Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"
методическая разработка по технологии на тему
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:
· возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом);
· индивидуальные особенности школьников;
· состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;
· наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rekomendatsii_po_organizatsii_obr._protsessa.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации
образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность"
в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"
Пояснительная записка
В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.
Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.
Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
В современном понимании технология – это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.
Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.
Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:
- возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом);
- индивидуальные особенности школьников;
- состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;
- наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).
При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.
При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:
- технологической культуре производства;
- основам черчения, графики и дизайна;
- элементам домашней экономики и предпринимательства;
- знакомству с миром профессий;
- влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методам технической, творческой и проектной деятельности;
- получению, обработке, хранению и использованию различной информации
овладевают:
- навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- навыками чтения и составления технической и технологической документации;
- навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;
- навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;
- навыками ИКТ;
- методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации;
- навыками организации и планирования своей деятельности.
Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектного метода лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.
При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения.
Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными. Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.
На защите проектов учащиеся выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы, при необходимости импровизируют, стараются держаться свободно и уверенно, быть доказательными.
Тематическое планирование
раздела «Проектная деятельность» ОО «Технология»
в 5-8 классах (мальчики и девочки) 34 часов, 1 урок в неделю/68 часов, 2 урока в неделю
№ урока | месяц | Тема урока 1 четверть | Примечание |
1 | сентябрь | Основные понятия о проекте. Упражнения на развитие творческих способностей. Профориентация: Виды деятельности человека. | |
2 | Технология создания материальных объектов. Практическая работа №2 «Алгоритм создания заданного материального объекта» | ||
3 | Работа с источниками информации. Практическая работа № 3 «Выполнение творческого задания» Профориентация: Виды информации. | ||
4 | Выбор и обоснование своей темы проекта. Практическая работа №4 «Планирование своей проектной деятельности» | ||
5 | октябрь | Экспертиза изделия. Практическая работа №4 « Экспертиза изделия» (работа в группах) Профориентация: инженер конструктор, инженер-технолог | |
6 | Конструирование. Поиск альтернативных вариантов. Практическая работа№6 «Выполнение эвристического задания» | ||
7 | Технологический этап проекта. Отделка. Практическая работа №7 «Выполнение творческого задания» Профориентация: художник-оформитель | ||
2 четверть | |||
8 | ноябрь | Технологический этап проекта . Создание технологической карты изготовления изделия. Практическая работа №8 «Создание технологической карты изготовления изделия» Профориентация: технолог производства. | |
9 | Технологический этап проекта. «Создание лекал» Практическая работа №9 «Создание лекал, трафаретов или выкроек деталей изделия» Профессиональная проба: создание лекал | ||
10 | Технологический этап проекта: «Современные способы обработки деталей кроя» Практическая работа №10 «Обработка и соединение деталей кроя». Профориентация: профессии, связанные с обработкой материалов | ||
11 | декабрь | Технологический этап проекта. « Современные способы обработки деталей кроя» Практическая работа №11 «Обработка и соединение деталей кроя». Профориентация: инженер – наладчик оборудования | |
12 | Технологический этап проекта. « Промежуточные операции по обработке деталей кроя» Практическая работа №12 «Соединение деталей кроя и их обработка » Профессиональная проба: швея, столяр и т.д. | ||
13 | Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №13 «Соединение деталей кроя и обработка » | ||
14 | Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №14 «Соединение деталей кроя и обработка » | ||
3 четверть | |||
15 | январь | Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №15 « Соединение деталей кроя и обработка » | |
16 | Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №16 «Соединение деталей кроя и обработка » | ||
17 | Технологический этап проекта: « Выбор вида отделки» Практическая работа №17 «Отделка изделия» | ||
18 | февраль | Технологический этап проекта: « Заключительный этап» Практическая работа №18 «Окончательная отделка изделия» Профориентация: профессии связанные с отделкой изделия | |
19 | Создание проектной документации Практическая работа №19 «Работа с источниками информации, документацией» | ||
20 | Правила оформления проектной документации: «Титульный лист. Оглавление» Практическая работа №20 «Оформление титульного листа и написание оглавления» Домашняя работа «Библиография. Поиск информации» | ||
21 | март | Правила оформления проектной документации: Введение к работе. Главы основной части Практическая работа №21 «Написание введения» Домашняя работа «Написать теоретическую часть» | |
22 | Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов Практическая работа №22 «Оформление технологической части проекта» | ||
23 | Правила оформления проектной документации: «Выявление наличия экологической проблемы» Практическая работа №23 «Выявление экологической проблемы, способы ее решения» Профориентация: профессия эколог | ||
24 | Правила оформления проектной документации: Расчет экономических затрат на производство изделия Практическая работа №24 «Расчет экономических затрат» Профориентация: профессии экономист | ||
4 четверть | |||
25 | апрель | Реклама изделия: устная, письменная. Практическая работа №25 «Создание рекламы своему товару, для получения конкурентноспособности». Профориентация: профессии, связанные с рекламой. | |
26 | Современная упаковка Практическая работа №26 «Упаковка товара» | ||
27 | Подготовка к защите проекта. Создание презентации Практическая работа № 27 «Тренировочные упражнения по правилам выступления на аудиторию; импровизация. Профессиональная проба: оратор | ||
28 | май | Подготовка к защите проекта Профессиональная проба: Оратор Практическая работа №28 «Тренировочные упражнения: выступления на аудиторию по правилам выступления; импровизация». | |
29 | Защита проекта | ||
30 | Экскурсия на производство |
План урока в 8 классе
1.Тема: Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека (профориентация) 2.Цель урока:
образовательная: формирование основных понятий о том, что может быть проектом, что может быть продуктом, о требованиях выполнения проекта, о творчестве и творческой работе, о видах деятельности человека;
развивающая: способствование овладению основными способами мыслительной деятельности учащимися, развитию навыков творчества, обобщения, сравнения, развития интереса;
воспитательная: способствовать воспитанию творческого мышления, любознательности, познавательного интереса.
