Методическая разработка "Учебный контракт для организации образовательного процесса".
методическая разработка
Толковый словарь В.Даля определяет «Контракт», как (совершенное на законном основании) письменное условие, договор в законном порядке. Контрактовать – договариваться, заключать условие могут обе стороны, взаимно заключившие условие или сделку и, называемые контрагентами. Договором, по В.Далю, является уговор, взаимное соглашение, условие, обязательство; на деловом языке – предварительные условия или частное обязательство.
В словаре иностранных слов: контракт – в юридическом значении – договор, соглашение, устанавливающее права и обязанности для обеих сторон и обусловленные сроками.
Обобщая вышесказанное можно заключить, что контракты включают в себя:
- участвующие стороны;
- что они собираются делать вместе;
- сколько это потребует времени;
- какова будет цель или результат этого процесса;
- как они узнают, что цель достигнута;
- на сколько это будет полезно клиенту.
В основе контракта лежит развитие договорных отношений между разными субъектами, стремящимися таким образом зафиксировать свое равноправие. Контракт – договор позволяет удерживать субъектов от посягательств на права друг друга, поскольку он является результатом их совместного, добровольного установления некой нормы, которой стороны обязуются следовать.
Образование – это деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующего от него не подражания, а выбора. В процессе жизненного пути, человек сталкивается с трудностями и проблемами, которые ему приходится решать не только с самим собой, но и в процессе социализации. На эффективность разрешения этих конфликтов влияет прежний опыт их разрешения в других общностях. Школа и семья в значительной степени могут способствовать решению будущих конфликтов. При поддержке взрослого, осваивая выбор и ответственность, ребенок обретает цель – свободу и способ ее осуществления – осознанную, ответственную деятельность.
Контракты позволяют ученикам ставить перед собой цели и планировать, чего они намерены добиться. Контракты представляют собой своего рода промежуточный опыт между абсолютной свободой учиться чему угодно (что интересно) и учебным процессом, который относительно свободен, но все же остается в рамках определенных формальных требований.
Джером Фрейберг приводит пример такого контракта в книге «Свобода учиться» К.Роджерса, Д. Фрейберга.
С одной шестиклассницей был заключен контракт на самостоятельные занятия в рамках курса социальных наук. Конкретной темой курса была история Африки, и данный контракт касался изучения Африки. Однажды ученица Синтия С. (сама афроамериканка) задала вопрос в классе: «Как людям удается выживать в Африке, где очень жарко и не хватает еды?». Мы сели и обсудили посылки вытекающие из ее вопроса.
Первым шагом в использовании контракта было объяснение того, как он действует и как в целом выполняется (для начала хорошо заключить контракт с одним учеником; учитель может увидеть проблемы, связанные с индивидуализированным обучением, трудности в оценивании). Когда контракт был составлен, обе стороны договорились его придерживаться.
Контракт на самостоятельные занятия.
Синтия С.
Мистер Фрейберг
Вопрос: Как удается людям выживать в Африке, где очень жарко и недостает пищи?
Допущения:
1. В Африке жарко
2. Нет пищи.
Время самостоятельных занятий: Каждый вторник, если необходимо, Синтия идет в библиотеку.
Продолжительность проекта: Две или три недели.
Регулярные встречи мистера Фрейберга и Синтии С.: Каждый вторник, а так же встречи при необходимости.
Виды деятельности: Синтия находит ответы на заданные вопросы и предоставляет свои открытия в следующей форме:
1. Климатические карты
2. Интервью со специалистами в виде записи 10 вопросов и ответов на них
3. Список фильмов и слайдов об Африке
4. Представление своих открытий перед классом
5. Ответы на вопросы по теме, задаваемые классом и мистером Фрейбергом
Оценка: Синтия получает балл А, если соблюдены все пункты (1-5)
Возможные источники:
Альманах
Атлас
Фильмы и слайды из библиотеки
Интервью со специалистами
Библиотечные книги
Подписи ______________________________________(Синтии С. и мистера Фрейберга)
Приведем еще один пример использования контрактов с родителями учеников «группы риска» (проблемы с успеваемостью, прогулы, проблемы в поведении). Этот опыт был успешно использован в общеобразовательной школе 147 Красногвардейского р-на г. С-Петербурга при проведении советов по профилактике с трудными учениками и их родителями. Была отмечена высокая эффективность участия родителей в последующей работе с классным руководителем и представителями службы сопровождения после подписания ими следующей контрактной формы:
Директору школы № 147
Алексеевой Г.В.
