. В процессе жизненного пути, человек сталкивается с трудностями и проблемами, которые ему приходится решать не только с самим собой, но и в процессе социализации. На эффективность разрешения этих конфликтов влияет прежний опыт их разрешения в других общностях. Школа и семья в значительной степени могут способствовать решению будущих конфликтов. При поддержке взрослого, осваивая выбор и ответственность, ребенок обретает цель – свободу и способ ее осуществления – осознанную, ответственную деятельность.

Контракты позволяют ученикам ставить перед собой цели и планировать, чего они намерены добиться. Контракты представляют собой своего рода промежуточный опыт между абсолютной свободой учиться чему угодно (что интересно) и учебным процессом, который относительно свободен, но все же  остается в рамках определенных формальных требований.

Джером Фрейберг приводит пример такого контракта в книге «Свобода учиться» К.Роджерса, Д. Фрейберга.

С одной шестиклассницей был заключен контракт на самостоятельные занятия в рамках курса социальных наук. Конкретной темой курса была история Африки, и данный контракт касался изучения Африки. Однажды ученица  Синтия С. (сама афроамериканка) задала вопрос в классе: «Как людям удается выживать в Африке, где очень жарко и не хватает еды?». Мы сели и обсудили посылки вытекающие из ее вопроса.

Первым шагом в использовании контракта было объяснение того, как он действует и как в целом выполняется (для начала хорошо заключить контракт с одним учеником; учитель может увидеть проблемы, связанные с индивидуализированным обучением, трудности в оценивании). Когда контракт был составлен, обе стороны договорились его придерживаться.

Контракт на самостоятельные занятия.

Синтия С.

Мистер Фрейберг

Вопрос: Как удается людям выживать в Африке, где очень жарко и недостает пищи?

Допущения:

1.        В Африке жарко

2.        Нет пищи.

Время самостоятельных занятий: Каждый вторник, если необходимо, Синтия идет в библиотеку.

Продолжительность проекта:   Две или три недели.

Регулярные встречи мистера Фрейберга и Синтии С.:  Каждый вторник, а так же встречи при необходимости.

Виды деятельности:  Синтия находит ответы на заданные вопросы и предоставляет свои открытия в следующей форме:

1.        Климатические карты

2.        Интервью со специалистами в виде записи 10 вопросов и ответов на них

3.        Список фильмов и слайдов об Африке

4.        Представление своих открытий перед классом

5.        Ответы на вопросы по теме, задаваемые классом и мистером Фрейбергом

Оценка:  Синтия получает балл А, если соблюдены все пункты (1-5)

Возможные источники:        

Альманах

Атлас

Фильмы и слайды из библиотеки

Интервью со специалистами

Библиотечные книги

Подписи   ______________________________________(Синтии С. и мистера Фрейберга)

Приведем еще один пример использования контрактов с родителями учеников «группы риска» (проблемы с успеваемостью, прогулы, проблемы в поведении). Этот опыт был успешно использован в общеобразовательной школе 147 Красногвардейского р-на г. С-Петербурга при проведении советов по профилактике с трудными учениками и их родителями. Была отмечена высокая эффективность участия родителей в последующей работе с классным руководителем и представителями службы сопровождения после подписания ими следующей контрактной формы:

Директору школы № 147

Алексеевой Г.В.

от __________________

  Я, _________________________________________________, поставлен (а) в известность  о том, что мой ребенок ____________________________________, ученик (ца) _________  класса, не успевает по следующим предметам: ____________________________________

____________________________________________________________________________

     Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 63 (п. 1,2) Семейного кодекса РФ и ст. 52   (п. 2,5) Закона РФ «Об образовании» я несу ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Ознакомлен (а) с правилами допуска к итоговой аттестации.

Семейный кодекс

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

1.        Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2.        Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ об образовании

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).

2.  Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны  

     обеспечить получение детьми основного общего образования (в ред. Федерального    

     закона от 25.06.2002 № 71-ФЗ)

5.        Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Обязуюсь принять меры по исправлению неудовлетворительных оценок и регулярно следить за успеваемостью моего ребенка.

Дата:      ______________                                              Подпись: _________________

Как правило, договор отражает административный уровень контракта и требует дополнения в форме профессионального контракта о взаимодействии классного руководителя и родителей, родителей с представителем службы сопровождения школы (психологом, социальным работником, логопедом, врачом или др.). Важно помнить, что любой контракт должен отражать в себе взаимодействие трех сторон. В случае контракта администрации с родителями, третьей стороной является закон; в договоре учителя с учениками о нарушениях поведения на уроке третьей стороной является – класс, групповой контракт; в договоре учителя – предметника с учеником – учебная программа и т.д.

Контрактный подход к взаимодействию в образововательном процессе сегодня необходим, как надежная база для принятия эффективных управленческих решений всем участникам образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»

Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в...

Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»

       В методической разработке изложена  методика изучения  предмета,    определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...

Методическая разработка по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"

Презентация по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...