Доклад по теме " Формирование у учащихся музыкальной культуры на основе современных технологий. Индивидуальная и групповая работа на уроках музыки".
методическая разработка по музыке на тему

Есипова Елена Анатольевна

В этой работе рассматривается музыкальное воспитание в малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

по теме:

«Формирование у учащихся музыкальной культуры на основе современных технологий. Индивидуальная и групповая работа на уроках музыки».

        Подготовила:

                                                                                  Учитель музыки

                                                                                  МКОУ «Быковская ООШ»

                                                                                  Есипова Елена Анатольевна

2013-2014гг.

Музыкальное воспитание в малокомплектной школе основывается на принципах, методах и содержании единой программы по музыке для общеобразовательных школ Российской Федерации.

     Принципы программы по музыке позволяют сделать музыкальное воспитание содержательным, целостным. Одним из основополагающих принципов на занятиях музыкой в малокомплектной школе является принцип «связь с жизнь, танца и марша (музыки вообще) со своей жизнью. Вместе с учителем дети вслушиваются в «музыку» окружающей среды, мира. Этот принцип должен пронизывать все уроки, все внеклассные занятия; он поможет воспитывать любовь к Отчизне, к своему краю, городу, деревне, уважение к героям, воинам, любовь к семье, бережное отношение к близким, соседям, другим людям, а также нравственность, совесть, душевное благородство… Все вкупе способствует становлению мировоззрения детей. «Изучая музыку, ребята уде с первого класса почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь», - замечательные слова великого педагога и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

     Для малокомплектной школы, на примере Быковской сельской школы, где обучаются 37 ученика, в условиях одновременных коллективных занятий с детьми 1-2 классов этот принцип очень важен. Совместные занятия всех классов начальной школы предлагаются на уроках – концертах в конце полугодий, уроках праздниках, таких как «Встреча Нового года», «Рождество Христово», «Проводы масленицы», «Встреча весны», «Светлый праздник - Пасха», «День Победы», «Праздник последнего звонка» и других.

Интегрированные уроки также являются тематическими. Например, так происходит изучение малых форм устного народного фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, народные песни, небылицы, народный эпос – былины, игры – как региональные, так и других территорий России). А также изучение детьми на литературном чтении стихотворных жанров и др. В условиях разновозрастного коллектива особое значение приобретает принцип сопоставления произведений по сходству и различию. Младшие школьники лучше воспринимают яркие контрасты мызыки; дети постарше обладают бо`льшим музыкальным опытом, они смогут почувствовать тонкие различия в сходном музыкальном материале.

     Методы «забегания вперед» и «возвращение назад к пройденному», на уроках играют ведущую роль. Эти методы помогают учащимся много раз слушать и анализировать на разных уровнях одно и тоже произведение. С некоторыми музыкальными произведениями учащиеся встретятся не раз с позиции новой темы. И каждый раз музыка раскроется перед детьми иными гранями. Подобный подход способствует развитию музыкальной культуры школьников в целом.

     Обращение к жизненному музыкальному опыту детей разного возраста на одном уровне является еще одной особенностью музыкальных занятий в малокомплектной школе. При подготовке к школьным мероприятиям и праздничным концертам учитель использует фонограмму, что дает возможность управлять хором во время исполнения, а также наблюдать за индивидуальным музыкальным развитием детей. Современные компьютерные технологии позволяют сделать выступления ребят более красивыми и выразительными. И все же учителю желательно самому исполнять на инструменте несложные пьесы, аккомпанемент к песням, отдельные темы и фрагменты сочинений, мелодии разучиваемой песни. Когда дети видят и слышат живого исполнителя, сопереживают вместе с ним музыку, они участвуют в ее «втором рождении».

     Еще одной характерной особенностью занятию музыкой в малокомплектной школе является одновременность разных форм общения учащихся разных классов с музыкой. В ансамбле «Ложкари» нашей школы – 15 человек. В нем занимаются дети 5-9 классов. Учащиеся одного класса могут петь песню, учащиеся другого – аккомпанировать на ложках, дети 5 класса – на музыкальном треугольнике, трещотке и бубне. Ученики младших классов выступают в роли заинтересованных слушателей, высказывают свое мнение по поводу услышанного. Вместе же они объединяются в музыкально-творческой деятельности, способствующей формированию дружного разновозрастного коллектива.

     Роль учителя на уроке музыки велика. Он является и дирижером, и исполнителем – вокалистом, и инструменталистом, и музыковедом, и ведущим. Учитель своим отношением к музыке, непосредственным участием в исполнении, способствует воспитанием ума и сердца учащихся.

     У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать, или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтения ярким зримым образам. С появлением компьютерных технологий у нынешних учеников есть определенное смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудио материал. В связи с этим отдается предпочтение именно видеофрагментам. Разбирая музыкальный фрагмент, полезно провести аналогию с художественным образом.

     Например, работая над проектами «Храмы и Колокола России», урок-исследование «Колокола на Руси», обращалось внимание детей не только на текст, но и на видео ряд  слайдов. (см. видео).

     Участвуя в районном конкурсе «Россия, Русь, храни себя, храни» помимо выучивания песни «За селом на рассвете», мы с группой учащихся работали над презентацией к этой песне. Ребятам очень нравится такое сотрудничество с учителем. Ведь работа с компьютером, мультимедийной установкой, все это актуально у сегодняшнего подрастающего поколения. Кроме того, такая система организации образовательного пространства позволяет выявлять одаренность и таланты каждого учащегося и выстраивать систему сопровождения учащихся в течение всего периода становления личности.

     В процессе воспитания очень важна поддержка семьи и внимательное отношение педагога. Именно они должны выявить интересы ребенка, определить его склонности и способности, создать моральные и психологические условия для развития этих способностей:

  • Называть конкретные детали, которые понравились в творческой работе ребенка;
  • Выражать удивление и восхищение тем, что делают дети;
  • Если ребенка что-то раздражает, то постараться внести изменения в ход и содержание занятие;
  • В процессе каждого занятия находить что-то позитивное и отмечать это вслух.

  Специфика занятий искусством, как на уроке, так и в формах внеурочной деятельности и дополнительного образования рождает детско-взрослую общность на эмоционально-чувственной основе. Основная направленность заключается в формировании самостоятельности школьников, их готовности к взрослой жизни в современном социуме, а также в формировании здоровье сберегающей и творчески насыщенной образовательной среды.

     Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский соединил красоту слова, музыки, рисунка, в своей педагогической деятельности: «Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многосторонние оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку природы, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувства красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).

Главной целью образования сегодня является не передача знаний и социального опыта учителя ученику, а развитие личности ученика, умеющей самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, у...

Групповая работа на уроке музыки

Групповая работа на уроке музыкииз собственного опыта работы в духовом оркестре...

Доклад на тему «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках трудового обучения»

Выступление на ШМО учителей трудового обучения на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках трудового обучения»...

Технологии индивидуальной и групповой работы с детьми "группы риска"

Главные усилия педагогики должны быть направлены на восстановление укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоц...

Доклад на тему: «Формирование у учащихся вычислительных навыков на уроках математики»

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.Проблема в изучении математики нарастает постепенно, как снежный ком....