Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"
методическая разработка по технологии на тему

Сидорова Валентина Владимировна

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:

·         возрастные (посильность  туда в соответствии с возрастом);

·         индивидуальные особенности школьников;

·         состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;

·         наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rekomendatsii_po_organizatsii_obr._protsessa.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации   по организации

образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность"

в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

Пояснительная записка

В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.

Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.

Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

В современном понимании технология – это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.

Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.

Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:

  • возрастные (посильность  туда в соответствии с возрастом);
  • индивидуальные особенности школьников;
  • состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;
  • наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).

При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.

При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:

  • технологической культуре производства;
  • основам черчения, графики и дизайна;
  • элементам домашней экономики и предпринимательства;
  • знакомству  с миром профессий;
  • влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методам технической, творческой и проектной деятельности;
  • получению, обработке, хранению и использованию различной информации

овладевают:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технической и технологической документации;
  • навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;
  • навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;
  • навыками ИКТ;
  • методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации;
  • навыками организации и планирования своей деятельности.

Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектного метода лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.

При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения.

Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными. Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.

На защите проектов учащиеся выступают перед  аудиторией, отвечают на вопросы, при необходимости импровизируют,  стараются держаться свободно и уверенно, быть доказательными.

Тематическое планирование

  раздела «Проектная деятельность» ОО «Технология»

в  5-8 классах (мальчики и девочки) 34 часов, 1 урок в неделю/68 часов, 2 урока в неделю

урока

месяц

Тема урока

1 четверть

Примечание

1

сентябрь

Основные понятия о проекте.

Упражнения на развитие творческих способностей.

 Профориентация: Виды деятельности человека.        

2

Технология создания материальных объектов.

 Практическая работа №2

 «Алгоритм создания заданного материального объекта»         

3

Работа с источниками информации.  Практическая работа № 3

 «Выполнение творческого задания»

 Профориентация: Виды информации.        

4

Выбор и обоснование своей темы проекта.

 Практическая работа №4

 «Планирование своей проектной деятельности»         

5

октябрь

Экспертиза изделия. Практическая работа №4

 « Экспертиза изделия» (работа в группах)

 Профориентация: инженер конструктор, инженер-технолог        

6

Конструирование. Поиск альтернативных вариантов.

 Практическая работа№6

  «Выполнение эвристического задания»          

7

Технологический этап проекта. Отделка.

 Практическая работа №7 «Выполнение творческого задания»  Профориентация: художник-оформитель        

2 четверть

8

ноябрь

Технологический этап проекта . Создание технологической карты изготовления изделия.

 Практическая работа №8   «Создание технологической карты изготовления изделия» Профориентация: технолог производства.

9

Технологический этап проекта.  «Создание лекал»

 Практическая работа №9

 «Создание лекал, трафаретов или выкроек деталей изделия» Профессиональная проба: создание лекал        

10

Технологический этап проекта: «Современные способы обработки деталей кроя»  Практическая работа №10

 «Обработка и соединение деталей кроя». Профориентация: профессии, связанные с обработкой материалов        

11

декабрь

Технологический этап проекта. « Современные способы обработки деталей кроя»  Практическая работа №11

 «Обработка и соединение деталей кроя».

 Профориентация: инженер – наладчик оборудования

12

Технологический этап проекта. « Промежуточные операции по обработке деталей кроя»

 Практическая работа №12  «Соединение деталей кроя и их обработка »  Профессиональная проба: швея, столяр и т.д.         

13

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя»  Практическая работа №13

 «Соединение деталей кроя и обработка »        

14

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №14 «Соединение деталей кроя и обработка »        

3 четверть

15

январь

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №15 « Соединение деталей кроя и обработка »        

16

Технологический этап проекта: « Соединение деталей кроя» Практическая работа №16 «Соединение деталей кроя и обработка »         

17

Технологический этап проекта: « Выбор вида отделки»

 Практическая работа №17  «Отделка изделия»         

18

февраль

Технологический этап проекта: « Заключительный этап»

 Практическая работа №18 «Окончательная отделка изделия» Профориентация: профессии связанные с отделкой изделия         

19

Создание проектной документации Практическая работа №19 «Работа с источниками информации, документацией»

20

Правила оформления проектной документации:

 «Титульный лист. Оглавление» Практическая работа №20 «Оформление титульного листа и написание оглавления» Домашняя работа «Библиография. Поиск информации»        

21

март

Правила оформления проектной документации:

 Введение к работе. Главы основной части  Практическая работа №21  «Написание введения»

 Домашняя работа «Написать теоретическую часть»        

22

Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов Практическая работа №22 «Оформление технологической части проекта»

23

Правила оформления проектной документации:

«Выявление наличия экологической проблемы»

 Практическая работа №23 «Выявление экологической проблемы, способы ее решения»  Профориентация: профессия эколог         

24

Правила оформления проектной документации: Расчет экономических затрат на производство изделия

 Практическая работа №24 «Расчет экономических затрат»  Профориентация: профессии экономист        

4 четверть

25

апрель

Реклама изделия: устная, письменная.  Практическая работа №25 «Создание рекламы своему товару, для получения конкурентноспособности».

