Презентация к выступлению "Формирование читательской компетенции у обучающихся"
презентация к уроку
Данная презентация разработана для всероссийского конкурса по формированию читательской компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование читательских компетенций у школьников «ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ВКУС К ЧТЕНИЮ – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ МЫ МОЖЕМ ЕМУ СДЕЛАТЬ» СЕСИЛЬ ЛУПАН
ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, ОНА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях .
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
«Технология развития критического мышления» (РКМЧП) Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть её очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология РКМЧП направлена на достижение следующих образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.
Базовая учебная модель: «Вызов» (этап актуализации имеющихся знаний) «Осмысление» (этап взаимодействия на основе содержания текста) «Рефлексия» (этап размышления, оценки)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТРКМ: Кластеры Синквейн Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У Инсерт Ромашка Блума Бортовые журналы «Дерево предсказаний» / Дж. Белланс/ Стратегия «Fishbone» Пятиминутное эссе Модельные уроки: - Чтение со стопами - 6 шляп критического мышления - Зигзаг и т.д.
Приём «Чтение с остановками» Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
«Технология развития оптимального чтения» В.П. Зайцева Ежеурочные 5-тки чтения; Ежедневные зрительные диктанты; Жужжащее чтение; Артикуляционные упражнения; Пересказ содержания; Многократное чтение; Работа с пословицами и поговорками.
Кластеры (гроздья), автор Гудлат . Основные приемы ТРКМ.
Как сделать разбивку на кластеры? 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. 3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями. 4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА: 1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте. 2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. 3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. 4. Постарайтесь построить как можно больше связей.
«Кластер» ( пример) И.С.Тургенев «Му-му»
«Кластер» ( пример)
Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию А Б В Г Д Е Ж З 1 2 5 4
Таблица « Знаю-Узнал » До чтения текста Поэт Был военным М.Ю.Лермонтов «Бородино» После чтения текста Родился в 1814 году. Нерадостным было детство. Увлекался литературой. Интересовался историей. Погиб на дуэли.
“ INSERT ” - Инсерт , авторы Воган и Эстес I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
"v" "+" " -" "?" поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Ромашка Блума Простые вопросы Уточняющие вопросы Интерпретационные вопросы Оценочные вопросы Творческие вопросы Практические вопросы
По сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая Солнца» Где происходят события, описанные в произведении? Когда происходят события? Назовите действующих лиц. В какой момент жизни они описаны? Как автор относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста. Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства? Какие слова вы считаете ключевыми в первой части? Во второй? Прочитайте их. Почему вы их считаете ключевыми? Как вы думаете, что из себя представляло заветное место, где росла клюква? Как бы вы поступили, собираясь в лес за клюквой? Что бы вы взяли с собой?
«Дерево предсказаний» / Дж. Белланс / В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Сама ТЕМА - это «ствол дерева». «Листочки» - это ПРОГНОЗ. «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ , обоснования прогнозов. «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Приемы по развитию навыков составления вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Прием “6 шляп ” . Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997). Шесть шляп - шесть разных способов мышления.
Письмо по кругу ( на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино») 1 . Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром Французу отдана?» 2. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри - не вы!»? 3. Какую оценку дадите вы исторической битве?
Синквейн Алгоритм написания синквейна : В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным); Бабочка Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательные, качества первого слова); Воздушная, яркая Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, действия первого слова); Порхает, вьется, радуется Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль; Воздушное создание весело порхает Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Чудо!
Итоги работы Формирование мыслительной деятельности учащихся Повышение интереса к предмету Умение вдумчиво читать и обсуждать прочитанное Умение вести аргументированную дискуссию Умение систематизировать и анализировать информацию
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство повышения читательской компетенции обучающихся"
Проект в рамках инновационных технологий участника конкурса в номинации "Современные образовательные технологии"Сетевой урок внеклассного чтения в 8 классе по теме В.Каверин &quo...
Презентация проекта "Формирование читательской компетенции у учащихся 9-х классов"
В проекте "Формирование читательской компетенции у учащихся 9-х классов" представлены актуальность, план реализации проекта, его формы и предполагаемые результаты. Над проектом работали учит...
Формирование читательской компетенции у обучающихся
Обощение и систематизация знаний по формированию читательской компетенции у обучающихся в столь непростой период, когда дети не хотят читать....
Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"
В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...
Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."
В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...
2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы
Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...