Игра, как элемент здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Одним из важных здоровьесберегающих компонентов является применение игровых моментов.

Игра может быть как элементом урока, а так же уроком-игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МОУ - Лицей №2 г. Саратов

Игра,  как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

Автор: Фомичева Г.В.,

учитель изобразительного искусства

2015 год                     

           «Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий счастливее больного короля».

                                                                А. Шопенгауэр

            «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

            Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно.

Работая в школе много лет с грустью приходиться комментировать, что с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, переутомлением, слабой нервной системой, повышенной возбудимостью.

В этой связи актуальны здоровьесберегающие технологии и должны стать частью и отличительным свойством всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками  здоровьесбережения, цель которого - не только оберегать здоровье учащихся и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Урок изобразительного искусства должен  осуществляться в условиях комфортности:

А) Соблюдаться санитарно-гигиенические нормы:

Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение и  т. д..

Б) Соблюдаться психологические условия:

  • Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
  • Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
  • Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
  • Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

      Может ли учитель изобразительного искусства с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

Здоровьесберегающие компоненты на уроке изобразительного искусства:

  • Динамические паузы, физкультминутки.
  • Применение игровых моментов с движениями учащихся (нач. школа)
  • Элементы релаксации
  • Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы
  • Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
  • Чередование видов учебной деятельности
  • Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности
  • Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
  • Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%
  • Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы
  • Учитель комментирует домашнее задание: объем, «опасные места».
  •  Наличие выбора.
  • Система оценивания.

И все же одним из важных здоровьесберегающих компонентов является применение игровых моментов.

Игра может быть как элементом урока, а так же уроком-игрой.

Динамические паузы, Физкультминутки это тоже своего рода игра. Например:

По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки-побегайки.

Вот бежит лисичка – рыжая сестричка.

Ищет где же зайки, зайки-побегайки.

Учащиеся, проговаривая текст  про зайчиков, входят в образ, пытаются повторить повадки животного.

Или говоря о природе, дети представляют пейзаж и используют соответствующую интонацию, чтобы передать настроение.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Две  три физминутки положено проводить в 1 классе.

Как важно умело использовать игровые моменты при организация урока.

 Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25 минута – 80%
  • 25-35 минута -  60-40%
  • 35-40 минута – 10%

Предлагаю пути сохранения здоровья учеников школы в рамках урока.

Комфортное начало и окончание урока.

Начало урока:

1.Игры.

Например, игра «Здравствуй»

— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри-ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

2.Стихи.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет на прок.

3.Загадки

Мишки, кубики, машинки
          И  конструкторы большие,
          И мячи, и безделушки -
           Это всё мои...

4.Сценки

Например, сценка «Незнайка и Карандаш»

Окончание урока:

Исходя из функций рефлексии,  предлагается следующая классификация.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния.

  1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
  2.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
  3.  «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – не все получилось.

Рефлексия деятельности.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  1.  «Лесенка успеха» – нижняя ступенька,  у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;  верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
  2. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  3.  «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Рефлексия содержания учебного материала.

1. «Поезд» -  На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.   Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик,  который указывает на то задание,  которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по  усмотрению ученика.

2. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, графический набросок  и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Организация учебного процесса по четвертям.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

- начало учебного года и недели;

- возникает ежедневно к 3-4-му урокам;   

- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

- окончание четверти, учебного года, недели. 

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

При окончании четверти или года использую  игровую технологию.

В 1–ом классе в 3 четверти  «Праздник птиц»,  в 4 четверти « Здравствуй лето!» Каждому на уроке надо расписать птицу и украсить ею коллективное панно.

Во 2 классе игра «Отгадай героя из сказки»

Во 3 классе во 2 четверти « Мой город», в 3 четверти «Кукольный театр», в 4 четверти «Экскурсоводы и зрители».

В игре «Кукольный театр» на уроке делаем пальчиковые куклы по двое.  А затем художники выступают в роли артистов, разыгрывая сцены из спектакля.

В 4 классе в 1-й четверти «Деревня – деревянный мир», во 2-й четверти  «Строим город», в 3-й четверти «Олимпийские игры в Древней Греции», в 4-й четверти «Мир моих увлечений».

