Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
статья

Непокрытова Наталья Сергеевна

Проблема воспитания здорового покаления приобретает всё больше актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табарсукская средняя общеобразовательная школа

                             

Доклад:

Здоровьесберегающие технологии

на уроках изобразительного искусства

2018год

                Использование  здоровесберегающих технологий на  уроках      

                                  изобразительного  искусства.  

 

         Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90% школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.    

         Неудачный ответ на уроке, несправедливое замечание учителя, ссора с одноклассниками – проходят ли бесследно эти коллизии для психики современного школьника? То, что некоторые ученики патологически боятся вызова к доске, даже если бояться нечего, ни для кого не секрет. Отрицательные эмоции при этом связаны не с самой доской как таковой, а с тем негативным опытом, который был получен в школе. Ребенок не подготовил домашнее задание, неудачно высказался, вызвал насмешки одноклассников, язвительные замечания или гнев учителя… Такие ретроспективные страхи, опрокинутые в будущее, так или иначе оказывают влияние не только на здоровье человека, но и на успехи в учебе.

         Негативное воздействие действующей системы обучения выступает сильнейшим фактором, влияющим на здоровье ребенка. Поэтому сегодня в школах все популярнее становятся идеи снижения учебной нагрузки, а также изменения форм и методов проведения уроков. Основная цель этой идеи – создание комфортной не травмирующей школьной среды для учащихся. В основе подхода лежит личностно-ориентированная педагогика.

        Именно это направление предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса и отказ от авторитарного стиля. Поэтому основной своей задачей в укреплении здоровья школьников считаю создание комфортных условий, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

       Как этого добиться? С чего и кого начинать? Естественно, с себя. Атмосфера, которую я создаю, влияет на моих учеников, поэтому мне в первую очередь нужно следить за своим эмоциональным состоянием, настроением, словами и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей. Я должна помнить, что любой мой срыв может оказать негативное влияние на их психическое и физическое здоровье.

       В работе с детьми главным считаю создание доброжелательного настроя, когда каждый готов помочь товарищу, когда царит атмосфера уважения, доверия и радости. Для этого я стремлюсь к тому, чтобы в ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций.

       Для определения настроения я своим ученикам предлагаю заполнить таблицу, и узнать с каким настроением они пришли на урок. Можно даже нарисовать: хорошее настроение – солнышко, плохое – тучку (так как младшие школьники еще очень медленно пишут). В конце урока ребята также заполняют таблицу, но уже сообщают о том с каким настроением они ушли с урока. Здесь же можно задать вопрос, что понравилось на уроке, доволен ли своей работой и почему. Такой метод, построенный на основе диалоговых концепций, позволяет определить не только настроение школьников, но и узнать их пожелания. А это в свою очередь позволяет учителю правильно строить свою работу с детьми.

       Все мы знаем, что позитивно настроенные люди мыслят продуктивнее, быстрее справляются с какими-либо проблемами, меньше болеют. Они более работоспособны. Именно поэтому на своих уроках я стремлюсь позитивно настроить учащихся. В своей практике я использую карточки достижений. После заполнения такой карты ребенок сам может обнаружить свои пробелы в работе. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, необязательно выступать всем публично. Более смелые подытоживают свою деятельность самостоятельно. И педагогу незачем публично кого-то ругать, ребята сами видят свои ошибки.

      Огромное значение для формирования положительных эмоций играет музыка. Она способна поднять настроение, успокоить, вдохновить, стать средством борьбы с переутомлением. Музыка может задать и определенный темп в работе. Поэтому в своей педагогической деятельности  я также использую музыкальные произведения. Правда, с музыкой дело обстоит непросто, особенно в среднем звене. Трудно научить детей слушать классику, спокойные красивые мелодии, тогда как их привлекают реп и современная попса. Поэтому сначала редко можно использовать музыку во время практической работы, а в дальнейшем и для прослушивания к определенным заданиям.

       На своих уроках я провожу оздоровительные физкультминутки. Они заключаются в проведении комплексов упражнений на расслабление или, наоборот, мобилизацию сил организма в зависимости от ситуации. Ученики охотно выполняют их. Чередование различных видов деятельности (рассказа, беседы, рассматривания наглядных пособий, физкультминуток, практических работ, слушания музыки)  на уроках изобразительного искусства  не приводит к перегрузке, что в итоге способствует благоприятному развитию и сохранению здоровья учащихся.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как элемент здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Одним из важных здоровьесберегающих компонентов является применение игровых моментов.Игра может быть как элементом урока, а так же уроком-игрой....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства 7 класс Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» Тема I четверти. «Изображение фигуры человека и образ человека» Тема урока: «Понимание кра...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.А. Шопенгауэр говорил:“Здоровье до того перевешиваетвсе остальные блага,что здоровый нищийсчастливее больного короля”.Здоровье воспитанника в норме, если: в фи...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

   Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС  — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, ме...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.  Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение эт...