Рабочая программа по краеведению "История Илима - история Сибири"
методическая разработка (10 класс)
Рабочая программа по краеведению ориентирована на учащихся средней общеобразовательной школы, рассчитана на базовое (факультативное) изучение.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образованиям, Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов основного общего образования.
Предлагаемая программа является авторской. Она построена на основе авторской программы элективного курса учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №4 Стройкиной С.А. и адаптирована к региональному материалу исторического краеведения.
образования. Она предназначена для обучения краеведению в основной школе.
Программа составлена для общеобразовательного класса.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план по изучению курса история Отечества в 10 классе. Программа является интегрированной, так как включает сведения из географии, литературоведения, культурологи, археологии, этнографии, школьного курса истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методическое пособие | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе по краеведению
"История Илима - история Сибири"
Рабочая программа по краеведению ориентирована на учащихся средней общеобразовательной школы, рассчитана на базовое (факультативное) изучение.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образованиям, Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов основного общего образования.
Предлагаемая программа является авторской. Она построена на основе авторской программы элективного курса учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №4 Стройкиной С.А. и адаптирована к региональному материалу исторического краеведения.
образования. Она предназначена для обучения краеведению в основной школе.
Программа составлена для общеобразовательного класса.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план по изучению курса история Отечества в 10 классе. Программа является интегрированной, так как включает сведения из географии, литературоведения, культурологи, археологии, этнографии, школьного курса истории.
Срок реализации программы 1 года: 10 или 11 класс. Факультативные занятия.
Количество часов 34 часа в год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.
Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.
В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.
Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства любви к малой Родине у многих жителей России.
Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
Актуальность разработки курса: В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся изучение родного края . Сегодня многое в судьбе нашей Родины переживается и осмысливается заново, но мы с благодарностью вспоминаем всех, кто вложил в дело преобразования нашего района свои знания, жизненный опыт, энергию сердца и тепло души.
В связи с повышением интереса к изучением истории родного края большое значение приобрела проблема отсутствия материала, который необходим при изучении исторического краеведения. Также практически отсутствует программа преподавания данного курса.
Краеведение – это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного
характера, материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию Иркутской области и Нижнеилимского района в комплексе, не повторяя школьной.
- Причины введения учебной дисциплины « Историческое краеведение»: Необходимость введения «Исторического краеведения» обусловлена значимостью краеведение для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, города, района осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
- Причины введения «Исторического краеведения» заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как рассматривая историю Отечества, мы зачастую изучаем ее в отрыве от истории родного края, что приводит к тому , что учащиеся перестают воспринимать свою «Малую Родину» частицей истории Отечества.
Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем районе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
- Особенности программного материала: Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что она призвана оказать помощь в изучении нашего края. Данный материал практически не изучается в базовом курсе, т.к. программа не предусматривает изучение истории Нижнеилимского края, как отдельного курса.
- Особенность изучаемого курса состоит в том, историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
- Программа «Исторического краеведения» ориентирована на применение широкого комплекса сочетающей в себе курсы истории, экскурсоведения и туризма, а также географии
- Отличительными чертами данной программы являются ее комплексность, которая характеризует всю практическую деятельность учащихся, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, в рефератах и докладах
- Особый акцент в программе сделан на использование литературы местных авторов, видеоматериала по краеведению, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
- Роль и место курса «Историческое краеведения»: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план по изучению курса история Отечества в 10-11 классе. Программа является интегрированной, так как включает сведения из географии, литературоведения, культурологи, археологии, этнографии, школьного курса истории.
- Соответствие Государственному образовательному стандарту: Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации для 10 общеобразовательных классов
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по «Историческому краеведению», я опиралась на на собственную авторскую программу элективного курса «История Илима – История Сибири»
Программа является практико-ориентированной, так как ее содержание непосредственно связано с жизнью учащихся, их интересами. Она реализуется через
проектную, исследовательскую деятельность, практическое решение проблем, социальную практику, социально значимую деятельность.
Формы организации учебного процесса: Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Учитель сам определит форму работы по изучению края, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей края.
Такая работа развивает творческий потенциал учащихся, формирует навыки самопознания, способствует формированию мотивации к социальной активности.
Цель курса:
- В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является: дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народов края и объективную оценку экономического, социального и культурного развития края, воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за мужественный народ, проживающий на территории края
Данная программа имеет следующие цели:
- Освоение ребенком историко-краеведческих знаний как база для осознания.
- Накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения поселка и района:
- Формирование умений, необходимых для применения полученных знаний и опыта в новых ситуациях:
Задачи курса:
В ходе ее достижения решаются задачи:
Научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;
- стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;
- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;
- формированию новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;
- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
При освоении курса «История -Илима- история Сибири» школьники должны:
- В результате прохождения программного материала обучающийся должны
- иметь представление о:
- Истории родного края
- истории нашего района и людям, которые проживают и проживали на его территории
знать:
- основные краеведческие термины,
- историю края,
- природные памятники,
- экономику и население края,
- стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,
- культуру и быт.
уметь:
- работать с источниками,
- подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
- проводить исследовательскую работу,
- собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,
- выступить с докладом,
владеть
- навыками культуры речи
- Работы с историческими и географическими картами
- Навыками работы с различными источниками
- Структура программы: Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.
- В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- «Сказание о земле Сибирской.»;
- 2. «Наш край в конце XIX – начале XX в.»;
2.1 Илимский край в конце XIX- начале XX в.
2.2« Илимские земли к годы гражданской и Великой Отечественной войны».
2.3. «Илимская пашня . Время перемен»
3. «Город моего детства»
4. « Развитие образования и культуры родного края»
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | Образовательный продукт | |||||
всего | лекции | практика | ||||||
Вводное занятие Раздел 1. «Сказание о земле Илимской.» 1.1. Туристско-краеведческие возможности края 1.2. Далекое прошлое края. 1.3. Русские в Прибайкалье 1.4. История освоения и заселения Прибайкалья 1.5 Илимский острог Итого по разделу: | 1 2 1 1 2 3 9 | 1 1 1 1 1 2 5 | 1 1 1 4 | Работа с картой Записи в тетради, видеофильм «Тальцы» Опрос Сообщение Сообщение, посещение краеведческого музея | ||||
Раздел 2. Наш край в конце XIX – начале XX в 2.1. Границы и территориальное деление Нижнеилимского воеводства. Возникновение и развитие поселков. 2.2. Развитие промышленности, торговли, транспорта нашем крае Итого по разделу: | 1 2 3 | 1 1 2 | 1 1 | Записи в тетради Работа с картой, сообщение | ||||
3. « Илимские земли к годы гражданской и Великой Отечественной войны»
Итого по разделу: | 1 1 1 3 | 1 1 1 3 | Записи в тетради Сообщение, Видеофильм «По пути пропавшего бостона»Тест | |||||
4. «Илимская пашня. Время перемен» 4.1. Что потеряла Илимская пашня. 4.2. Освоение тайги в пашню. Проблемы новой пашни. 4.3.Нужна ли пашня в Сибири. 4.4. Куда илимчанину податься. Итого по разделу: | 1 2 1 2 6 | 1 1 1 1 4 | Устный опрос, Видеофильм «Черное море мое» Написать эссе Записи в тетради Посещение музея «Просвещения», написать эссе | |||||
5. «Город моего детства» 5.1. Строительство г. Железногорска 5.2. Строители Коршуновстроя 5.3. Коршуновский ГОК. 5.4. Каменная летопись города Итого по разделу: | 2 1 2 1 6 | 1 1 1 1 4 | 1 1 2 | Просмотр видеофильма «Город моего детства» Сообщение Видеофильм Сообщение, написать эссе | ||||
6. « Развитие образования и культуры родного края» 6.1. Развитие образования в Нижнеилимском крае 6.2. Развитие православия на илимской земле 6.3. Создание районной библиотеки и различных творческих коллективов 6.4. Знаменитые люди района. 6.5. Обобщающий урок ( защита рефератов) Итого по разделу: | 2 1 1 2 2 8 | 2 1 1 2 2 8 | Сообщение, посещение музея Просвещения Опрос Опрос Сообщение | |||||
Всего | 34 | 27 | 7 |
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||||
Всего | Уроки | Экскурсии | Лабора- торные занятия | Самостоя- тельная работа | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. «Сказание об Илиме.» | 9 | 5 | 1 | 2 | 1 | Сообщение Написать эссе, работа с картой |
Раздел 2. Наш край в конце XIX – начале XX в | 3 | 2 | - | 1 | - | Работа с картой |
Раздел 3. « Илимские земли к годы гражданской и Великой Отечественной войны» Раздел 4. «Илимская пашня. Время перемен» | 3 6 | 2 5 | 1 1 | - - | 1 - | Тест Написать эссе |
Раздел 5. «Город моего детства» | 6 | 4 | - | 2 | - | Написать эссе, сообщение |
Раздел 6. « Развитие образования и культуры родного края» | 8 | 5 | 1 | 2 | - | Сообщение, защита рефератов. |
Содержание разделов
1. Вводное занятие. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы объединения в учебном году.