от __________________
Я, _________________________________________________, поставлен (а) в известность о том, что мой ребенок ____________________________________, ученик (ца) _________ класса, не успевает по следующим предметам: ____________________________________
____________________________________________________________________________
Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 63 (п. 1,2) Семейного кодекса РФ и ст. 52 (п. 2,5) Закона РФ «Об образовании» я несу ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Ознакомлен (а) с правилами допуска к итоговой аттестации.
Семейный кодекс
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Закон РФ об образовании
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны
обеспечить получение детьми основного общего образования (в ред. Федерального
закона от 25.06.2002 № 71-ФЗ)
5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Обязуюсь принять меры по исправлению неудовлетворительных оценок и регулярно следить за успеваемостью моего ребенка.
Дата: ______________ Подпись: _________________
Как правило, договор отражает административный уровень контракта и требует дополнения в форме профессионального контракта о взаимодействии классного руководителя и родителей, родителей с представителем службы сопровождения школы (психологом, социальным работником, логопедом, врачом или др.). Важно помнить, что любой контракт должен отражать в себе взаимодействие трех сторон. В случае контракта администрации с родителями, третьей стороной является закон; в договоре учителя с учениками о нарушениях поведения на уроке третьей стороной является – класс, групповой контракт; в договоре учителя – предметника с учеником – учебная программа и т.д.
Контрактный подход к взаимодействию в образововательном процессе сегодня необходим, как надежная база для принятия эффективных управленческих решений всем участникам образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_kontrakt_dlya_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный контракт для организации образовательного процесса.
https://ya-uchitel.ru/load/ - jопубликован 16/02/2021
Валентина Викторовна Бондарева, к.п.н., доцент, педагог-психолог лицея 533 Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга, bond60@mail.ru
В статье приводятся несколько примеров контрактно – договорных отношений для урегулирования общения участников образовательного процесса: учитель-ученик, учитель - родитель. Контракты и договора позволяют им устанавливать нормы, которым стороны обязуются следовать.
Толковый словарь В.Даля определяет «Контракт», как (совершенное на законном основании) письменное условие, договор в законном порядке. Контрактовать – договариваться, заключать условие могут обе стороны, взаимно заключившие условие или сделку и, называемые контрагентами. Договором, по В.Далю, является уговор, взаимное соглашение, условие, обязательство; на деловом языке – предварительные условия или частное обязательство.
В словаре иностранных слов: контракт – в юридическом значении – договор, соглашение, устанавливающее права и обязанности для обеих сторон и обусловленные сроками.
Обобщая вышесказанное можно заключить, что контракты включают в себя:
- участвующие стороны;
- что они собираются делать вместе;
- сколько это потребует времени;
- какова будет цель или результат этого процесса;
- как они узнают, что цель достигнута;
- на сколько это будет полезно клиенту.
В основе контракта лежит развитие договорных отношений между разными субъектами, стремящимися таким образом зафиксировать свое равноправие. Контракт – договор позволяет удерживать субъектов от посягательств на права друг друга, поскольку он является результатом их совместного, добровольного установления некой нормы, которой стороны обязуются следовать.
Образование – это деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующего от него не подражания, а выбора. В процессе жизненного пути, человек сталкивается с трудностями и проблемами, которые ему приходится решать не только с самим собой, но и в процессе социализации. На эффективность разрешения этих конфликтов влияет прежний опыт их разрешения в других общностях. Школа и семья в значительной степени могут способствовать решению будущих конфликтов. При поддержке взрослого, осваивая выбор и ответственность, ребенок обретает цель – свободу и способ ее осуществления – осознанную, ответственную деятельность.
Контракты позволяют ученикам ставить перед собой цели и планировать, чего они намерены добиться. Контракты представляют собой своего рода промежуточный опыт между абсолютной свободой учиться чему угодно (что интересно) и учебным процессом, который относительно свободен, но все же остается в рамках определенных формальных требований.
