Интерес к познанию - надежная основа обучения
статья на тему
Доклад по теме "Интерес к познанию - надежная основа обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.61 КБ |
prezentatsiya.pptx | 948.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерес к познанию – надежная основа обучения»
Сл.1 Начать свое выступление я хочу со слов великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского:
Сл.2
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский.
Тема педсовета выбрана не случайно. Во все времена в школах были дети, для которых учеба - это мука, а учитель – человек, в названии профессии которого потерялась первая буква, буква «м». И это несмотря на то, что создавались и создаются различные методики и технологии, разрабатываются новые формы обучения.
Почему ученики не стремятся проявлять интерес к учебе, почему прогуливают уроки? Почему иногда наши коридоры во время урока напоминают сюжеты из детективного фильма, вроде за углом ты видишь ученика, позже ты его там не обнаруживаешь, но и на уроке его тоже нет?
Почему когда долгое время нет от ученика отдачи, а его мозг, в педагогической иронии, представляется как «флешка, которую каждое утро форматируют», учитель начинает выкручиваться из ситуации: он ставит «удовлетворительно» за присутствие на уроке, а на серьезных контрольных сажает его так, чтобы впереди или сзади, на одном с ним варианте, сидели как минимум хорошисты.
Что мы должны делать в школе, чтобы повысить интерес к учебе? Вот тема, которую нам сегодня предстоит обсудить.
Сл.3 Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес – это интерес к усвоению материала, он является главным мотивом познавательных действий ученика. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности, а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс, отдельно взятого ученика. Учителя-новаторы, да и учителя, имеющие большой опыт работы, знают, что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Так, где же искать истоки учебной мотивации? На какие «рычаги» нужно «нажимать» учителю, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться для того, чтобы побуждать школьника к учебному труду?
Сл.4
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у некоторых первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Каковы же пути осуществления этой задачи?
Сл.5
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за этот год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но, конечно, познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их, значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельную работу. Те, кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении стояла и стоит по сей день.
Сл.6
Остановимся на методах и приемах, развивающих познавательный интерес. Все они нам хорошо знакомы, но не всегда мы используем на своих уроках.
1)Развитие познавательных способностей.
Повышение и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при систематической работе направленной на развитие внимания, наблюдения, воображения, памяти, мышления. В учебный материал полезно включать содержательно-логические задания, развивающие различные характеристики внимания: его объема, устойчивости, умения переключаться с одного предмета на другой побуждающие к активным действиям:(«-Отыскать …», «-Быстро …», «-Найди…», «-Найди сходство и различие …»).
2)Задания, направленные на развитие логического мышления.
Они также необходимы для формирования познавательного интереса (задания на смекалку, задания – шутки, логические упражнения, кроссворды и ребусы).
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, надо стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
3)Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. Игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности.
4)Проблемное обучение
Одним из важнейших факторов, влияющим на развитие познавательного интереса является проблемное обучение. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении к учению.
5)Проектная, исследовательская деятельность с применением ИКТ
Особого внимания заслуживает проектная и исследовательская деятельность учащихся, как мощный двигатель познавательного интереса. Очень часто как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск.
Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.
Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Кроме того, использование ИКТ позволяет проводить уроки:
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
-обеспечивает наглядность;
-привлекает большое количество дидактического материала;
-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
-расширяет возможность самостоятельной деятельности;
-формирует навык исследовательской деятельности;
-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Все это в итоге способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях.
Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – активизация познавательного интереса, повышение уровня знаний.
К приемам развития познавательного интереса можно отнести:
Сл.7
6.Интересное и необычное оформление класса и урока.
Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают.
По новому оформляется классное помещение и парты.
Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу.
Приглашение на уроки гостей. Это один из приемов, который редко применяется.
7. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников.
При введении новой темы узнать у учеников:
- что знают об этой теме,
- что слышали или читали,
- какие ассоциации и идеи возникают.
Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса:
- необходимы различные точки зрения,
- сомнения,
- разбор неясностей.
8. Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей.
Поощрение догадок, вопросов и критики.
Использование доказательств и проверок даже ложных идей.
Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Вывод: правильное проведение самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательская работа, проектная деятельность, использование игры, компьютерных технологий, интересное оформление класса, связь с жизненным опытом – всё это способствует повышению познавательного интереса
Сл.8
Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.
От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
- Личности учителя;
- Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается;
- Методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять. Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
- Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм и методов работы по данной проблеме.
- Проанализировать работу педагогов по использованию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.
а) определить возможности, условия и основные направления использования современных педагогических технологий с целью совершенствования педагогической деятельности.
б) опланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий. - Активнее применять в образовательной деятельности инновационные технологии, способствующие развитию познавательного интереса учащихся
- С целью развития познавательного интереса учащихся продолжить работу по систематизации индивидуальных методических комплексов для разных категорий учащихся
- Диагностике уровня познавательного интереса (учителя-предметники, психолог)
- Создание индивидуальных образовательных программ (учителя- предметники)
- Обучение целеполаганию , осознанию целей учения и способов их реализации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д.Ушинский
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
«Смертельный грех учителя - быть скучным»
Методы и приемы, развивающие познавательный интерес Проблемное обучение 4 Развитие познавательных способностей 1 Задания, направленные на развитие логического мышления 2 Занимательный материал 3 Проектная, исследовательская деятельность с применением ИКТ 5
Методы и приемы, развивающие познавательный интерес Интересное и необычное оформление класса 6 Связь учебной информации с жизненным опытом школьников 7 Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей 8
1. Личность учителя 2. Содержание учебного материала 3. Методы и приемы обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....
Методы познания в процессе обучения
Методы познания в процессе обучения...
Интерес к познанию – надёжная основа обучения
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силойпринуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.Приохотить ребенка к учению гораздо...
Концепция "Познание мира через обучении географии"
Концепция педагогической деятельности...
Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Выступление на педагогическом совете...
Публикация Корягиной Ю.В. - Шагиевой Ю.В. Формирование научных методов познания в процессе обучения геометрии в основной школе
Публикация Корягиной Ю.В. - Шагиевой Ю.В. Формирование научных методов познания в процессе обучения геометрии в основной школе...
Доклад на тему: "Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения.
Доклад на тему: " Интерес учащихся - надежная основа обучения"...