«Строим город». Делимся на три команды.  Распределяем роли в каждой команде: Главный архитектор,  2-е – строители храма, 2-е – строители терема, 2-е строители входных ворот и стен, остальные строят крестьянские дома. Через 2 урока на 3-ем уроке  защита проекта.

 «Олимпийские игры в Древней Греции». Делимся на три команды и распределяем роли: двое – главные художники рисуют фон, остальные  фигуры спортсменов.

На втором уроке вывешиваются коллективные работы для оценки жюри, проводится между командами изовикторина  «Олимпийские игры в Древней Греции».

В 5 классе в 1 четверти «Народные праздники», во 2 четверти «Ярмарка», в 3 четверти коллективные работы «Бал во дворце».

Урок «Ярмарка»

Для учащихся 5-ого класса.

1-ая команда «Городец»

Название конкурса

Баллы

1

Выставка работ (Разделочные доски). Лавка

«Городец»

Ф.И. учащегося

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

2

Презентация лавки «Городец». Скоморохи, стихи, рассказ об этом народном промысле. 7-8 мин.

3

Игра «Угадай промысел по фрагменту»

1 попытка-5б., 2-попытка-4б ., 3 попытка-3б.

4

Изовикторина «Народные промыслы»

Красный кружок-полный ответ-4б.,

Желтый кружок - неполный ответ-2б.,

Синий кружок - плохое поведение-минус 1б.

Красных-

Желтых-

Синих-

5

Итого

2-ая команда  « Жостово». Выставляют Жостовские подносы.

3-я команда «Матрешки». Выставляют Матрешки.

В конце урока подсчитываются баллы.  За 1 место – выставляется дополнительная отметка «5» .

.В 6 классе «Знатоки», «Мир натюрморта», «Портрет в современном представлении».

В 7-ом классе  в 1 четверти - «Зимние олимпийские игры», во 2 четверти -«Карнавал», в 3 четверти «Историческая картина», в 4 четверти  «Знатоки изобразительного искусства».

«Карнавал»

 «Быт – это не только будни, но и праздники » - эта тема последняя, заключительная во второй четверти. По календарным срокам – это как раз время,  когда все люди готовятся к  празднованию  Нового года, а перед этим была тема: «Жизнь разных народов похожа и не похожа на нашу». Поэтому тема «Карнавала разных стран»  близка и по настроению учащимся и интересна в преддверии празднования Нового года. Тема праздника стоит на грани тем быта и раздумий о неоднозначности жизни.

Учащиеся распределяются на 3 группы:

1-я группа –  «Бразильский карнавал»

2-я группа –  «Испанский карнавал»

3-я группа – «Японский карнавал»

В каждой группе распределяются роли: «Главные художники», «Искусствоведы», «Художники».

Задача «Главных художников»  следить за процессом работы, планировать и распределять обязанности в группе. Нарисовать фон для коллективной работы на  формате А-2. Красиво распределить фигуры людей (закомпоновать) и приклеить.

Задача «Искусствоведа» приготовить сообщение, желательно в виде презентации о карнавале   Бразильском, Испанском, Японском. Рассказать, о  картине художника на сюжет «Карнавал, маскарад, праздник».

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

Сказочные персонажи, литературные герои могут появляться на уроке изобразительного искусства в качестве гостя и задавать вопросы и предлагать выполнить задание.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”,  сказка дарит надежду и мечты.

Для поддержания душевного мира детей, элемент игры важно использовать в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие виды искусства.

Игра, как здоровьесберегающая   технология на уроке изобразительного искусства  – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного  благополучия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства 7 класс Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» Тема I четверти. «Изображение фигуры человека и образ человека» Тема урока: «Понимание кра...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.А. Шопенгауэр говорил:“Здоровье до того перевешиваетвсе остальные блага,что здоровый нищийсчастливее больного короля”.Здоровье воспитанника в норме, если: в фи...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема воспитания здорового покаления приобретает всё больше актуальность....

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

   Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС  — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, ме...