3. Задача: заинтересовать учащихся проектной деятельностью
4.Оснащение урока:
Материально-техническая база:
- Мастерская технологии
- Парты
- Раздаточный материал для вклеивания в тетрадь
- Раздаточный материал в файле
- Мультимедийная установка для показа слайдов
Дидактическое обеспечение:
- тетради учащихся
- лекция учителя
5.Методы обучения (интерактивные)
диалог, практическая работа в паре
6. Преобладающие средства: вербальные
7. Формы организации познавательной деятельности:
классно – урочная – фронтальная работа с элементами проблемной ситуации, работа в микрогруппах.
8. Словарная работа: проект, реферат, исследование, компиляция, творчество, деятельность
9. Тип урока: (комбинированный) изучение нового
10.Межпредметные связи: литература, ИЗО, художественный труд.
Технологическая карта урока 8 класс
1.Тема: Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека (профориентация)
2.Цель урока: формирование знаний, основных понятий
3. Задача: заинтересовать учащихся
4. Развивающая задача: учить обобщать, сравнивать, анализировать, развивать интерес, обще-учебные знания и умения.
5. Практические работы: «Упражнения на развитие творчества»
6.Пособия: плакаты
1) 8 «П» проекта (компоненты проекта)
2)Характеристики творческих людей
презентации
1) Основные понятия о проекте.
2)Что такое творчество
3) Виды деятельности человека
Раздаточный материал
Для работы на уроке Для вклеивания в тетрадь 1) 8 «П» проекта (компоненты проекта) 1) 8 «П» проекта (компоненты проекта)
2) Требования, предъявляемые к 2) Требования, предъявляемые к
выполнению проекта. выполнению проекта.
3) Значение творчества в жизни человека 3) Основные определения
4) Виды деятельности человека. 4) Основные различия: проект, исследование,
реферат, компиляция
5) Виды деятельности человека
7 .Оборудование: Мультимедиа для показа презентации
8. Информативная часть: познавательные сведения по теме урока: «Основные понятия о проекте», «Творчество. Творческая работа», «Виды деятельности человека»
9. Технологическая часть: инструкционные карты для практической деятельности к уроку
10. Аналитическая часть: контрольные вопросы по теме:
- Что является компонентами проекта?
- Какие требования предъявляются к выполнению проекта?
-Что такое проект, исследование, реферат, в чем их раличие?
-Что такое деятельность человека, её виды
11.Запись в тетради: тема урока, вклеивание в тетрадь схем и правил, новой информации по теме урока
12. Домашнее задание:
1) Упражнение на развитие фантазии «Образ слова» выполнить на плотном листе бумаги формата А4 цветными карандашами
2) Принести к уроку:
- белый плотный лист А4
- набор цветной бумаги
- простой карандаш, ластик, клей
11. Заключительная часть: подведение итогов практической и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Методические рекомендации «Диагностика образовательного процесса и его результатов в вокально-хоровых объединениях дополнительного образования детей"
В данной работе дано теоретическое представление о проблеме диагностики образовательного процесса и его результатов и предлагается один извозможных подходов к решению проблемы оценки образовательных р...
Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г
В данном материале рассматривается, как использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»
Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования методическую помощь в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...
Методические рекомендации к интегрированной программе творческо-исследовательской деятельности "Цивилизационное наследие России" к курсу "География" (5-9 классы)
Интеграционная программа ТИД ЦНР составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО предмета «География», представленных в ФГОС ООО, а также с учетом особенностей и результатов...