Доклад на тему: "Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения.
статья
Доклад на тему: " Интерес учащихся - надежная основа обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._pedsovet.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Интерес учащихся к познанию – надежная основа обучения (современные проблемы учебной мотивации).
Приемы формирования учебной мотивации»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Храпцова Юлия Николаевна
п. Преображенский, 2016 г.
Начать свое выступление я хочу со слов великого педагога К.Д. Ушинского:
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский.
Данная тема выбрана не случайно. Во все времена в школах были дети, для которых учеба – это мука, а учитель – человек в названии профессии которого потерялась первая буква, буква «м». Несмотря на то, что создавались и создаются различные методики и технологии, разрабатываются наиболее адекватные формы обучения. Реальность выглядит следующим образом, что учителя – тоже люди, постоянные неудачи и нажим ведут в итоге к тому, что возникает профессиональный кризис: мираж педагогического мастерства. Иными словами: тем ли я занимаюсь, на своем ли я месте?
Когда долгое время нет от ученика отдачи, а его мозг, в педагогической иронии, представляется как «дискета, которую каждое утро форматируют», преподаватель начинает выкручиваться из ситуации: он ставит «удовлетворительно» за присутствие на уроке, а на серьезных контрольных сажает его так, чтобы впереди или сзади, на одном с ним варианте, сидели как минимум хорошисты.
Почему ученики не стремятся проявлять интерес к учебе, почему прогуливают уроки? Почему дети, находясь в школе, бродят по ней, а не присутствуют на уроке? Что мы должны делать в школе, чтобы повысить интерес к учебе? Вот тема, которую нам сегодня предстоит обсудить, а по окончанию педсовета каждому из нас предстоит ответить, что я вынес из этого разговора, узнал ли новое, смогу ли применить предложенные методы и приемы на практике?
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес – это интерес к усвоению материала, он является главным мотивом познавательных действий ученика. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
К условиям его возникновения относятся: необходимость хорошего понимания нового материала; умение «чувствовать» связь с известной информацией; умение видеть проблему, в решении которой ученик ощущал бы потребность и систематическую работу, которая является основой знаний. Интерес связан с интеллектуальным напряжением. Условиями формирования устойчивых познавательных теоретических интересов являются: теоретические знания как система обобщенных способов действий; самостоятельное преодоление учебных проблем.
Предпосылкой возникновения интереса к учению является отношение к учению как к серьезной общественно значимой деятельности. Его пробуждают такие формы работы, которые вызывают интеллектуальную активность ученика. Интерес проходит определенные этапы развития. Начиная с эпизодического, ситуативного, постепенно проявляясь в собственной инициативе в поиске новых знаний, он приобретает избирательное отношение к отдельным учебным предметам. Наиболее значимая в школе потребность – это, конечно же, быть защищенным. Бесспорно, в любом возрасте, растущий человек нуждается в атмосфере тепла, понимания, сочувствия. Если ученик будет знать, что после неудачного ответа его ожидают насмешки товарищей или бестактное замечание педагога он, скорее всего, не будет поднимать руку, не будет отвечать, стараться быть первым. Его развитие замедлится. Вспомним, как блестят глаза у первоклассников, как тянут они руки, как хотят, чтобы их спросили и как пассивны уже в старших классах. Поэтому одна из задач – создание особого микроклимата не только на уроке, но и в школе в целом. Общий психологический климат школы, самочувствие ребенка и педагога, стиль отношений в ней – это условия для развития личности. Ребята должны расти в атмосфере доброжелательности, побуждая интерес к уроку, педагог должен показать, что он верит в способности своих учеников.
Вторая, наиболее важная потребность человека – способность к самореализации. Это ярко прослеживается в стандартах нового поколения. И если педагогу удастся создать условия для самореализации и самосовершенствования, то многие проблемы сегодняшнего образования могут быть решены. В частности, такую важную проблему, как учение без внешнего принуждения. Для этого необходимо создать определенные условия:
– осознание школьниками целей, задач и возможностей своего развития;
– участие в самостоятельной творческой деятельности;
– соответствующие задачам стиль и методы внешних воздействий: условия обучения, методы и формы работы учащихся.