2. Туристско-краеведческие возможности края. Территория и границы Иркутской области и Нижнеилимского района. Климат, растительность и животный мир Прибайкалья, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.
Практические занятия.
Работа с физической и административной картой Иркутской области. Заочная экскурсия в краеведческий музей (зал природы).
Обучающие должны знать:
- границы Иркутской области;
- административное деление области: название городов и районов;
- основные виды растительного и животного мира;
- основные горные системы;
- крупные реки и озера;
- основные полезные ископаемые.
Обучающие должны уметь:
- определять по карте России местоположение области;
- показать на карте границы области, находить города и райцентры;
- найти и показать крупнейшие реки, озера, хребты края.
- Далекое прошлое края. Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения. История племен, обитавших на территории Прибайкалья и Илимских землях. Археология как наука. Археологическое прошлое края. История коренного населения Прибайкалья. История археологических исследований в Прибайкалье. Академик А.П. Окладников и его вклад в изучение далекого прошлого края.
Этнография как наука. Понятие «этнос». Культурное наследие коренного населения края.
Обучающие должны знать:
- понятия: «абориген», «коренные народы», «малочисленные народности»;
- племена и народы, населявшие территорию Прибайкалья в прошлом;
- «малочисленные народности»..
- понятия «археология», «этнос», «этнография»;
- личность и деятельность А.П. Окладникова;
- коренные народности края;
- основные периоды истории древнего населения Прибайкалья;
- основные этапы археологических исследований;
- основные археологические памятники.
4. Русские в Прибайкалье. Открытие и освоение Прибайкалья. Русские землепроходцы: И. Галкин, П. Пянда, Я. Похабов, В. Беринг, Г. Шелихов.
Обучающие должны знать:
- этапы освоения русскими Прибайкалья;
- маршруты экспедиций землепроходцами и исследователями Прибайкалья;
- персоналии: И. Галкин, П. Пянда, В. Беринг, Г. Шелихов.
Обучающие должны уметь:
- оперировать терминами «землепроходец», «исследователь»;
- показывать на карте основные маршруты и объекты исследований;
- История освоения и заселения Прибайкалья. Русские землепроходцы XVII в. Их вклад в освоение русского Прибайкалья. Заселение Прибайкалья: периодизация, причины, условия, результаты. Русские села по Ангаре и Илиму. Казачество.
«Именитые люди XVIII в. Край каторги и ссылки.
Практические занятия.
Заочная экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Работа с краеведческой литературой. Работа с физической картой Иркутской области: нанесение маршрутов походов и экспедиций исследователей Прибайкалья. Работа с контурными картами. Подготовка сообщений.
Обучающие должны знать:
- этапы освоения Прибайкалья;
- персоналии: И. Галкин, П. Пянда, Я. Похабов, В. Беринг, Г.И. Шелихов, Н.Н. Муравьев-Амурский;
- периодизация заселения Прибайкалья.
Обучающие должны уметь:
- работать с физическими и контурными картами;
- работать с краеведческой и статистической литературой;
- выступать перед аудиторией сверстников.
6. Илимский острог .Географическое положение Илимского острога, площадь территории. Освоение илимских земель, причины выбора места для строительства острога. Этапы освоения Илимского острога. Символика Нижнеилимского района. Быт местного населения.
Практические занятия.
Экскурсия в краеведческий музей города и школьный музей. . Работа с картой Нижнеилимского района . Работа с краеведческими источниками. Сообщения на темы "Основатели острога", «Первооткрыватели » и т.п.
Обучающие должны знать:
- основную периодизацию освоения илимских земель;
- символику города, района
- быт местного населения .
Обучающие должны уметь:
- определить местоположение своего края на картах области, России;
- готовить сообщения.
7. Наш край в конце XIX – начале XX в. Границы и территориальное деление Иркутской губернии. Возникновение и развитие городов. Развитие промышленности, торговли, транспорта в области и нашем крае
Население края: его численность, национальный и социальный состав. ГУЛАГ на Илимской земле.
Практические занятия.
Экскурсия в краеведческий музей г.Железногорска. Работа с административной картой края. Развитие промышленности и транспорта района. Развитие торговли в районе. Написание эссе.
Обучающие должны знать:
- даты основания крупных населенных пунктов района;
- основные этапы экономического развития в дореволюционный период района .