 Профориентация: профессии, связанные с рекламой.

26

Современная упаковка

 Практическая работа №26 «Упаковка товара»         

27

Подготовка к защите проекта. Создание презентации

 Практическая работа № 27 «Тренировочные упражнения по правилам выступления на аудиторию; импровизация. Профессиональная проба: оратор

28

май

Подготовка к защите проекта Профессиональная проба: Оратор Практическая работа №28

 «Тренировочные упражнения: выступления на аудиторию по правилам выступления; импровизация».

29

Защита проекта

30

Экскурсия на производство

План урока в 8 классе  

1.Тема:        Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека  (профориентация)    2.Цель урока:

 образовательная: формирование основных понятий о том,  что может  быть проектом,  что  может быть продуктом, о требованиях   выполнения  проекта, о творчестве и творческой работе, о видах   деятельности человека;

 развивающая:   способствование  овладению основными способами  мыслительной  деятельности учащимися, развитию навыков   творчества, обобщения, сравнения, развития интереса;

воспитательная:      способствовать воспитанию творческого мышления,                      любознательности, познавательного интереса.

  3. Задача:    заинтересовать учащихся проектной деятельностью

  4.Оснащение урока:

  Материально-техническая база:

  • Мастерская технологии
  • Парты
  • Раздаточный материал для вклеивания в тетрадь
  • Раздаточный материал в файле
  • Мультимедийная установка для показа слайдов

 Дидактическое обеспечение:

  •  тетради учащихся
  •  лекция учителя

 5.Методы обучения (интерактивные)

диалог, практическая работа в паре

 6. Преобладающие средства:      вербальные

7. Формы организации познавательной        деятельности:       

классно – урочная – фронтальная работа с элементами  проблемной ситуации, работа в микрогруппах.

8. Словарная работа:   проект, реферат, исследование, компиляция,                                                               творчество, деятельность

9. Тип урока:  (комбинированный) изучение нового

 10.Межпредметные связи:  литература, ИЗО, художественный труд.

Технологическая карта урока 8 класс  

   1.Тема:   Основные понятия о проекте. Виды деятельности человека  (профориентация)   

   2.Цель урока:   формирование знаний, основных понятий                            

   3. Задача:         заинтересовать учащихся

   4. Развивающая  задача:          учить обобщать, сравнивать, анализировать, развивать интерес,                             обще-учебные знания и умения.              

   5. Практические работы:  «Упражнения на развитие творчества»  

   6.Пособия:  плакаты   

   1)  8 «П» проекта (компоненты проекта)

  2)Характеристики творческих людей

  презентации

1) Основные понятия о проекте.

2)Что такое  творчество  

3) Виды деятельности человека

                    Раздаточный материал

             Для работы на уроке                                                             Для вклеивания в тетрадь                                                                                 1)  8 «П» проекта (компоненты проекта)          1)  8 «П» проекта (компоненты проекта)

2)  Требования, предъявляемые к                          2)  Требования, предъявляемые к

     выполнению проекта.                                              выполнению проекта.  

3)  Значение творчества в жизни  человека       3)  Основные определения

4)   Виды деятельности человека.                       4)  Основные различия: проект, исследование,

                                                                                        реферат, компиляция

                                                                                         5) Виды деятельности человека

   7 .Оборудование:       Мультимедиа для показа презентации

   8. Информативная      часть:   познавательные сведения по теме урока: «Основные понятия о проекте»,   «Творчество. Творческая работа»,  «Виды деятельности человека»

  9. Технологическая      часть:    инструкционные карты для практической  деятельности к уроку  

 10. Аналитическая  часть:  контрольные вопросы по теме:

- Что является компонентами проекта?

 - Какие требования предъявляются к выполнению проекта?

 -Что такое проект, исследование, реферат, в чем их раличие?

 -Что такое деятельность человека, её виды

11.Запись в тетради:     тема урока,  вклеивание в тетрадь схем и правил, новой                                                                               информации по теме урока  

12. Домашнее задание:

1) Упражнение на развитие фантазии «Образ слова» выполнить   на  плотном листе бумаги формата А4 цветными  карандашами                          

2) Принести к уроку:

 - белый плотный лист  А4

- набор цветной бумаги

- простой карандаш, ластик, клей

 11. Заключительная часть:   подведение итогов  практической и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Диагностика образовательного процесса и его результатов в вокально-хоровых объединениях дополнительного образования детей"

В данной работе дано теоретическое представление о проблеме диагностики образовательного процесса и его результатов и предлагается один извозможных подходов к решению проблемы оценки образовательных р...

Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г

В данном материале рассматривается,  как  использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Методические рекомендации к интегрированной программе творческо-исследовательской деятельности "Цивилизационное наследие России" к курсу "География" (5-9 классы)

Интеграционная программа ТИД ЦНР составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО предмета «География», представленных в ФГОС ООО, а также с учетом особенностей и результатов...