Формирование читательской компетенции у обучающихся
методическая разработка по литературе
Обощение и систематизация знаний по формированию читательской компетенции у обучающихся в столь непростой период, когда дети не хотят читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_chitatelskoy_kompetentsii_shinova_e.i.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования читательской компетенции у учащихся.
Читайте детям не нотации, а книги.
Г.Остер
Каждый год я спрашиваю своих учеников, нужно ли изучать предмет «литература» и, к счастью, получаю утвердительный ответ. А что изучает литература? - продолжаю я, и если раньше дети отвечали «биографию писателей и их произведения», то сейчас мои ученики отвечают: «Жизнь! Общество! Проблемы времени!» Конечно, я с опаской жду ответа на самый главный вопрос: «А что вы прочитали за лето из списка рекомендуемой литературы?» и радуюсь тому, что всегда найдется хотя бы 1-2 учеников, которые прочитали больше половины.
Каждый учитель – литератор, работающий в школе, сталкивается с проблемой восприятия учащимися художественных произведений. Они не хотят их воспринимать, понимать и осмыслять. То, что изучаемая литература в школе не читается детьми, рассматривается нынче как само собой разумеющееся явление. Самостоятельное чтение детей идет по одному руслу, изучаемое – совсем по-другому.
В связи с вышесказанным понятно, что нужно изменить преподавание литературы в школе, чтобы повысить читательскую грамотность, чтобы учащиеся на классической литературе, персонажах учились преодолевать трудности, находить выход из любой ситуации, оставаясь при этом человеком. Для этого необходимо формировать читательскую компетенцию, чем и обусловлена актуальность выявления и внедрения новых методик.
Под читательской компетентностью в ФГОС понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
Чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда — имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя.
В последние годы в методике обучения школьным предметам особую актуальность приобретает вопрос о формировании читательской компетенции. Сам термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов. Но в большей мере это традиционно соотносилось с литературой как учебным предметом и рассматривалось в разрезе художественных текстов. Вместе с тем современные формы государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) обусловливают актуальность формирования читательской компетенции в рамках всех школьных предметов. И, действительно, в контрольно-измерительных материалах каждого предмета есть задания, связанные с восприятием текста, с его осмыслением, с работой по тексту. Так, в заданиях по биологии, физики, географии нужно применять методики работы с текстом, понимать и осмыслять его. Становится понятным, что обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи. Это диктуется не только и не столько требованиями ОГЭ и ЕГЭ, сколько реальной речевой практикой.
Человек живет среди текстов: читает, пишет, создает и анализирует. Всюду нас окружают тексты: по радио, телевидению, радио, в мобильных сообщениях, социальных сетях, газетах и журналах. Текстовые умения становятся еще более значимыми для всех нас. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
Развивающее чтение предполагает владение особыми стратегиями чтения с постановкой особых, личностно значимых целей чтения, предполагает совершение осознанного выбора круга чтения, особые формы работы с текстом. Педагогическим результатом развивающего чтения выступает читательская компетентность.
Под читательской компетентностью в ФГОС понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
Чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда — имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя.
При работе с текстом я придерживаюсь следующих принципов:
- принцип самоактуализации (поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей);
-принцип индивидуальности (формирование личности):
Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?);
- принцип субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе выбора (Какой способ работы ты выберешь? Какая форма работы тебе интересна?);
- принцип творчества (благодаря творчеству ребёнок выявляет свои творческие способности и задатки);
- доверия и поддержки (вера в ребёнка: я уверена, сегодня ты сможешь).
При планировании и подготовке уроков моя позиция, как позиция учителя, исходит из интересов детей, их психофизиологических особенностей. В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.
К наиболее эффективным технологиям, направленных на формирование читательской компетенции учащихся, применяемым мною, можно отнести технологии критического мышления, технологию проектно-исследовательской деятельности, технологии развития оптимального чтения, технология формирования информационной культуры, технология «Луч».
Способствуют развитию интереса читателей и различные формы уроков: урок-проект, путешествие, композиция, проблемный анализ, пресс-конференция, литературная игра, дискуссия, интегрированный урок, викторины и т.д. Эти формы направлены на активное совместное творчество, а также на осознание произведения литературы как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Обсуждение текста можно начинать не с готовых вопросов, а с того, чем взволновало ребёнка прочитанное произведение. Например: «Какие мысли у вас появились в процессе чтения? О чём вы думали, читая произведение?» Чтобы не навязывать своё мнение, нужно дать ребёнку самому осмыслить его.
Также при чтении текста я использую приемы: таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ), либо прием «Инсерт» Вогана и Эстеса. Они помогают разбить текст на те части, которые мы знаем, затем узнаем новое и переходим к тому, что хотим узнать. В «Инсерте» есть самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обучающимся хорошо помогает этот метод разобраться в контексте.
При анализе произведения применяю «Кластеры» автор Гудлат, «Ромашку Блума», «Дерево предсказаний» Дж. Белланса, стратегию «Fishbone», а для групповых работ есть метод «Шесть шляп», «Зигзаг» и др. Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
- Прием «Учебный мозговой штурм»
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
- Прием «Письмо по кругу»
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.
Данные приемы помогают детям лучше понять произведение, просочиться сквозь строчки и раствориться в том, что они читают. Интерес начинает появляться и им еще больше хочется раскрыть героя, приоткрыть завесу тайны данного нам текста.
Ну и не обойтись, конечно, без творческих заданий и театрализации. Учащимся раздаю отрывки из изучаемых произведений, костюмы, подготовившись, они должны показать выступление. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения. В своей практике я использую следующие приемы:
- “Кто я?”. Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.
- Литературная сценка. Это небольшое представление, основанное на конкретном сюжете, эпизоде литературного произведения. При постановке сценки учащиеся обязательно одеваются в костюмы героев.
Включаю в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, ребусы.
Конечно, процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Заботясь о качестве обучения школьника-читателя, нельзя забывать о социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности. Поэтому, большое внимание уделяю творческой работе, работе над связной письменной речью. Чтение становится жизненной потребностью, необходимостью и ценностью. И это выбор самого человека. Все выше сказанное будет непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности и патриотизму. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника и помогают научить ребят видеть в чтении ни неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!
Шинова Евгения Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...
Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность
В данной статье поднята проблема развития и поддержки общественного интереса к чтению и книге, поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...
Формирование читательской компетенции учащихся III ступени на уроках внеклассного чтения.
Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.Как важно на...
Формирование читательской компетенции у учащихся
Статья "Формирование читательских компетенций учащихся в процессе преподавания литературы в 5-7 классах" автора В.Н. Куликова будет полезна для прочтения родителям и моим коллегам....
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах...
Презентация к выступлению "Формирование читательской компетенции у обучающихся"
Данная презентация разработана для всероссийского конкурса по формированию читательской компетенции....
Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"
В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...
- Мне нравится (1)