Обучающие должны уметь:
- работать с фондами архивов, научной библиотеки;
- писать и защищать рефераты.
8. Илимский край в годы гражданской войны. Нижнеилимский район в годы гражданской войны. Действия коммунистического подполья. Развитие партизанского движения. Установление советской власти. Создание колхозов в Нижнеилимском районе.
Обучающие должны знать:
- Основные события гражданской войны
- Героев Гражданской войны.
- основные этапы экономического развития после гражданской войны..
Обучающие должны уметь:
- работать с фондами архивов, научной библиотеки;
- писать эссе.
Практические занятия.
- Заочная экскурсия по памятным местам города и района, связанным с историей Гражданской войны. Работа со справочным и картографическим материалом
9. Великая Отечественная война и наш край. Нижнеилимцы в боях за Родину. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Трудовые подвиги земляков.. Перегоночная трасса «Аляска-Сибирь».
Практические занятия.
Работа с краеведческой литературой. Подготовка сообщений «Земляки – герои Великой Отечественной войны». Встречи с ветеранами войны и тыла.
Обучающие должны знать:
- как изменилась жизнь района в годы ВОВ;
- особенности перестройки народного хозяйства на военный лад в Приилимье.
- как увековечена память о земляках – героях.
- Как строился Нижнеилимский аэродром и его значение в перегоночной трассе «Аляска- Сибирь».
10. Что потеряла Илимская пашня. Характеристика Нижнеилимского района в послевоенный период. Роль илимской пашни. Начало затопление илимской пашни и ее результаты.
Обучающие должны иметь представление:
- об экономическом положении района в послевоенное время;
- показать какую роль играла илимская пашня в экономике области;
- как шла подготовка к затоплению илимской пашни.
11. Освоение тайги в пашню. Проблемы новой пашни. Показать как шел процесс освоение новых земель, с какими проблемами столкнулись местные жители при освоение новых земель. Как шел процесс превращение тайги в пашню. Что потеряла Илимская пашня.
Обучающие должны иметь представление:
- о процессе превращении тайги в пашню;
- Как шел процесс переселения местных жителей;
- Что потеряла Илимская пашня.
12. Нужна ли пашня в Сибири. Что нужно развивать в районе сельское хозяйство или промышленность. Какое влияние оказало водохранилище на природную среду района. Как рождалось море.
Обучающие должны иметь представление:
- Почему было отдано предпочтение развитию промышленности;
- Как изменилась климат в районе после затопления;
- Санитарная подготовка водохранилища;
- Как рождалось Усть-Илимское водохранилище.
12. . Куда илимчанину податься. Создание новых поселков. Отношение местного население к затоплению. Последние дни затопленных поселков.
Обучающие должны иметь представление:
- Показать последние дни затопленных деревень;
- Какие новые поселки были созданы после затопления ;
Практические занятия.
- Работа с краеведческой литературой в музее Просвещения.
13. Строительство г. Железногорска. Выбор места строительства молодого города. Коршуновский ГОК - комсомольская стройка. Процесс строительства г. Железногорска.
Обучающие должны иметь представление:
- Как строился город;
- Выбор места строительства;
Практические занятия.
- Взять интервью у своих родных , которые принимали участие в строительстве города.
14. Строители Коршуновстроя. Воспоминания строителей Коршуновстроя.
15. Коршуновский ГОК. Роль Коршуновского ГОКа в развитие экономики района. Строительство Коршуновского ГОКа. Социально-экономическое развитие района. Развитие социальной сферы. Развитие промышленности. Рост населения. История геологии Илимского района и Коршуновского ГОКа.
Практические занятия.
- Взять интервью у своих родных , которые принимали участие в строительстве Коршуновского ГОКа. Узнать какое влияние оказывает Коршуновский ГОК на экономику района.
16. Каменная летопись города. Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры. Виды памятников. Статус памятников: федерального, регионального, местного значения.
Архитектурные ансамбли и памятники г. Железногорска .
Практические занятия.
Составление описания памятников. Работа с краеведческой литературой. Составление картотеки памятников, мемориальных досок и т.п.
Обучающие должны знать:
- типы памятников;
- статус памятников;
- термины: памятник, архитектура, архитектурный ансамбль;
- мемориальная доска;
- основные памятники г. Иркутска;
- основные архитектурные ансамбли.
- Развитие образования в Нижнеилимском крае. Наука, культура и образование на современном этапе. Из истории народного образования Приилимья. Первые педагоги Приилимья.
