Технология критического мышления
методическая разработка
В основе технологии критического мышление лежит системно-деятельностный подход, что создает условия для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и способствует развитию личности. В процессе такого обучения школьники овладеют не только предметными знаниями, но и умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные, критически мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.pptx | 339.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем Многие учащиеся затрудняются при рассмотрении новых тем, не умеют выделять главного, так как не могут это вычленить из текста. Поэтому учителям нужно научиться задавать вопросы ученикам и научить учеников задавать самим вопросы , которые помогут им более углубленно понять суть рассматриваемой темы.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер ) Во-первых , это мышление самостоятельное во-вторых, это мышление обобщенное в-третьих, это мышление проблемное и оценочное в-четвертых , это мышление аргументированное в-пятых , это мышление социальное
Описание технологии Цель технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией). Основа технологии - трёхфазовая структура урока: пробуждение интереса–получение новой информации–рождение нового знания
Этапы традиционного урока Актуализация знаний = Вызов Изучение нового материала = Осмысление Закрепление нового материала = Рефлексия
Что нового? Каждая стадия имеет свои цели и задачи , а также набор характерных приёмов , направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Фаза "Вызов" Традиционный урок Современный урок Учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала. У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, формулируются цели работы. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Фаза "Осмысление" Традиционный урок Современный урок Основным источником информации становится учитель . При этом он транслирует, анализирует и оценивает. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя». Непосредственная осмысленная работа ученика с информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации , учится формулировать вопросы , определяет собственную позицию.
Фаза "Рефлексия" Традиционный урок Современный урок Учитель подводит итог урока , проверяет, какой материал был усвоен учащимися Стадия размышления: живой обмен идеями. Учащиеся анализируют, удалось ли им достичь поставленных целей и решить проблемы и противоречия. Идет рефлексия своего процесса учения. Учеником происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
Приемы Кластер Таблица “тонких” и “толстых” вопросов. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал” (ЗХУ) Дерево предсказаний Инсерт Чтение с остановками “Ромашка Блума ” Верные и неверные утверждения Верите ли вы? Корзина идей Рассказ-предположение по “ключевым” словам. Синквейн . 6 шляп. Эссе.
Таблица «З-Х-У» Знаю Хочу узнать Узнал Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Хочу узнать подробнее. Что узнали нового? Заполняется на фазе вызова Заполняется на фазе осмысления Заполняется на фазе рефлексии
Ход урока: Тема Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал »(колонка 1) Ключевые слова (предположительный рассказ) Предположение «верно-неверно» Социализация (опрос) Таблица ЗХУ (2) Чтение текста, нахождение ключевых слов, «верно-неверно» Таблица ЗХУ (3) Написать рассказ с ключевыми словами Обсуждение «верно-неверно» Написание синквейна
Классификация вопросов : прием “ Ромашка Блума ” (состоит из шести лепестков, 6 лепестков – 6 вопросов) Типы вопросов Воспроизведение Простые Что? Где? Когда? Как? Понимание Уточняющие Правильно ли я понял? Применение Практические Как можно применить? Анализ Интерпретационные Почему? Синтез Творческие Что будет, если…? Оценка Оценочные Как вы относитесь?
Чтение с остановками – один из приемов технологии критического мышления. Текст не должен быть знаком Текст заранее делится на части Читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических высказываний в уме.
Чтение с остановками. 1. Подготовка к чтению Предположить по названию, о чем будет текст Составить рассказ или сказку (предположение) по ключевым словам. Определить, какие утверждения верные, какие – ложные. Отгадать загадку, высказать свои предположения по проблеме Создать «Дерево предсказаний: тема – ствол, ветви – предсказания, листья – аргументы и факты (на стадии осмысления)»
Чтение с остановками . 2. Деление на части . Текст делится на смысловые отрывки Части по объему могут быть разными, важно смысловое единство Ответить на вопросы ( вопросы по прочитанному и вопросы-прогнозы), выполнить задания. Перед последним отрывком хорошо задать вопрос, который относится ко всему прочитанному материалу и ориентирован на обобщение и создание целостного представления о содержании текста.
Важно! важно давать знания не в готовом виде, а добывать их совместно! Спасибо за внимание!
Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории
Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...