Задача педагога – наблюдая за детьми, понять их центры интереса, опираясь на эти центры, при необходимости осторожно направляя, обучать детей. В классе находятся дети с разным уровнем развития. Необходимо объяснять, что все люди разные. Сильные дети должны понимать, что в жизни рядом с ними могут быть люди с проблемами, чтобы у них сформировался навык учитывать особенности таких людей и естественно им помогать, чтобы слабые не становились слабее, а, наоборот, чувствовали себя равными.
Чтобы развивать познавательный интерес, необходимо учитывать принципы доступности, сознательности, активности, самостоятельности. Необходимо учитывать особенности уровня учебной подготовленности, специфику мышления, запоминания.
Однако не стоит забывать и то, что интеллектуальные способности могут развиваться только тогда, когда ребенок постоянно напрягается. В педагогической технологии известен принцип: чтобы ученик полностью реализовал себя, свои способности, активизировал свою деятельность время от времени ему необходимо предлагать задания, несколько превышающие уровень его развития. Пусть что-то не получится – не беда. Главное, что он был устремлен к достижению все новых и новых высот в учебной деятельности. Важно не найти недостатки, а увидеть крупицы успеха и определить перспективу на будущее. Педагог должен спокойно относиться к ошибкам детей, как естественному продукту учебной и мыслительной деятельности, признавать за учеником право на собственную точку зрения. Педагог, объективно оценивая и эффективно корректируя свою деятельность, способен решить поставленную задачу, сформировать, развить и поддержать познавательный интерес, стремление к познанию.
Ученики в ходе овладения знаниями используют различные способы учебной работы.
Одни легче усваивают учебный материал зрительно, другие вслух, в ходе манипулирования учебными объектами, неоднороден их интерес к видам работы. Одни любят работать с красочной наглядностью, другим нужны условные обозначения.
Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности детей и при проверке усвоения и изложения знаний, оценивать не только результативную, но и процессуальную сторону овладения знаниями. Для этого необходимо иметь набор учебных заданий отличающихся как уровнем сложности, так и формой воспроизведения (знаковой, словесной, графической). Среди детей есть такие, которые изначально ко всему относятся с большим интересом и наоборот. Интерес у ребенка пропадает тогда, когда он не может сам дойти до сущности или же когда ему объясняли, показывали, но он не смог уловить ход объяснения или ход действия.
Причины интереса к познанию
• Личное участие в достижении успеха
• Познание нового
• Ощущение активности
• Действия с определённым лицом
• Открытие чего-либо
• Новое, творческое действие.
Таким образом, рассмотрев причины утраты и возникновения интереса, можно ответить на вопрос: каким образом можно вызвать интерес учащихся к обучению? Надо сказать, что профессиональный уровень педагогов, позволяет постоянно обновлять дидактический материал, активно искать формы и методы обучения, творчески применять элементы новых технологий, позволяющих не только разнообразить процесс усвоения знаний, а развивать и поддерживать интерес к учению.
Остановимся на приемах, развивающих познавательный интерес. Все они нам хорошо знакомы, но не всегда мы используем на своих занятиях.
1. Интересное и необычное оформление класса и урока.
Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают. По-новому оформляется классное помещение и парты. Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу.
Приглашение на занятия гостей. Это один из приемов, который редко применяется.
2. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников.
При введении новой темы узнать у учеников:
- что знают об этой теме,
- что слышали или читали,
- какие ассоциации и идеи возникают.
Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса:
- необходимы различные точки зрения,
- сомнения,
- разбор неясностей.
3. Использование на занятии всех идей, догадок и соображений детей.
Поощрение догадок, вопросов и критики.
Использование доказательств и проверок даже ложных идей.
Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Следствием познавательного интереса являются:
• Желание овладеть знаниями
• Ответственность
• Уверенность в себе, удовлетворение собой
• Активность, энергичность
• Мысль о возможных достижениях
• Личное участие
• Изучение чего-либо.
Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение педагога и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой педагог учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш.А Амонашвили, И. П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, да и педагоги, имеющие большой опыт работы, знают: что только подлинное сотрудничество педагогов и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Почему бывает на уроке скучно, неинтересно? Думаю, что это возникает тогда, когда учащийся не занят делом. Внутренняя энергия, не находя себе применения, превращается в отчуждение от происходящего на уроке, в лучшем случае, в худшем ученик начинает мешать окружающим. Среди наших детей есть такие учащиеся.