Практические занятия.
Экскурсии в музей «Просвещения»
Обучающие должны знать:
- даты основания первой школы;
- знать первых педагогов.
- определения «благотворительность», «меценатство».
18.Развитие православия на илимской земле. « Илимск православный», развитие православия в Нижнеилимском крае. Строительство храмов.
Обучающие должны уметь:
- работать с краеведческими источниками;
- отбирать материалы для сообщений.
Обучающие должны знать:
- даты основания православных храмов.;
19. Создание районной библиотеки и различных творческих коллективов. Открытие краеведческого музея, библиотеки. Открытие театра.
Обучающие должны знать:
- даты основания краеведческого музея, районной библиотеки;
- дата основания Илимского театра;
20. Знаменитые люди района. Познакомить с известными людьми нашего района. Г. Замаратский, Ю Черных, П. Прокопьева и т.д.
Практические занятия.
Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой. Посещение библиотеки и музея.
Обучающие должны знать:
- классификацию источников;
- требования к оформлению творческих работ.
- Знать известных людей нашего района.
21. Обобщающий урок ( защита рефератов)
Обучающие должны уметь:
- работать с каталогами фондов;
- пользоваться справочной литературой
- работать с компьютерными технологиями.
Перечень дидактических материалов к программе «Историческое краеведение»
1. Географические , Иркутской области, Нижнеилимского района.
2. Фотографии: виды старых поселков и современного города; портреты исследователей, первооткрывателей, деятелей культуры, науки, искусства, чья жизнь и деятельность были связаны с Приилимьем.
3. Фотографии: виды нашего района, портреты первооткрывателей района, деятелей культуры и т.д.
4. Карты маршрутов походов землепроходцев, экспедиций исследователей и первооткрывателей Прибайкалья; карты-схемы ; карты природоохранных объектов,
5. задания, анкеты, опросники и т.д.
Перечень методических материалов:
1. Календарно-тематические планы.
2. . Разработки занятий интерактивных уроков и презентаций:
- «Туристско-краеведческие возможности края»;
- «Лики Приилимья»;
- «Местное население Приилимья»;
- «Православие в Приилимье».
- «Образование в Приилимье»
- «Гражданская война в Приилимье»
- «По пути пропавшего «Бостона»
- «Русские в Приилимье»
- «Затопление Нижнеилимских земель»
- «Улицы Железногорска»
- «Памятники района»
- «Город холодов и туманов»
- «Установление Советской власти в Приилимье»
- «Илимский острог»
- «Известные люди Приилимья»
3. Видеофильмы:
- «Фильм А.С.Бубнова «Илимская пашня»
- Фильм « Черное море мое»
- «Город моего детства»
- «Тальцы»
- «По пути пропавшего «Бостона»
Список литературы для педагога и обучающихся:
- Исторический атлас Иркутской области. Москва – Иркутск,2000г..
- Научно-.популярный журнал «Земля Иркутская» №2(30) 2006г.
- А.С.Бубнов «Илимская пашня. Время перемен» 1,2 часть. Братск, 2000г.
- В. Шерстабоев «Илимская пашня»
- Из воспоминаний Ф.П..Тараненко «Моя деревенька, затопленная Усть-Илимским водохранилищем»
- Н.Н.Сарайкина «Колокола над Илимом»
- Творческие работы учащихся:
- Стройкин Е. « По пути пропавшего «Бостона»
- Стройкин Е «Археологические памятники Приилимья»
- Рейман В. « Строительство Нижнеилимского аэродрома»
- Савицкая Н. « Город холодов и туманов»
- Кузьмина С. « История народного образования Приилимья»
- Королькова О. « Илимский острог»
- Руденко А, Самойлова Ю. « Город моего детства»
- Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 г.
- Очерки по истории Иркутской области. Восточно-Сибирское книжное издание 1970г. В.П.Панов, В.Г.Тюкавкин.
- К нашим потомкам по нашим путям., Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск, 1997г.
- Школа сибирской тайги. История земли Илимской. Усть-Илимск, 2003.
- Сайт районной библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по краеведению "История Тверского края" в 9 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, задачи курса, планируемые результаты обучения,основное содержание и список литературы....
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень
Программа кружка «Страницы истории» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...
Рабочая программа по краеведению: " История Самарского края"
Примерная рабочая программа по краеведению, которая включает в себя история Самарского края с древности и до 21 века....
Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам истории Тульского края"
Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам Тульского края"(пояснительная записка и планирование курса)...