Джером Фрейберг приводит пример такого контракта в книге «Свобода учиться» К.Роджерса, Д. Фрейберга.
С одной шестиклассницей был заключен контракт на самостоятельные занятия в рамках курса социальных наук. Конкретной темой курса была история Африки, и данный контракт касался изучения Африки. Однажды ученица Синтия С. (сама афроамериканка) задала вопрос в классе: «Как людям удается выживать в Африке, где очень жарко и не хватает еды?». Мы сели и обсудили посылки вытекающие из ее вопроса.
Первым шагом в использовании контракта было объяснение того, как он действует и как в целом выполняется (для начала хорошо заключить контракт с одним учеником; учитель может увидеть проблемы, связанные с индивидуализированным обучением, трудности в оценивании). Когда контракт был составлен, обе стороны договорились его придерживаться.
Контракт на самостоятельные занятия.
Синтия С.
Мистер Фрейберг
Вопрос: Как удается людям выживать в Африке, где очень жарко и недостает пищи?
Допущения:
1. В Африке жарко
2. Нет пищи.
Время самостоятельных занятий: Каждый вторник, если необходимо, Синтия идет в библиотеку.
Продолжительность проекта: Две или три недели.
Регулярные встречи мистера Фрейберга и Синтии С.: Каждый вторник, а так же встречи при необходимости.
Виды деятельности: Синтия находит ответы на заданные вопросы и предоставляет свои открытия в следующей форме:
1. Климатические карты
2. Интервью со специалистами в виде записи 10 вопросов и ответов на них
3. Список фильмов и слайдов об Африке
4. Представление своих открытий перед классом
5. Ответы на вопросы по теме, задаваемые классом и мистером Фрейбергом
Оценка: Синтия получает балл А, если соблюдены все пункты (1-5)
Возможные источники:
Альманах
Атлас
Фильмы и слайды из библиотеки
Интервью со специалистами
Библиотечные книги
Подписи ______________________________________(Синтии С. и мистера Фрейберга)
Приведем еще один пример использования контрактов с родителями учеников «группы риска» (проблемы с успеваемостью, прогулы, проблемы в поведении). Этот опыт был успешно использован в общеобразовательной школе 147 Красногвардейского р-на г. С-Петербурга при проведении советов по профилактике с трудными учениками и их родителями. Была отмечена высокая эффективность участия родителей в последующей работе с классным руководителем и представителями службы сопровождения после подписания ими следующей контрактной формы:
Директору школы № 147
Алексеевой Г.В.
от __________________
Я, _________________________________________________, поставлен (а) в известность о том, что мой ребенок ____________________________________, ученик (ца) _________ класса, не успевает по следующим предметам: ____________________________________
____________________________________________________________________________
Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 63 (п. 1,2) Семейного кодекса РФ и ст. 52 (п. 2,5) Закона РФ «Об образовании» я несу ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Ознакомлен (а) с правилами допуска к итоговой аттестации.
Семейный кодекс
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Закон РФ об образовании
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны
обеспечить получение детьми основного общего образования (в ред. Федерального
закона от 25.06.2002 № 71-ФЗ)
5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Обязуюсь принять меры по исправлению неудовлетворительных оценок и регулярно следить за успеваемостью моего ребенка.
Дата: ______________ Подпись: _________________
Как правило, договор отражает административный уровень контракта и требует дополнения в форме профессионального контракта о взаимодействии классного руководителя и родителей, родителей с представителем службы сопровождения школы (психологом, социальным работником, логопедом, врачом или др.). Важно помнить, что любой контракт должен отражать в себе взаимодействие трех сторон. В случае контракта администрации с родителями, третьей стороной является закон; в договоре учителя с учениками о нарушениях поведения на уроке третьей стороной является – класс, групповой контракт; в договоре учителя – предметника с учеником – учебная программа и т.д.
Контрактный подход к взаимодействию в образововательном процессе сегодня необходим, как надежная база для принятия эффективных управленческих решений всем участникам образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»
Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...
Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе
Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в...
Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»
В методической разработке изложена методика изучения предмета, определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...
Методическая разработка по организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на занятиях объединений
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на занятиях объединений...
Методическая разработка по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"
Презентация по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...