Чтобы искоренить это, при организации учебной деятельности учащихся необходимо создать следующие условия:
1. Для каждого ученика на уроке нужно организовать дело, основанное на деятельности самого ученика.
2. Вызвать интерес ученика к уроку – этот интерес может быть тогда, когда он занят на уроке деятельностью.
3. Внутренняя энергия каждого ребенка может найти положительное применение лишь тогда, когда он занят на уроке увлекающей его работой.
И, наконец, главное, поддержать в себе внутренний контроль. Что означает индивидуальную заботу и ответственность каждого педагога, как за свои успехи, так и собственные провалы и неудачи. Как можно чаще, задаваться следующими вопросами: Что мы хотим? Какие уроки мы извлекли? Какого успеха удалось добиться? Забота о качестве предполагает период проб и ошибок, поиска путей, и все-таки в результате мы набираемся опыта.
Нам также нужно не забывать, что интерес к познанию зависит от того какие взаимоотношения складываются в семье. В последнее время все чаще мы сталкиваемся с тем, что наши дети предоставлены себе, не находят понимания с родителями, с классными руководителями, таких детей не мало. Думаю, что это проблема не только сугубо педагогическая, но и социально-экономическая.
Исследования психологов показывают, что уровень учебной мотивации школьников очень низкий уже на 1 ступени обучения. Он снижается еще больше при переходе учащихся в среднее и старшее звено.
Заставляет задуматься и количество пропусков уроков учащимися. Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Многие даже убеждены, что, если детям было интересно слушать педагога, значит, урок прошел хорошо. Но нередко не задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал педагог для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом сегодня состоит главное!
«Современные дети не хотят учиться».
И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации. Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и педагоги смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.
Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.
Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Наверное, самой главной кнопкой является интерес к информации (познавательная потребность).
Важно понимать, что ребенок раскрывается не по нормативно установленным законам, а по своим внутренним, и они не всегда совпадают с нашими представлениями о сроках. Понимая то, как тяжело работать с такими детьми, особенно не чувствуя отдачи, я хотела бы в качестве поддержки привести пример метафоры.
Помните, как Снежная королева заколдовала Кая? Она попала в глаз льдинкой. А как Герда смогла его расколдовать? Она уронила, причем сама того не желая, ему на грудь слезинку. Вот так действует душевное тепло и холодность безразличия.
Педагог, который не опустил руки, а также добродушно и настойчиво продолжил обучать ребенка, у которого не только проблемы с обучением, но и обычно с дисциплиной, в его памяти будет сохранен навечно, причем большими и золотыми буквами. В этом отношении такие дети благодарны, в отличие от отличников, которые вечно недовольны тем, что им знаний не додали.
Мы с вами видим, как много дети теряют по причине своей подростковой лени, по причине своего юношеского максимализма, когда педагог уже давным-давно не является единственным источником информации, а жизнь за пределами школы – куда насыщенной и более бурной. Но он теряет это по причине своего незнания, так называемых активных и пассивных знаний, мы знаем, и тем страшнее становится работа педагога, направленная на собственное спокойствие в нашем беспокойном хозяйстве.
Давайте помнить о том, что выпуская троечников, которые ничего не знают, мы в первую очередь обрекаем себя на опасное будущее, будущее наших детей и внуков. Повинуясь всего лишь одному чувству – чувству удобства.
Завершить хотелось бы словами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать».
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....
Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...
Доклад «Межкультурная коммуникация как основа обучения иностранному языку.»
В современной жизни роль и значение английского языка значительно повысились, так как английский язык является средством международной коммуникации. Теперь язык хотят не знать, а использовать как сред...
Доклад по теме " Формирование у учащихся музыкальной культуры на основе современных технологий. Индивидуальная и групповая работа на уроках музыки".
В этой работе рассматривается музыкальное воспитание в малокомплектной школе....
Интерес к познанию – надёжная основа обучения
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силойпринуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.Приохотить ребенка к учению гораздо...
Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося
Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...
Интерес к познанию - надежная основа обучения
Доклад по теме "Интерес к познанию - надежная основа обучения"...